Тип урока: урок- обобщение.
Цели: обобщить знания детей об алфавите и его
роли в общении людей; развивать внимание, речь,
память, познавательный интерес к предмету,
умение использовать на практике алфавит;
воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: карта путешествия с
обозначением станций: “Улица Гласных”, “Улица
Согласных”, “Переулок Беззвучный”, карточки с
текстами, слоги на карточках, плакат с заданием
королевы Азбуки, текст телеграммы, магнитная
доска, рисунки детей.
Ход урока.
Целевая установка.
- Ребята, у меня в руках телеграмма, адресованная
вам. Прочитаем её. (Приложение
1.)
-А доставит нас в этот город фантазия. Закройте
глаза. Раз, два, три… Откройте глаза. Мы у ворот
города Алфавита. (Открывается плакат с видом
города Алфавита).
Викторина. Обобщение знаний об алфавите.
- Для того, чтобы открылся засов больших ворот,
нам с вами нужно прочесть заклинание- алфавит. (Дети
хором произносят все буквы алфавита).
-Сколько всего букв в алфавите?
-Сколько гласных? - Сколько согласных?
-Сколько букв, не обозначающих звуков?
-Для чего необходимо знать алфавит?
-Когда люди пользуются алфавитом?
-В чём разница между словами азбука и алфавит?
Итак, входим в город. У ворот нас встречает
Азбука - королева города. На плакате она написала
вам свое пожелание. Но что-то случилось с
буквами… Я думаю, что это проделки “Буквоеда”.
И все- таки попробуйте прочесть. (Приложение 2.)
Работа по теме.
-Королева провожает нас на улицу Гласных.
Поздороваемся с жителями этой улицы, называя
каждого. Это самая музыкальная улица в городе.
Почему? (Ответы детей).
Некоторые буквы загадочно улыбаются. Они думают,
что вы не знаете, почему на их лицах –
хитрые улыбки. (Дети рассказывают об
особенностях букв: е, ё, ю, я.).
- А теперь послушайте сказку “Почему Ё всегда “ударная”. Из этой сказки вы узнайте, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки - ой, нет! - две точки. (Приложение 3.) [2]
Словарная разминка. Игры со словами.
-Буква “О” составила из слогов слова, но пока она
катилась из своего домика, слоги рассыпались.
Помогите букве составить слова. (Слоги на
карточках: ро, за, зи, на, ма, лыш, яб, ло, ко, ка, бу,
аз)
-Перепутаны части слов. Составьте слова.
Кара – бан
Бара – бас
Бук – то
Боло – вы
Беге – брод
Бутер – мот
Работа в парах.
Учитель читает стихотворение А. А. Шибаева: [3]
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково
Их поставишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И - с тобой заговорят…
-Следующее задание королевы Азбуки: Буквы решили немного пошалить. Они разбежались по листку. Раньше из них можно было составить много разных слов. Найдите эти слова. (Приложение 4.)
Физкультминутка. Упражнение для глаз.
Путешествие по проспекту Согласных.
-На улице Гласных вы справились со всеми сложными
заданиями. Королева Азбука провожает нас на
проспект Согласных. Он самый большой и шумный в
городе. Почему? (Ответы детей.)
- Некоторые согласные очень сдружились и гуляют
по городу парами. Какие это буквы? (Ответы
детей.)
- Есть согласные, которые не хотят дружить с
некоторыми гласными. Какие это буквы, и с какими
гласными они не дружат? (Буквы Ж, Ш не дружат с
буквой ы. Буквы Ч, Щ не дружат с буквами Я, Ю.) [4]
-У буквы З случилось несчастье. Она потеряла своё
место в слове. Помогите ей его найти: ЗАБУКА
(АЗБУКА).
- Молодцы, ребята! Королева очень довольна вашими
знаниями. Идём за ней дальше!
Переулок Беззвучный.
- Вот маленький тихий переулок. В нём всего два
домика. А называется этот переулок (Дети читают –
Беззвучный.) Странное название. Почему оно такое?
(Дети говорят о том, что ь и ъ знаки звуков не
обозначают.)
-Что вы ещё знаете об этих буквах?
-Найдите лишнее слово в каждом столбике и
объясните, почему оно лишнее.
Пальто Листья Деревья Льёт Воробьи |
Подъём |
Игра: “Образуй новые слова”.
Угол, мел, ел. л + ь получаются новые
слова.
Уголь, мель, ель.
-Составьте с любым из этих слов предложение.
Чтение стихотворения “Азбука” С. Михалкова
(заранее подготовленной ученицей).
(Приложение 5.) [5]
-Послушайте стихотворение Михалкова “Азбука” и
расположите буквы так, как они следуют в
алфавите.
(М Г Ж Ю У Ф Р ь С О А)
-Назвали буквы все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку.
Физкультминутка под музыку. ( Проводят ученики)
Игра: “Дополни букву”. (Работа у доски.)
- Итак, последнее задание королевы Азбуки:
-Дополните буквы нужными элементами.
- Прочитайте. Что у вас получилось?(Приложение 6.)
(Каждый ученик выходит к доске и дополняет букву
нужным элементом.)
Подведение итогов урока.
- Мы с вами прошли по городу, всех узнали, задания
выполнили. А теперь, прощаясь с жителями города
Азбуки, прочитаем стихотворение В. Берестова,
которое он посвятил всем первоклассникам:
(Хоровое чтение стихотворения.)
“ Как хорошо уметь читать!” [1]
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.
Рефлексивная деятельность.
(Предложить детям высказать своё отношение к
уроку, используя слова, записанные на доске.)
- научился…
- узнал …
- понравилось …
- затруднялся …
- поделюсь …
- расскажу …
Использованная литература:
- Бетенькова Н. М. Азбука: Для 1-го кл. четырёхлет. нач. шк. / Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин. – 3-е изд., дораб. – СпецЛит, 2003.
- Бондаренко А. А. В летней школе ударения: Книга для учащихся нач. классов / Просвещение, 1995.
- Волина В. В. Учимся играя. – М.:Новая школа, 1994.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение.
- Менькова Е. М. Литературное чтение. 1 класс /1-4/ - Волгоград 2002.
- Минский Е. М. От игры к знаниям. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1982.