Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем – проблеме психического здоровья личности – проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву, который в целом ряде публикаций проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие.
Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за ХХ век средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза.
Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1–3-х классах до 16% в 9–11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4–5 раз, а 85% неуспевающих – это больные дети.
Исследования американских ученых (Томасс, Чесс) установили, что к отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками). Данные ГУ НИИ физиологии СО РАМН подтверждают широкую распространенность отклонений психического здоровья у детей и подростков, многие из которых поддаются коррекции при оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Заметное влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывают отношения внутри семьи. Так, научные исследования ученых Бостонского университета показали, что отношения между родителями и детьми, основанные на чувстве разделенной любви, взаимном уважении и доверии, благотворно воздействуют на их здоровье. Кроме того, данные разных авторов позволяют говорить, что семейное неблагополучие само по себе может стать причиной развития целого ряда психосоматических заболеваний. Здоровье детей – это та проблема, которая объединяет не только разные науки и направления, но и такие важные институты, как семья и школа.
Актуальность и практическая значимость проблемы здоровья детей позволила определить тему настоящего исследования “Связи между здоровьем старшеклассников, их жизненными стремлениями и восприятием родителей и учителей”.
Цель исследования: изучение структуры жизненных стремлений старшеклассников, их связей с психическим здоровьем, особенностями родительского и учительского личностного стиля.
Объекты исследования: жизненные стремления старшеклассников, их психическое здоровье, особенности родительского и учительского личностных стилей.
Предмет исследования: связи между здоровьем старшеклассников, их жизненными стремлениями и восприятием родителей и учителей.
Гипотезы настоящего исследования
1. Жизненные стремления старшеклассников подразделяются на внутренние и внешние стремления.
2. Преобладание внутренних стремлений положительно связано с психическим здоровьем старшеклассников: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления, тем лучше у него показатели психического здоровья.
3. Стиль общения между старшеклассниками и их родителями и учителями оказывает влияние на формирование жизненных ценностей подростков. Контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям будет отрицательно влиять на удовлетворение их базовых психологических потребностей, что, в свою очередь, приведет к ориентации старшеклассников на внешние ценности и ухудшение психического здоровья.
Для достижения цели и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:
- определить доминирующие жизненные стремления старшеклассников;
- установить связь между жизненными стремлениями старшеклассников и показателями психического здоровья;
- выявить влияние поддержки, автономности, эмоциональной вовлеченности родителей и учителей на преобладание ценностей у старшеклассников.
Недавние исследования, выполненные в рамках теории самодетерминации, выявили две группы ценностей. Одна группа ценностей, в которую по результатам факторного анализа были объединены личностный рост, привязанность и любовь, служение обществу и здоровье, получила название внутренних стремлений. Внутренние стремления были интерпретированы как жизненные цели, обеспечивающие удовлетворение основных психологических потребностей в автономности, эффективности и привязанности и которые способствуют личностному росту и психическому здоровью. Другая группа ценностей, в которую были объединены материальное благополучие, социальное признание через популярность и физическая привлекательность, получила название внешних стремлений. В эту группу стремлений попали состояния, имеющие видимые признаки благополучия и признания, оценка и достижение которых зависит от реакций других людей. Эти стремления, как правило, являются средствами достижения некоторых внешних по отношению к личностному Я целей и способами реализации потребностей, не ведущих к личностному росту и психическому здоровью.
Проведенные в США исследования продемонстрировали, что в социальной атмосфере, характеризуемой поддержкой самостоятельности подростков, наличием четких правил поведения и ясных критериев его оценки, последовательностью в их соблюдении, а также эмоциональной вовлеченностью в жизнь подростков, у них происходит успешное формирование внутренней мотивации, самостоятельности и саморегуляции. Подростки в такой атмосфере воспринимают себя более компетентными в учебной деятельности и демонстрируют более здоровые способы адаптации к социальным ситуациям различной природы по сравнению с подростками, воспитывающимися в противоположных условиях (строгий контроль за поведением, диффузность требований и равнодушие со стороны родителей). Было выявлено, что дети из семей с низким доходом демонстрируют относительное преобладание ценности материального благополучия над внутренними ценностями.
Эти результаты были проинтерпретированы с позиции теории самодетерминации поведения человека. Согласно данной теории, каждый человек имеет три базовые психологические потребности: потребность в автономности и самостоятельности, потребность в компетентности и эффективности и потребность в значимых межличностных отношениях. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психическому здоровью. Если семейное окружение обеспечивает адекватную реализацию указанных потребностей, то очень вероятно, что дети будут развиваться психологически здоровыми и что они ассимилируют такие жизненные ценности, которые и в дальнейшей жизни обеспечат беспрерывное удовлетворение базовых психологических потребностей. С другой стороны, если человек сталкивается с трудностями в удовлетворении этих потребностей, то, скорее всего, он будет испытывать беспокойство и обладать плохим психическим здоровьем. Очень вероятно, что такой человек ассимилирует жизненные ценности, являющиеся социально признанными индикаторами видимого благополучия. Люди, ориентированные на такие внешние ценности, скорее всего не будут получать удовлетворение от реализации внутренних ценностей, что в свою очередь будет подкреплять внешне-ценностную ориентацию и плохое психическое здоровье.
Согласно теории самодетерминации, три упомянутые выше психологические потребности являются универсальными и обеспечивают личностное развитие людей в любой культуре. Исходя из этого, предполагается, что будет выявлено две группы стремлений (одна – связанная с удовлетворением психологических потребностей, а другая – не связанная с ними). Согласно теории самодетерминации, контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям будет отрицательно влиять на удовлетворение их базовых психологических потребностей, что, в свою очередь, приведет к ориентации подростков на внешние ценности и ухудшению психического здоровья.
Процедура и методы исследования
Участники исследования:
Были опрошены 115 учащихся 10–11 классов школы №2 и школы №26 города Междуреченска Кемеровской области. Возраст опрошенных составил от 15 до 17,5 лет.
Использованные методики:
Методика оценки жизненных стремлений. Использовалась шкала, измеряющая семь жизненных стремлений, с тремя утверждениями для каждого стремления (21 пункт). Опрашиваемые оценивали каждое стремление по важности их в настоящем.
Краткая шкала самоактуализации А Маслоу. Данная шкала, содержащая 15 пунктов, измеряет уровень самоактуализации, которая понимается как принятие себя, креативность, спонтанность, способность к глубоким межличностным отношениям. Использовалась пятибалльная шкала для оценки.
Опросник по оценке депрессии Цунга. Методика содержит 20 пунктов, отражающих различные симптомы депрессии за последние недели.
Шкала оценки ребенком взаимоотношений с родителями И.М. Марковской (подростковый вариант). Методика содержит три субшкалы: поддержка самостоятельности и автономности со стороны родителей, контроль, вовлеченность со стороны родителей.
Шкала оценки ребенком взаимоотношений с учителями И.М. Марковской (подростковый вариант). Концептуально данная шкала аналогична родительской шкале с теми же тремя субшкалами.
Все методики предъявлялись фронтально – целому классу во время одного урока. Каждый ученик получал набор стандартных бланков, предваряемых письменной инструкцией. На основном этапе исследования, для обеспечения большей искренности ответов и снижения беспокойства подростков по поводу возможности разглашения информации, испытуемые заполняли бланки анонимно, фиксируя только свой пол и возраст.
Результаты.
Цель настоящего исследования – изучение структуры жизненных ценностей старшеклассников, их связей с психическим здоровьем, родительским и учительским личностными стилями. Данная работа осуществлена в рамках теории самодетерминации.
Факторная структура жизненных ценностей
Для того, чтобы проверить гипотезу о разделении жизненных ценностей на внешние и внутренние, был проведен факторный анализ семи ценностей по параметру важности с помощью опросника оценки жизненных стремлений В.И.Чиркова.
В первый фактор вошли стремление к личностному развитию и служению людям (таблица 1).Этот фактор получил название “внутренний фактор”.
Во второй фактор вошли материальный успех, популярность и физическая привлекательность (таблица1). Данный фактор получил название “внешний фактор”.
Стремления к привязанности и здоровью получили статус “межфакторных показателей”, так как они являются составной частью как “внутреннего”, так и “внешнего” факторов (диаграмма 3).
Анализ результатов опроса позволил определить структуру жизненных стремлений старшеклассников по параметру важности (диаграмма 1). Так, самый большой процент выборов получили следующие жизненные ценности:
- личностный рост – 23,47% опрошенных считают его приоритетным для себя;
- здоровье – 20,01%;
- служение людям – 18,26%.
Более низкие показатели отмечаются по следующим параметрам:
- материальный успех – 14,78%.
- привязанность – 9,57%;
- привлекательность – 7,82%;
- популярность – 6,09% (таблица 1, диаграмма 3).
Таким образом, гипотеза о том, что жизненные стремления старшеклассников подразделяются на внутренние и внешние подтвердилась. Была выявлена структура жизненных стремлений старшеклассников. Одна группа стремлений, в которую вошли оценка важности стремлений к личностному росту и служению обществу, была отнесена к внутренним стремлениям, связанным с удовлетворением основных психологических потребностей. В другую группу, которая была обозначена как внешние стремления, вошли стремления к материальному успеху, физической привлекательности и известности. Эти стремления рассматриваются как видимые показатели благополучия, не связанные непосредственно с психологическими потребностями роста и развития. Внешние стремления оцениваются старшеклассниками как менее важные по сравнению с внутренними стремлениями.
Однако, факт, что стремления к здоровью и привязанности являются частью обеих группах, свидетельствует о том, что для старшеклассников эти две ценности имеют смысл и как факторы личностного развития, и как факторы видимого благополучия.
Связи между стремлениями и психическим здоровьем
Для оценки связи ценностей и психического здоровья использовались методики: опросник оценки жизненных стремлений В.И.Чиркова, шкала самооценки депрессии Цунга, краткая шкала измерения самоактуализации А.Маслоу.
Анализ результатов, полученных по шкале самооценки депрессии Цунга, показал, что ни один из числа опрошенных не оценивает собственное состояние как депрессивное. Однако, близкие показатели к депрессивному состоянию (40–46 баллов при максимальном значении 50 баллов и выше) имеют 2,6 % от общего числа опрошенных. Из них, для 0,86 % приоритетными являются внутренние жизненные стремления, а для 1,74 % – внешние жизненные стремления.
Анализ результатов измерения самоактуализации показал, что высокий уровень самоактуализации имеют более трети опрошенных. (диаграмма 2, таблица 2). Расхождения между показателями среднего и низкого уровней оказались незначительными (29,56% и 28,69% соответственно).
Кроме того, среди старшеклассников, имеющих высокий уровень самоактуализации, подавляющее большинство (83,34%) ориентированы на внутренние стремления; для старшеклассников, имеющих низкий уровень самоактуализации, характерны внешние стремления (69,7%).
Таким образом, высокий уровень самоактуализации старшеклассников положительно связан с их психическим здоровьем, так как чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления, тем лучше у него показатели психического здоровья.
Следовательно, вторая гипотеза о том, что преобладание внутренних стремлений положительно связано с психическим здоровьем старшеклассников подтвердилась.
Можно говорить об относительно универсальной закономерности: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем лучше у него показатели психического здоровья, и, наоборот, чем выше он оценивает важность внешних стремлений в сравнении с внутренними, тем ниже его психологическое благополучие. Эти результаты вовсе не означают, что человеку не надо стремиться к материальному успеху, физической привлекательности и известности. Они свидетельствуют только о том, что если эти ценности доминируют по отношению к внутренним ценностям личностного роста и развития, то тогда это оказывает негативное влияние на психологическое самочувствие человека.
Зависимость жизненных стремлений старшеклассников от восприятия родителей и учителей
Для проверки третьей гипотезы о влиянии родительского и учительского стилей взаимодействия на преобладание ценностей использовался опросник “Взаимодействие родителя с ребенком” и аналогичный ему опросник “Взаимодействие учителя с ребенком” И.М. Марковской (подростковый вариант).
Данная методика позволила определить уровни взаимодействия родителей и учителей с подростками по шкалам:
- поддержка самостоятельности и автономности со стороны взрослых;
- контроль;
- вовлеченность со стороны взрослых.
Кроме того, результаты методики позволили выявить зависимость жизненных стремлений старшеклассников от восприятия ими учителей.
Отношения между особенностями стилей учителей и преобладанием стремлений полностью соответствует гипотезе: чем в большей мере старшеклассники оценивают своих школьных учителей как поддерживающих самостоятельность и вовлеченных, тем значительней их ориентация на внутренние ценности (таблица 4).
Между родительским личностным стилем и преобладанием внешних или внутренних стремлений значимых связей не было обнаружено (таблица 3).
Тот факт, что отношения с учителями оказались связанными с ценностями, а отношения с родителями – нет, требует дополнительных исследований. Другими словами, в данном исследовании проявилась низкая роль семьи и доминирование роли школы в формировании жизненных стремлений подростков.
Таким образом, третья гипотеза о влиянии родительского и учительского стилей взаимодействия на преобладание ценностей старшеклассников подтвердилась частично.
Выводы.
1. Была получена структура жизненных целей старшеклассников. Одна группа целей, в которую вошли оценка важности стремлений к личностному росту, была отнесена к внутренним стремлениям, связанным с удовлетворением основных психологических потребностей. В другую группу, отнесенную к внешним стремлениям, вошли стремления к материальному успеху, физической привлекательности и известности. Стремление к здоровью и привязанности являются частью обеих групп, то есть эти две ценности имеют смысл и как факторы личностного развития, и как факторы видимого благополучия
2. Подтвердилась относительно универсальная закономерность: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели психического здоровья, и, наоборот, чем выше он оценивает важность внешних стремлений в сравнении с внутренними, тем ниже его психологическое благополучие.
3. Отношения с учителями более значительно влияют на формирование жизненных ценностей старшеклассников, чем отношения с родителями.
Приложение.