Применение диалоговых форм обучения на уроках математики с целью гуманитаризации обучения.
“Гуманизация подразумевает смещение акцента с технической и формальной стороны образования в сторону равновесия и целостности процесса обучения; основной ее целью можно считать достижение целостности всех знаний о человеке и окружающем его мире. В свою очередь гуманитаризация - это, попросту говоря, акцент на роли гуманитарных дисциплин, в отличие от математических, естественнонаучных, технических”. Эти строки мной были прочитаны в Интернете в статье на тему “Отрицательные стороны гуманитаризации образования”. Я не помню, кто автор этих строк, но хотела бы поспорить.
Действительно, целью гуманитаризации является познание, освоение, достижение целостности всех знаний о человеке и окружающем его мире, а также о том, какое место человек занимает в этом мире. А теперь, что касается математических, естественнонаучных и технических наук, во-первых, все эти науки созданы человеком, во-вторых они существуют для того, чтобы более точно, полно понять мир нас окружающий в целом и человека в частности. Конечно, они используют отличные методы познания действительности от методов, используемых так называемыми гуманитарными дисциплинами. Другими словами, содержание каждой дисциплины, каждое научное знание объективно гуманитарно. Другое дело, что многие стороны и части накопленного человечеством знания субъективно воспринимаются как абсолютное знание, существующее не зависимо от человека, не имеющее никакого отношения к жизни, чувствам и проблемам человека, человечества.
Все это относится и к математике. Математика позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающей действительности, по сути математика изучает природу, но в отличии от других наук изучающих природу, осуществляет это с помощью своих абстрактных конструкций, формул, выражений. То есть математика непосредственно является объективно гуманитарной дисциплиной. Однако в самом математическом знании, в определениях, теоремах, формулах, доказательствах эта гуманитарность явно не прослеживается. Она завуалирована строгим математическим языком, безапелляционными математическими суждениями и аксиомами, не требующими доказательств.
Осуществить гуманитаризацию обучения математике можно, включив в содержание обучения вопросы происхождения, смысла и назначений математических понятий и утверждений, вопросы общности с другими областями знания, с реальной жизнью учащегося и жизненными проблемами сегодняшнего дня. Гуманитарность существует, если в любом математическом знании ученик видит другого человека, других людей открывших, сформулировавших, доказавших истинность этого знания. Это возможно, если на уроках организовывать диалоги или использовать диалоговые формы обучения. Учитель в данном случае выступает организатором диалога. Он выступает в роли и противника мнений детей, и автором учебника, и автором изучаемой закономерности или правила. В диалоге учитель заставляет детей прожить возникновение новых для них понятий, давно всем известных истин и тождеств. Специально подобранным набором вопросов учитель помогает ребенку самому дойти до верного знания, тем самым делая эти знания более действенными и прочными. Никому ведь не секрет, что опыт, полученный в процессе собственного переживания, более прочный.
Наглядным примером вышесказанного являются приведенные далее фрагменты уроков в 1 классе по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В Степановой.
Фрагмент урока математики на тему: “Знакомство с элементами задачи”.
Цель: научить детей выделять вопрос в текстовой задаче.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о задачах. В любой задаче о чём-то спрашивается, в них всегда есть вопрос. Послушайте задачу: “На ветке сидело 3 птички. К ним прилетела еще одна. Сколько птичек стало?” в этой задаче вопрос такой: “Сколько птичек стало?”
Даша: 4.
Учитель: Послушайте другую задачу: “На ветке висело 4 вишенки. Синичка съела 3. Сколько вишенок осталось? Повторите только вопрос.
Аня: Сколько вишенок осталось?
Учитель: А можем ли мы решить задачу, не зная вопроса?
Настя: Ну мы же знаем сколько было вишен и знаем сколько съели.
Ваня: Да . Одна ягода осталась.
Учитель: С чего ты решил, что одна?
Ваня: Но ведь было 4 вишни и птица съела 3. Значит осталось 1. 4-3=1.
Учитель: Откуда ты знаешь, что надо вычитать?
Ульяна: Там же спросили: “Сколько осталось?”
Учитель: Но ты, Ульяна, задала вопрос?!
Ульяна: Да.
Учитель: Так можно решить задачу, не зная её вопроса?
Даша: Нет.
Учитель: Чему нужно учиться, чтобы уметь решать задачи?
Олеся: Надо знать вопрос.
Женя: Понять, что найти.
Ваня: Надо найти вопрос.
Учитель: Да, чтобы научиться решать задачи, надо научиться находить вопрос в них. Это мы и будем делать.
Детям читались задачи и в них они находили вопросы.
Учитель: “У Лены 2 куклы. У Веры 3.” Это задача?
Оксана: Да, здесь сказано, что у Лены 2 куклы, а у Веры 3 а всего 5.
Аня: Нет. Здесь не говорили, что с этими куклами надо сделать.
Ваня: Нет. Здесь не спросили, что надо найти.
Ульяна: Да, Здесь нет вопроса. Это не задача!
Учитель: А можно ли этот текст превратить в задачу?
Миша: Наверно, надо вопрос придумать.
Учитель: Ну давайте придумаем.
Даша: Сколько кукол у Веры и Лены вместе? (5).
Света: А можно узнать на сколько у Веры больше кукол, чем у Лены? (1).
Учитель: Что нового узнали о задачах?
Саша З.: У них всегда должен быть вопрос.
Элина: В них должно быть сказано, что надо найти.
Фрагмент урока по математике на тему: “В попугаях гораздо длиннее!”
Цель: закрепить понятие единой единицы измерения.
Учитель: У меня есть два пояса. Какой из них длиннее? (Красный длиннее белого).
Олеся: А можно концы сложить и посмотреть какой длиннее будет. (Она выполняет это).
Учитель: Ребята, А может ли один и тот же предмет быть разной длинны?
Оксана: Нет. Вот пояс он какой есть, такой и остался, он ведь не вырос.
Саша К.: А резинка, если её растянуть, длиннее становится.
Учитель: А, давайте, класс измерим.
Два ученика меряют класс шагами. (Одна девочка маленького роста, другой – высокий мальчик).
Учитель: У Даши получилось 12 шагов, а у Вани 10. Значит у нашего класса разная длина?
Ульяна: Нет, он же везде одинаковый. Стенки же на одном расстоянии друг от друга.
Учитель: Тогда в чём причина?
Олеся: Так Даша маленькая – у неё шаги меньше. А у Вани – больше.
Леша: Ну почему тогда у Даши – 12 шагов, а у Вани – 10? Если Даша меньше, у неё и шагов должно быть меньше.
Ульяна: Нет, наоборот, чем ты меньше шаги делаешь, тем их больше получается. Поэтому у Даши 12 шагов, а у Вани – 10. У него шаги больше.
Учитель: А как быть? Как узнать какая длина класса? Получилось, что длина шагов разная.
Ваня: А надо договориться чьими шагами мерить.
Учитель: Ну а если этого человека не будет? Что тогда?
Олеся: А может взять какой-нибудь отрезок одной длины и им постоянно мерить.
Учитель: Молодец, Олеся! Так вот именно люди давным-давно договорились измерять длины предметов, а за отрезок взяли 1 см.