С момента рождения человек проходит несколько основных этапов жизненного развития: от раннего младенчества и заканчивая поздней взрослостью. И на каждом этапе формируясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Под развитием личности мы подразумеваем объективный процесс внутреннего, последовательного и качественного изменения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности, его предназначения. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение возможностей личности, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Природа многое дала человеку, но чтобы человек был сильным и самостоятельным, прежде всего надо обеспечить его:
- Физическое развитие;
- Психическое развитие (память, мышление, воображение);
- Интеллектуальное развитие (творческое, критическое мышление);
- Социальное развитие (общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные отношения и др.).
Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Индивидуальная культура человека складывается в сложном, в многомерном поле культуры социума под действием разнонаправленных влияний. Из этого материала развивающаяся личность вырабатывает свою собственную культуру, строит саму себя.
“Жить – значит развиваться” – говорил Альфред Адлер.
Личность, её знания и общая культура должны соответствовать требованиям современного общества, чтобы выпускник училища - молодой рабочий обладал тем необходимым потенциалом, который помог бы ему смело войти во взрослую жизнь.
Когда мы говорим о развитии и профессиональном становлении учащегося НПО, то мы имеем в виду потенциал: ценностный, коммуникативный, профессиональный, творческий.
Мини-исследования дают педагогам сведения о целях, ценностях, отношениях, желаниях подростков, их взглядах на образование, семью, карьеру, личностный рост и самовоспитание. Анализируя материалы входной диагностики многое можно понять. Предел мечтаний наших учащихся состоит в том, чтобы стать успешным в профессии и в жизни, затрачивая при этом минимум усилий. Образование и карьера для многих подростков значимы, а вот учеба традиционно занимает одно из последних мест в рейтинге ценностей.
Есть над, чем задуматься педагогам. Мы ведь встречаемся с учащимися как раз по поводу учения, а им бы просто общаться с хорошими друзьями, да побыстрей «получить много денег, квартиру, машину». Конечно, у педагогов прослеживается понимание того, что иерархия ценностей каждого ученика индивидуальна, что сочетание ценностных выборов бесконечно, что навязать свою систему ценностей, сделать выбор за учащихся не получится.
Что же делать? С чего начать? Давняя проблема образования не обошла и сферу воспитания. Не определив для начала цель и ценности воспитания так легко впасть в привычную радикальную замену «плюсов» на «минусы» и опять где-то в стороне от человеческого сердца прочертить траекторию профессионального роста и кривую карьерной успешности.
Какие же основы можно положить в фундамент модели воспитания личности учащихся на современном этапе развития общества?
« …нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, пишет К.Д. Ушинский, одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству; а мы её-то, именно её, единственно годную для заимствования во всей полноте и пропустили. Не мешало бы нам занять её не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей Родины».
Исходя из этого высказывания, первый принцип в построении системы воспитания можно сформулировать так: переустройство, модернизация процессов воспитания не должны уничтожать основ, которые создала тысячелетняя культура России. Второй завет-размышление звучит из уст одного из министров народного просвещения России графа С.С. Уварова - «Как учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу?»
Сегодня учащийся, как никогда нуждается в широком и полноценном образовании, основанном на общечеловеческих ценностях. Воспитание должно опираться на осознании приоритетности духовного и нравственного над материальным и экономическим. Ведь только в духовном состоянии у человека функционирует совесть как высший, нравственный регулятор действия. Там, где совесть молчит, ослабевают чувства долга, ответственность, оскудевает верность, исчезает служение, самопожертвование, а вместо этого расцветают продажность, измена, равнодушие. Именно это имел в виду К.Д. Ушинский, утверждая еще сто лет назад, что «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья»2.
Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью гармоничного взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей совестью. Наладить подобное взаимодействие способен только педагог-воспитатель. Сегодня невозможно «приписать» воспитательные функции лишь заместителям директоров по УВР и классным руководителям.
Особенностью авторских программ, составляющих основу общеучилищного эксперимента ПУ №42 по теме «Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР» является то, что развитие учебно-воспитательного процесса как объекта исследования требует непременного становления профессиональной позиции каждого педагога как воспитателя.
Личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью. Воспитание становится реальностью, если педагог обрел активную личную позицию в профессионально-деятельной сфере. Личностно – профессиональный рост педагога – необходимое условие для нравственного возвышения и духовного «взращивания» учащихся. Это всегда было традицией отечественной педагогики.
«Нельзя воспитывать, не передавая знания, пишет Л.Н. Толстой, всякое же знание действует воспитательно».3 Обретение собственной позиции в воспитании – не одноразовое действие. Здесь должны сходиться интеллектуальные, волевые, эмоционально-оценочные отношения к педагогическому труду и жизни в целом. Человек с такой позицией становится субъектом собственного развития (совершенствуя индивидуальный стиль педагогической деятельности). В данном случае самоактуализация является основным показателем профессиональной компетентности педагога.
Современному педагогу в своей профессиональной деятельности приходится выполнять целый комплекс новых функций:
- анализ и рефлексия целостного педагогического процесса;
- конструктивно-прогностические, направленные на выработку и принятия решений;
- организационно-деятельностные, реализующие различные варианты воспитания;
- оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие.
«Наиболее адекватной становиться модель специалиста при условии, если её построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Полнота осознания этих задач и их реализация определяют уровень его профессиональной компетентности»4 . Профессиональная компетентность педагога как раз и является предметом исследования нашего эксперимента.
Определяя в качестве объекта экспериментальной деятельности учебно-воспитательный процесс, мы условно представляем образовательное учреждение НПО как социальную систему, функционирующую по принципу «входа» и «выхода». На входе ее задана «цель»: конкурентно–способный специалист, а на выходе получается «результат»: выпускник – как субъект рынка труда. Степень достижения цели позволяет судить об эффективности учебно-воспитательного процесса.
Данная модель образовательного учреждения системы НПО представлена на схеме (Приложение 1). Принимая социальный заказ на подготовку квалифицированного специалиста в качестве конечной «цели», педагогическая система осуществляет образовательную деятельность, результатом которой на « выходе» является сформированная личность выпускника, обладающая спроектированными в модели специалиста знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами.
Педагогическая система понимается нами как организованная совокупность взаимосвязанных методов, средств и процессов, необходимых для целенаправленного и планомерного развития личностных и профессиональных качеств учащихся. Она содержит вариативные (факультативы, кружки, курсы по смежной профессии) и инвариантные (образовательная программа и ГОС НПО) компоненты, взаимодействующие между собой и с внешней средой.
Изменяющиеся внешние условия приводят к изменению конечной цели. Для ее достижения должна синхронно перестраиваться педагогическая система.
К внешним условиям можно отнести: общие экономические условия, конкуренцию на рынке труда, конкуренцию в сфере образовательных услуг, макро- и микроокружение, семью, результаты обученности за курс основной школы, ОУУН, изменение спроса или предложения на ту или иную профессию и пр.
Внутренние факторы – учебно-воспитательные мероприятия, материально-техническая база, библиотека, инженерно-педагогический коллектив, специфика образовательного учреждения, система санкций и поощрений, характер, содержание и условия обучения.
Экономические изменения в обществе, развитие малого и среднего бизнеса приводят к тому, что нашим выпускникам придется выполнять новые функции, расширяющие рамки профессии, осваивать смежные специальности. И они должны быть готовы к этому. Авторские программы экспериментов5 планируют исследование инвариантных составляющих модели выпускника, таких как:
- умений и навыков, необходимых для большинства профессий (например, навыки самоорганизации, самоуправления и самоопределения, планирования собственной деятельности, умение работать с информацией).
- качеств, которые помогут освоить новые функции или новую профессию (гибкость мышления, креативность).
- коммуникативных навыков (устная и письменная речь, общение, умение устанавливать контакты и пр.).
Педагогическая система функционирует эффективно в том случае, когда при соблюдении интересов личности достигает результата, адекватного социальному заказу.
Именно мониторингу, как технологической основе информационного обеспечения качества личностного развития, социализации и профессионального становления, учащихся мы отводим первостепенную роль.
Педагогический мониторинг определен нами как система сбора, обработки, анализа, хранения, распространения информации о результатах деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
Составляющие модели мониторинга ПУ № 42 представлены на схеме (Приложение 2).
Рассмотрим основные компоненты данной модели:
Целью мониторинга является обеспечение информационного отражения образовательного процесса в училище, разработка прогноза его развития.
Задачи мониторингового исследования:
- Разработка показателей и критериев развития образовательной системы училища.
- Разработка и подбор методик и сбор информации.
- Обработка, корректировка и ввод информации в базы данных.
- Осуществление первичного анализа.
- Создание информационного банка.
- Выявление основных тенденций развития системы образования в училище.
- Создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов.
- Выявление наиболее типичных признаков успеха организационно-педагогической деятельности.
- Совершенствование технологии мониторинга.
Предметные области мониторингового исследования: инновационно – педагогическая деятельность, личностное развитие ИПР, результативность инновационно – педагогической деятельности.
Этапы мониторингового исследования:
- первый – водный мониторинг (сбор и изучение информации),
- второй – текущий (корректировочно-прогностический),
- третий – заключительный (выводы по эффективности работы).
Предлагаемая модель мониторинга может характеризоваться в соответствии с классификацией А.Н. Майорова6 как:
- Динамическая (в качестве основания для выявления эффективности обучения подлежат экспертизе данные о динамике развития учебных достижений и пр.);
- Комплексная многофакторная (экспертизе подлежит множество аспектов);
- Базовая (за наблюдаемыми объектами мониторинга устанавливается постоянный контроль с помощью периодического измерения показателей);
Мониторинговое исследование развития уровня профессиональной компетентности ИПР проводится по следующим направлениям:
- учебная работа,
- методическая работа,
- исследовательская деятельность,
- социально – коммуникативные качества,
- результативность педагогической деятельности.
Для каждого направления разработаны соответствующие критерии и показатели,7 методы и периодичность диагностики, форма представления результатов (Приложение 3).
Исследование личностного развития и профессионального становления учащихся является магистральным направлением мониторинга образовательной системы профессионального училища. Его результаты обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме (ППК).
ППК – это один из методов работы, который давно используется в нашем коллективе. Он дает полную картину жизнедеятельности учебных групп, их отношений, интеллекта и, самое главное, - позволяет обсудить сильные и слабые стороны каждого учащегося с педагогами, которые будут работать с ним в течение 3-х лет.
Работа нашего ППК подтверждает мысль Ю.К. Бабанского, который считает что «коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков»8.
Рассмотрим вопрос о ППК более детально.
Не секрет, что у некоторых педагогов зачастую складывается жесткое и однозначно негативное мнение о конкретном учащемся, и изменить это мнение порой непросто. Поэтому проведение педагогического консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки.
ППК объединяют заместителей директора, мастера и преподавателей, работающих в данной группе учащихся, психолога, медицинского работника. Плановые ППК проводятся на первом курсе два раза в год, на втором и третьем по одному разу, в конце года.
Во время приема учащихся в училище и в сентябре проводится входная диагностика. Ее осуществляют психолог, мастера и преподаватели, работающие с данной группой. Результаты диагностики обрабатываются психологом и выносятся на обсуждение первого ППК. Его цель – изучить психологические особенности учащихся первого курса, выработать рекомендации по коррекции личности подростков, выявить пробелы в знаниях по отдельным предметам, а также определить уровень общеучебных умений и навыков учащихся.
При подготовке к психолого-педагогическому консилиуму педагоги ведут наблюдение, знакомятся с учащимися, изучают их личные дела.
На первом заседании ППК определяется степень адаптации учащихся, выясняются их учебные возможности, ОУУН, результаты успеваемости, ценностные ориентиры, составляется план работы с отдельными учащимися. Результаты диагностики учащихся и независимых наблюдений отражаются в психолого-педагогической карте (карте-профиль)9. Она содержит информацию , мастера, преподавателей, психолога, фельдшера.
Заседание консилиума проводится в конце первого полугодия (во время зимних каникул).
Участники ППК готовят следующую документацию:
- Мастер – воспитатель:
- Социально-демографическая характеристика учащихся.
- Педагогическая характеристика:
- Количественные показатели учебной деятельности (успеваемость, предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости);
- Учебная и общественная активность и заинтересованность, мотивация к обучению в ПУ;
- Показатели поведения и общения (уровень социализации, социальный статус, трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками, ценностные ориентации и гражданская позиция учащихся группы).
- Медицинский работник готовит информацию о здоровье учащихся (соматическом, физическом, психологическом, нравственном) по заболеваемости в целом в группе по результатам медицинского осмотра, готовит рекомендации по профилактической работе с учащимися во время уроков и перемен.
- Педагог–психолог проводит диагностику учащихся:
- Интеллектуальное развитие.
- Личностные качества (тревожность, фрустрация, агрессивность).
- Адаптация (для 1-го курса).
- Самоактуализация.
- Тип темперамента.
- Тип полушария.
- Готовит рекомендации по работе с детьми на основе их индивидуальных особенностей развития.
- Преподаватели представляют качественную характеристику учебной деятельности:
- Результаты учебной диагностики по предмету (актуальный уровень обученности, уровень обучения, познавательная активность, уровень ОУУН).
- Трудности и особенности, проявляющиеся в процессе обучения.
- Эмоциональное состояние (типичное) для учащихся на уроке.
- Особенности общения с предметниками и другими учащимися.
- Работа по предупреждению неуспеваемости.
- Динамика результатов.
- Прогноз результатов обучения.
- Заполняют карту результативности обучения.
- Зам. директора по УВР готовит информацию о
- Учащихся, состоящих на учете в ИДН, причины постановки на учет.
- Результатах профилактической работы.
Все специалисты, ведущие непосредственную работу с учащимися, не позднее, чем за 3 дня до проведения планового консилиума представляют председателю консилиума (заместителю директора по НМР) документы на группу и отдельных учащихся.
В содержательной части представления отражается динамика развития и коррекционная работа за период, прошедший с момента последнего консилиума по данной группе. В заключение должна быть приведена оценка эффективности проводимой развивающей или коррекционной работы и рекомендации по дальнейшему её совершенствованию.
Психолог, по результатам диагностики и непосредственных наблюдений, предлагает коллективу свои выводы и рекомендации. После их обсуждения ППК вырабатывает общую линию поведения по отношению к данному учащемуся.
Заместитель директора по НМР информирует коллектив о методах и формах работы с учащимися и их родителями, способствующих более интенсивному развитию учащихся имеющих: низкий уровень ОУУН, высокий уровень интеллекта, слабо выраженную профессиональную направленность.
Узнать об ученике, как можно больше, иметь по возможности полное представление об условиях его жизни и интересах, о том, как он работает на других предметах – основная цель ППК. Это помогает педагогам выработать единый подход к каждому учащемуся, а для руководителей училища увидеть состав и уровень первого курса «в разрезе».
По материалам ППК проводится индивидуальная работа. Учащиеся, чье поведение и учебная деятельность вызывает тревогу, ставятся на внутриучилищный контроль. Особое внимание уделяется учащимся, имеющим 1-2 тройки, которые могли быть хорошистами и отличниками. Для решения проблем учащихся и педагогов в училище создана социально-психологическая служба специалистов (СПСС). Ее состав: психолог, социальный педагог (УВР), инспектор по делам несовершеннолетних.
Как и медицинский, ПП консилиум собирается для вынесения максимально объективного «диагноза» и определения согласованных методов «лечения».
Педагоги получают развернутую картину возможных затруднений в обучении и воспитании учащихся. Это хороший материал для планирования воспитательной работы в группе и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей. Положительной стороной ППК является его доступность педагогам, не имеющим базового педагогического образования. При этом их задача состоит в том, чтобы проанализировать свои собственные наблюдения, соотнести их с результатами наблюдений других педагогов, сделать для себя соответствующие выводы.
Второй этап работы ППК ? май–июнь и декабрь следующего года. На этом этапе анализируются результаты деятельности педагогического коллектива при работе с группой и отдельными учащимися, делаются выводы о необходимости внесения корректив, составляются планы дальнейшей работы с отдельными учащимися. Третий – заключительный этап (изучение динамики, подведение итогов, выводы) проводится по окончании учащимися 3-го курса.
Решение ППК является обязательным для всех членов консилиума. Информация, полученная при обсуждении, является конфиденциальной.
Педагоги используют разнообразные методы изучения личности учащихся: наблюдение, опрос, тестирование, анализ документов и т.д.
К оценке результатов диагностики члены ППК должны подходить осторожно. Следует учитывать неизбежные эффекты искажения данных. Недопустимо навешивать ярлыки. При обсуждении качеств личности необходимо проявлять максимум корректности, такта и деликатности.
Проведение ППК и анализ данных показали острую необходимость факультативных занятий «Психология личности» для первокурсников. С этого года такой факультатив введен в программу первого курса (ранее он был только на 2-м).
Далее приводятся результаты психолого-педагогической диагностики учащихся 1-2 курса, полученные в ходе исследования одного из критериев профессиональной компетентности - самоуправления. В качестве показателей самоуправления определены: волевая саморегуляция, настойчивость, самообладание. Анализ данных показателей может быть проведен для каждого учащегося и для группы в целом.
Волевая саморегуляция ( Приложение 4).
Под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Общая шкала волевой саморегуляции
Если рассматривать динамику развития волевой саморегуляции, то можно увидеть незначительные, но позитивные изменения, как по общей шкале, так и по субшкалам. Например, низкие результаты по общей шкале ВС на 1 курсе составляют 24% а на 2 курсе – всего 7%.
Высокие результаты: эмоциональная зрелость, активность, независимость, развитое чувство долга. Выраженная социально-позитивная направленность.
Низкие результаты: эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, импульсивность, ранимость.
Общая шкала ВС включает две субшкалы – “Настойчивость” и “Самообладание”.
Настойчивость низкие результаты по шкале “Настойчивость” на 1 курсе – 16%, на 2-м – 11%.
Высокий уровень: работоспособность, выполнение намеченного; уважение к социальным нормам, препятствия их мобилизуют.
Низкий уровень: повышенная лабильность, непоследовательность и даже разбросанность, свободная трактовка социальных норм.
Самообладание
Низкие результаты по шкале “Самообладание” 1 курсе – 14%, 2 курс – 12%.
Самооценка психических состояний (Приложение 5).
Данные параметры развития личности определяют стиль и манеру поведения, позволяют прогнозировать отдельные проявления учащихся.
Тревожность: проявляется как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Поведенческие проявления: общая дезорганизация деятельности, сенсорная и моторная напряженность или расторможенность. В целом это говорит о неблагополучии личности.
Особое внимание необходимо уделить учащимся, у которых высокий уровень тревожности и тем, у кого очень низкие баллы, что говорит о их эмоциональной отстранённости.
Из динамики видно, что высоко тревожных учащихся на 1 курсе для данного набора практически нет, уменьшилось количество учащихся с тревожностью низкого уровня с 57% до 53%. COLOR="#0000ff">
Самооценка (СА) может быть высокой, оптимальной и сниженной.
Следует учитывать, на чем строится высокая СА. Если это самолюбование, тщеславие, пренебрежение к мнению окружающих, то это может приводить к конфликтам и т. д.
Если оптимально-высокая, то это хорошо.
1 курсы отличаются тем, что 48% учащихся в сентябре, и 60% учащихся в апреле имеют высокую СО, низкий уровень фрустрации. Значит, мы имеем учащихся с положительной мотивацией, уверенных в себе, в своих возможностях. Люди с низкой СО – неуверенны, застенчивы, неспособны адекватно строить отношения с миром и самим собой. Таких учащихся мало – 4% в сентябре и 5% в апреле. Оптимальная – (средний уровень) – сместилась в сторону улучшения с 48% до 35%.
Агрессивность – устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению.
Это показывает и динамика. Показатели практически неизменны. Если сложить высокий уровень проявления агрессивности и средний, то цифры получаются внушительными: 66% в сентябре и 69% в апреле, т.е. подростки достаточно агрессивны. Количество учащихся с низким уровнем агрессивности уменьшилось незначительно от 34% осенью до 31% весной.
Ригидность - трудность перестройки, переключения с одного вида деятельности на другой, вплоть до полной неспособности такой перестройки.
Высокий уровень – незначительный % и рост от 4 до 7 %. Такие люди не могут ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, перестраивать свою деятельность.
Средний уровень, т. е. ригидность, имеет место – достаточно высокий %, но наблюдается тенденция к снижению: от 71 до 65 %.
Неригидные люди, с подвижной, легко перестраивающейся и подстраивающейся нервной системой к условиям имеют 25% в начале учебного года и 28% в конце учебного года – незначительный рост.
Профессионально – значимые качества находят отражение в итогах поэтапной и итоговой аттестации каждого учащегося, группы и курса.
Диаграмма показывает рост квалификационных разрядов обучающихся профессии “Слесарь”. (Приложение 6).
Выше приводились примеры изучения динамики некоторых характеристик личности учащихся и их становления как профессионалов. Построение законченной системы мониторинга предполагает выделение ряда наиболее чувствительных признаков (индикаторов) таких изменений. Это является одним из направлений наших дальнейших исследований.
Другим, не менее важным направлением является исследования личности педагога в системе НПО, поскольку комплексный мониторинг педагогической системы предполагает наблюдение за динамикой уровня профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса.