Цели урока.
Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны.
Оборудование. Портрет Петра I, опорные слова, изображения символики царской власти, логогриф, учебник истории для 3-го класса (автор Н. И. Ворожейкина).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение исторических личностей, которые оставили яркий след в истории нашей Родины.
II. Актуализация знаний.
У. Кому соответствует данное описание: "… Был он в парадном одеянии, на голове сияла "шапка", украшенная драгоценными камнями, опушенная соболиным мехом и увенчанная крестом с жемчужинами на конце. На нём длинная парчовая одежда с узорами, сверкающая бриллиантами и изумрудами. В руках у него жезл и шар с крестом сверху. Всё из золота". Кто это?
- Князь
- Царь
- Боярин
Д. Это парадное одеяние царя.
У. Докажите.
Д. На голове сияла "шапка" - это корона – драгоценный убор, символ царской власти. По легенде византийский император Константин Мономах, дед киевского князя Владимира, прозванного Мономахом, прислал внуку венец – шапку Мономаха.
Рисунок 1.
Д. Жезл и шар – это скипетр и держава – символы царской власти.
Рисунок 2.
У. Кто был первым русским царём?
Д. Титул царя первым получил глава государства Иван IV. Он стал не просто старшим среди князей, он возвысился над всеми. Любой житель Руси, богатый или бедный, знатный или безродный, должен был подчиняться царю и выполнять его волю.
У. Что нового появилось на Руси во время царствования Ивана IV?
Д. Увеличилась территория Руси.
Д. Появились специальные государственные учреждения – приказы.
У. Почему народ прозвал его "Грозным"?
Д. С одной стороны, Иван IV был образованным человеком, имел хорошую библиотеку, много читал, стремился использовать свои знания во благо государства. С другой стороны, Иван IV был несдержанным и злобным. С непокорными царь расправлялся беспощадно. Много крови пролил первый царь, много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. За это он и получил прозвище "Грозный".
У. После смерти Ивана Грозного и двух его сыновей прекращается царский род Рюриковичей. Наступает Смутное время. На троне за короткое время сменяется несколько царей. В 1613 году был избран новый царь – Михаил Романов. Цари из рода Романовых правили Россией более трёхсот лет.
III. Постановка учебной проблемы.
Кем мог быть этот человек?
"Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело".
(Выслушиваются мнения детей).
Д. Наверное, это известный врач.
Д. Может быть, это корабельных дел мастер?
(Учитель вводит ещё один факт).
У. Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку.
Д. Затрудняемся ответить. Этих фактов недостаточно.
(Учитель показывает портрет).
Рисунок 3.
Д. Я догадался. Это царь Пётр I.
У. С одной стороны:
носил скромную одежду;
стремился овладеть различными ремёслами;
мог строить корабли;
врачевать...
Это не полный перечень того, что умел делать Пётр I.
А с другой стороны – это царь. Это выдающаяся историческая личность.
Какова тема нашего урока?
(Дети формулируют тему урока: "Царь Пётр I и его дела").
IV. Открытие нового знания.
У. Изучать историческую личность мы будем по плану.
План изучения личности:
- В какое время жил?
- Внешность и характер.
- Что сделал?
- Ваше отношение к личности.
1. Рассказ учителя о времени.
Пётр Алексеевич Романов – первый российский император. Он родился в Москве, в Кремле. В 1672 году в 10 лет вместе со своим братом Иоанном был провозглашён царём. Но правила страной при малолетних братьях их сестра – царевна Софья. Она стремилась уничтожить Петра и захватить царский трон. А Иоанн был болен и не являлся соперником Софье на пути к трону. В 1679 году Пётр окончательно утвердился на царствование. Софья была свергнута и отправлена в монастырь. С этого времени юный Пётр стал править государством один.
2. Внешность. (Работа с учебником стр.113).
У. Опишите внешность Петра I.
3. Дела Петра I.
У. Можете ли вы перечислить дела Петра I?
Д. Мы изучали, что в 1700 году по указу царя Петра I лета стали исчислять и писать с 1 января от Рождества Христова.
(На доске фиксируются дела в форме опоры)
Новое летосчисление от Рождества Христова |
У. Огромная страна Россия к началу XVIII века не имела выхода ни к Чёрному, ни к Балтийскому морям.
(Рассказ подготовленного ученика о Северной войне).
Д. Россия к началу XVIII века не имела выхода ни к Черному, ни к Балтийскому морям. Не раз об этом думал молодой царь Пётр I. Вся торговля с западными странами шла через Архангельск, расположенный на берегу Белого моря. Добираться до Архангельска было трудно и опасно. Иное дело прибалтийские земли. Но к берегам Балтийского моря не подступиться. Владычила там Швеция. В 1700 году Россия начала со Швецией войну, получившую название Северной. Длилась эта война более 20 лет. Самое крупное сражение произошло в 1709 году у города Полтавы. Много крови было пролито, много было убитых и раненых. Во главе одного из полков сражался Пётр I. В 1721 году был подписан мир, наша страна получила выход к Балтийскому морю. В ходе войны у России появилась регулярная (постоянная) армия.
Вторая опора:
Выход к Балтийскому морю. Регулярная армия |
У. О каком городе идёт речь? Как этот город связан с именем Петра I?
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой его гранит…"
Д. Это отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". Мы знакомились с ним на уроке чтения. В стихотворении говорится о Санкт-Петербурге.
У. Весной 1703 года на отвоёванных у Швеции землях в устье реки Невы строится город Санкт-Петербург – "город Святого Петра".
V. Самостоятельная работа.
(Работа с учебником и беседа по содержанию текста).
У. Прочтите текст учебника и дополните список дел Петра I.
Д. При Петре I появляются первые ордена, первая газета, первый музей в России "Кунсткамера".
Д. Вместо Боярской думы теперь при царе заседает Сенат, вместо приказов – коллегии.
Д. Пётр I разделил Россию на 12 губерний.
Опоры:
Новая столица – Санкт-Петербург. |
Сенат |
Первые ордена |
Первая газета |
Первый музей – Кунсткамера |
Работа в группах.
- Работа с текстом учебника "Новые школы".
- Работа с текстом учебника "Новая мода".
- Работа с текстом учебника "Кунсткамера".
- Работа с текстом учебника "Как появилась первая газета".
Проверка самостоятельной работы.
Сообщения учеников о прочитанном.
Дополнения к опорам.
Новые школы |
Новая мода |
У. Перечень дел Петра I будет не полным, если не отметить вклад Петра I в строительство русского флота.
(Рассказ ученика).
Д. С детства Петр мечтал о море. Его желание исполнилось, когда он увидел просторы Белого моря, морские корабли. У архангельских корабелов было чему поучиться. Их корабли уступали английским лишь по внешнему виду, а мореходные качества были превосходными. Петр стал учиться кораблестроению. Юношеское увлечение Петра кораблями и морем превратилось в важнейшее для России дело: создание военного флота. Русский флот начинался с азовской флотилии нужной для осады турецкой крепости Азов, которую Пётр не смог взять в сухопутном походе. В удивительно короткий срок флот был построен на реке Воронеж.
Опора.
Создание русского флота |
VI. Первичное закрепление.
Отгадаем логогриф.
- Первая русская газета.
- Орган управления страной.
- На реке Воронеж был построен русский...
- В ходе Северной войны появилась регулярная...
- Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...
- Область, которой управлял губернатор...
- Кунсткамера - это первый русский...
У. Какое слово получилось по вертикали?
Д. Великий.
У. Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?
(Дети высказывают свои мнения).
У. Незадолго до смерти Петра I Сенат провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого времени стала империей.
У. По нашему плану описания личности мы поработали над тремя пунктами. По четвёртому пункту "Ваше отношение к личности?" выскажите свои мнения. (Ответы детей).
VII. Итог урока.
Самооценка детьми собственной деятельности.
VIII. Домашнее задание на выбор.
У. Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я вам предлагаю на этом не ставить точку, а продолжить рассмотрение темы дома. Подготовить рассказ по плану: "Описание личности". Отобрать в тексте глаголы, прилагательные – эпитеты, которыми определяются действия, поступки и черты личности Петра I. Составить кроссворды, логогрифы. Подготовить тесты по теме "Пётр Великий".