Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…
Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…
Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы на речевых уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т.д.
Дети моего класса второй год изучают речевую культуру в учебном курсе “Литература как предмет эстетического цикла” (авторы Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская).
Основная задача данного курса литературы – воспитание развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в них отраженных.
Но путь становления читателя – долгий путь, и то, насколько он будет успешен и прям, во многом зависит от того, как и чему учит, куда ведет его учитель с первых лет учения в школе.
Для активизации творческой деятельности учащихся я разработала и применяю серии тематических уроков внеклассного чтения, помогающие постигать художественные тексты и окружающую жизнь, развивать и совершенствовать письменную речь младшего школьника. На таких уроках ребенок учится сам строить свои суждения о художественных произведениях и жизненных явлениях, в них отраженных.
Раз в две недели провожу урок-конкурс, куда включаю литературную викторину (индивидуальную и/или коллективную), разгадывание кроссвордов, ребусов по заданной тематике. Для активизации процесса привлекаю родителей. По завершении заданной темы дети создают свои творческие работы: сочинение устного рассказа, сочинение по серии картин (рисунков), сочинение-описание предмета или животного, сочинение по наблюдению, сочинение с элементами рассуждения и т.д.
Приведу план работы по развитию письменной речи учащихся 2 класса с использованием тематических уроков внеклассного чтения по теме “Русские народные сказки”.
- Знакомлю родителей с конечной целью работы.
- На уроке развития речи провожу письменную творческую работу: сочинение-описание животного “Лиса” (Приложение 1).
- Знакомлю со списком рекомендуемой литературы для внеклассного чтения (Приложение 2).
- Через неделю помещаю в классном уголке кроссворд с заданиями по данной теме (Приложение 3).
- На очередном уроке развития речи провожу письменную творческую работу: сочинение с элементами описания сказочного героя “Лиса Патрикеевна” (Приложение 4).
- Через две недели – урок-конкурс с литературной викториной, завершающийся награждением победителей и активных читателей .
- Завершаю цикл работы уроком развития речи: сочинение с элементами рассуждения “Мой любимый герой народных сказок”, на который приглашаем родителей (Приложение 5).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Урок развития речи
Тема: Сочинение-описание животного “Лиса”.
Цель: формировать умения: описывать предмет, используя в речи слова, обозначающие его признаки; развивать эмоциональную сторону речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.
Оборудование урока: цветная иллюстрация с изображением лисы, вспомогательные наборы по развитию речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной цели:
- Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы было понятно даже тому, кто этого животного не видит. Сначала отгадайте загадку.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее … (лиса).
3. Рассматривание животного на иллюстрации. Наблюдение его признаков.
- С чего начнем подготовку к сочинению? (Внимательно рассмотрим животное)
- Кто изображен на иллюстрации? (Лиса)
- Как вы думаете, какое это животное по возрасту (Старое, молодое, детеныш)?
- Почему вы думаете, что это лиса? (Пушистый хвост, рыжая, белая грудка, остренькие зубки, вытянутая мордочка и т.д.)
- Меняет ли это животное цвет?
- Какие у этого животного повадки? (Хитрая, ловкая)
- Где живет лиса? (В лесу, в норке)
- Где она строит свое жилище? (В корнях деревьев)
-Чем питается? (Мышами, другими мелкими животными)
- Приносит лиса вред или пользу? Почему вы так думаете?
4. Подготовка к письменной передаче текста.
(Вопросы записаны на доске)
- Где живет лиса? (Лес, норка, корни деревьев)
- Каков ее внешний вид? (Пушистый, рыжий, грудка, зубки)
- Чем питается? (Мыши, мелкие животные, курочки)
- Приносит вред или пользу? (Полезная)
5. Орфографическая подготовка.
- Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к сочинению? (Повторить правила)
- Какие орфограммы нужно выделить? Что нужно помнить об орфограммах слабых позиций? (Идет повторение слабых позиций гласных и согласных звуков)
- Как еще можно назвать лису? Подберите синонимы. (Лисица, лисичка, она, плутовка)
- Для чего это нужно? (Чтобы не было повторов в тексте)
6. Пересказ по плану и опорным словам.
7. Самостоятельная запись текста. (Учитель оказывает индивидуальную помощь)
8. Проверка и самостоятельное редактирование текста.
9. Итог урока:
- Чему научились на уроке?
- Кто хотел бы прочитать свою работу?
Выдержки из детских сочинений.
• “Лисичка рыжая, кончик хвоста у нее белый. Она любит пообедать мышами, лесными ягодами и курами. Лиса приносит пользу своим пушистым и теплым мехом и ловлей мышей”.
• “Лиса – очень хитрое животное. У нее очень хороший нюх и слух. Окрас лисички оранжевый, а кончик хвоста белый. Строит норы она возле корней деревьев в лесу. Питается лиса мышами, курами и иногда зайцами. Лиса приносит пользу траве и людям. Траве она приносит пользу тем, что съедает много мышей, а людям – своим теплым мехом!”
• “…У лисички белая грудка, кончик хвоста белый, а сама она рыжая. Хитрюга питается мышами, зайцами и курами. Она приносит пользу растениям и человеку”.
• “… На груди у лисички белая шерсть, хвост у нее пушистый оранжевый, а на конце хвоста беленькая кисточка…”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подготовка к литературной викторине
по русским народным сказкам
Необходимо прочитать следующие сказки:
- “Лисичка-сестричка и волк”
- “Лиса, заяц и петух”
- “Лиса и тетерев”
- “Колобок”
- “Морозко”
- “Крошечка-Хаврошечка”
- “Гуси-лебеди”
- “Сивко-бурко”
- “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и другие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Из каких сказок эти герои?
(литературный кроссворд)
Если кроссворд будет решен верно, то по вертикали (в выделенных клетках) ты прочтешь то, что есть во всех сказках. Успехов!
1. Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И другим стоять не велит. (Мороз)
2. Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом, такая злюка!
Конечно, это … (Щука)
3. Дед в шубу одет,
Наружу мех, пугает всех. (Медведь)
4. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит,
А в сказке – говорит. (Река)
5. С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)
6. Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке -
кур пощипать. (Лиса)
7. Что за птица
Людей не боится,
Не летает высоко,
А поет: “Ко-ко-ко!”? (Петух)
8. Белый как снег,
надутый мех,
лопатами ходит,
а рогами ест. (Гусь)
(Зашифровано слово мудрость)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Урок развития речи
Тема: Сочинение с элементами описания сказочного героя “Лиса Патрикеевна”.
Цель: формировать умения обобщать материалы наблюдений по прочитанным произведениям, составлять связный текст, пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия.
Оборудование: выставка книг русских народных сказок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной цели.
- Какие произведения вы готовите к внеклассному чтению?
- О каких героях вы уже прочитали в русских народных сказках?
- Что вам особенно запомнилось о сказочных животных? Чем они похожи, чем отличаются?
- Прочитайте тему сочинения. Подумайте, о чем будет сочинение? Какова его главная мысль?
- Сегодня в сочинении вы будете рассказывать о Лисе Патрикеевне. Вслушайтесь в это имя. Сравните с именем медведя – Михайло Потапыч… Какую заметили разницу? Почему для лисы народ придумал такое имя?
(Дети рассуждают, ассоциируя имя лисы с хитростью, ловкостью и т.п.)
- Ваш рассказ будет похож на прежний или будет чем-то отличаться? Почему?
3. Обсуждение структуры сочинения.
- Как начать сочинение? О чем сказать во вступлении?
(Составляется план сочинения)
- Вступление. Прочитали много
сказок о лисе.
- О чем будем писать в самой большой, основной части? О самой лисе – героине сказок. - Основная часть.
- Какие мелкие части в ней можно выделить?
а) Внешний вид героини. Красивый мех, пушистый хвост, говорит ласково.
б) Как ее называет народ? (Почему в народе так говорят о лисе? Любит ли народ нашу героиню? За что?) Лиса, лисонька, лисичка, кумушка, но и лисица, кума.
в) Повадки лисы в той или иной сказке (черты характера). Умная, смекалистая, находчивая, но и хитрая, часто обманщица.
- Как закончить сочинение? Какой можно сделать вывод?
- Заключительная часть.
(Рассказать, чему учит сказка, в чем человек может быть похож на лису, хорошо это или плохо)
- Что сейчас мы наметили? План сочинения.
4. Орфографическая подготовка.
- Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к письменной работе? Какие орфограммы нужно выделить? Что нужно помнить об орфограммах слабых позиций? Для чего на столах орфографические словари? Какие орфограммы проверять по словарю?
- Какие слова потребуются для связи предложений? (… , потому что…, поэтому…, значит…, ведь…)
5. Пересказ по плану и опорным словам.
6. Запись сочинения. (Учитель оказывает индивидуальную помощь)
7. Проверка и самостоятельное редактирование текста.
8. Итог работы.
- Чему научились на уроке?
- Кто хотел бы прочитать свою работу?
9. Рефлексия.
- Оцените свою работу по шкале “Творчество”. Если удалось рассказать о чем хотели, поставьте знак на верху шкалы, если старались, но не все получилось – на средней части шкалы, если было трудно составить рассказ – отметьте нижнюю часть шкалы. Спасибо за урок!
Выдержки из детских сочинений.
• “…В сказке “Лиса и волк” лиса была красивая, но хитрая. А в сказке “Лиса, заяц и петух” она была хитрая и злая… Мне нравятся сказки о лисе, потому что эти сказки учат хорошим манерам.”
• “Лиса мне не понравилась в сказке “Лиса и заяц”, потому что она обидела зайчика, ведь она сделала плохой поступок. А в сказке “Теремок” лиса мне понравилась, потому что она ничего не сделала плохого. Она научила меня быть хорошей…”
• “…А в сказке “Лиса и лисенок” народ говорит о лисе, что она заботилась о своем малыше и была хорошей…”
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Урок развития речи
Тема: Сочинение с элементами рассуждения “Мой любимый герой народных сказок”.
Цель: создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества; формировать умения строить текст с элементами рассуждения; планировать рассуждения, пользоваться средствами связи в рассуждении; воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; развивать чувство ответственности, умение принимать решение, оценивать свою деятельность.
Оборудование урока: плакат с изображением избушки Бабы-Яги, яблоня, иллюстрации к авторским и народным сказкам, шкатулка с зеркалом, карточка с письмом Бабы-Яги, магнитофон с записью музыки Свиридова.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать!
2. Постановка учебной цели:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо… (сказка)!
- Итак, мы отправляемся в сказку, а точнее, по следам сказки.
- Какие сказки вы читали к урокам внеклассного чтения? Чем эти сказки отличаются от авторских?
(На доске появляются иллюстрации к авторским и народным сказкам).
- Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, есть самый важный, самый нужный человек на сегодняшнем уроке?”
(Тихо звучит напевная музыка).
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
- Но пока этот секрет раскрыться не может. Злые силы из сказки заколдовали нашу шкатулку. Кто бы это мог быть?
(Звучит тревожная музыка, “появляется” избушка Бабы-Яги, два подготовленных ученика читают стихотворение “Баба-Яга”).
Необычная избушка
Поселилась на опушке
Сказочного леса
Очень вредная старушка, ведьма, если честно!
И живет в избушке этой
Вредная старушка.
Круглый год, зимой и летом
На своей опушке.У старушки нашей:
Курьи ножки, курья дужка,
Прыгает и пляшет.
И никто к старушке нашей
В гости не приходит,
Даже “Здравствуй” ей не скажет,
Ни о чем не спросит.Потому она и злая, что одна все время!
Она добрыми делами
Окружить себя желает!
Скучно ей быть вредной!
- А вот от нее письмо: “Откроется эта вещь лишь тогда, когда сможете доказать мне почему ваш герой сказки – любимый”.
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чем сегодня будем писать?
(На доске записана тема сочинения).
- Прочитайте тему сочинения. Какая главная мысль этого сочинения? В чем его особенность?
(В нем нужно доказать, почему этот герой любимый).
- Такой текст называется - рассуждение. Сегодня мы будем рассуждать, будем учиться доказывать свои мысли в сочинении.
- Прежде, чем приступить к сочинению, подумайте, о ком будете писать, что будете писать об этом герое, зачем, с какой целью, кому будете доказывать свои мысли?
4. Обсуждение структуры текста.
- Как начать сочинение?
(Можно сказать о герое, кто он, назвать сказку)
- Составьте начало сочинения.
- Это вступление. О чем напишете в основной части?
(Доказательство, почему герой нравится).
- Назовите те черты характера человека, которые нравятся.
(На доске появляется запись слов: честный, решительный, настойчивый, добрый, смелый, справедливый, скромный, заботливый, любознательный, трудолюбивый, веселый, отзывчивый )
- Когда доказываешь, мало назвать черту характера. Нужно подтвердить ее примером из книги, причем, сказать об этом коротко. Приведите примеры доказательств.
- Как можно закончить сочинение?
(Сказать о том, как ты стараешься быть на него похожим; чему учит этот герой или сказка).
5. Орфографическая подготовка.
- Что еще нам нужно сделать, чтобы подготовиться к грамотному письму?
(Повторить правила).
(Дети повторяют изученные правила).
6. Запись сочинения.
(Учитель оказывает индивидуальную помощь).
7. Проверка и самостоятельное редактирование текста.
8. Итог урока.
(Можно заслушать некоторые работы и дать им оценку).
- Удалось нам убедить Бабу-Ягу рассказами о любимых героях?
- Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.
(Подхожу к каждому, и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки, каждый видит себя).
- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы! Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
9. Рефлексия.
- Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.
- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим! У каждого есть три яблока: красное, желтое, зеленое. Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, смогли рассказать о своем любимом герое – прикрепите красное яблоко, если не все пока удалось – желтое, если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.