От того, как будет чувствовать себя
ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.
Проблема преемственности в образовании в настоящее время стоит как никогда остро. Дошкольное и начальное образование в нашей стране традиционно развиваются отдельно друг от друга. И прежде и сейчас для обеспечения преемственности в работе детского сада и начальной школы, многие считают достаточными такие, например, формы, как совместные педагогические и родительские собрания. Сейчас появилось большое количество программ, как в дошкольном, так и в начальном и среднем звене, имеющих различные цели и задачи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, в стремлении как можно лучше подготовить детей к различной направленности обучения в школе, обеспечить детям возможность поступления в престижные школы повышенного предметного уровня, расширяют область обучения дошкольников за счёт школьных предметов, активно внедряют школьные методы работы в жизнь детского сада, называя это установлением преемственности. Педагоги начальной школы так же заняты перетаскиванием содержания образования из средней в начальную ступень.
Необходимо прежде определиться, какой смысл мы вкладываем в понятие “преемственность”. “Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опереться на уже имеющийся опыт. Достижение преемственности обеспечивается психологически и методически обоснованным построением программ и учебников, соблюдением последовательности движения от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся. ... Преемственность как процесс развития представляется в планировании содержания образования, в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения, соблюдении единства педагогических действий и требований, создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков”. (Педагогическая энциклопедия. - М.. 1966). Мы видим, что целенаправленная работа по установлению преемственности должна вестись в следующих направлениях: содержание, методы, формы обучения.
Исходя из этого определения, прежде всего, необходимо обратить внимание на осуществление преемственности в содержании образовательных программ разного уровня. Предлагаются следующие основания, по которым приводится в соответствие содержание программ:
- развитие любознательности у дошкольника как
основы познавательной активности:
- развитие способностей ребёнка как способов
самостоятельного решения творческих и других
задач;
- формирование творческого воображения как
направления интеллектуального и личностного
развития ребёнка;
- развитие коммуникативности, как одного из
направлений социально-личностного его развития.
Любознательность, познавательная и творческая активность ребёнка наиболее успешно развиваются в условиях осуществления таких программ как “Развитие”, дошкольный раздел программы “Школа 2000” Петерсон Л. Г. Основная цель дошкольных образовательных программ “Детство”, “Радуга”, “Истоки” - развивать умения общаться, рассуждать, доказывать, стремление к самостоятельности.
Анализ современных дошкольных образовательных программ и программ развивающего обучения начальной школы позволяет говорить о концептуальной совместимости и наилучшей преемственности содержания таких программ как “Развитие”, программа Петерсон Л.Г. для дошкольных учреждений и программ Д.В. Эльконина - Давыдова, “Школа 2100”. Также совместимыми, имеющими единые цели и задачи можно считать “Радугу”. “Детство”, “Истоки” и программы для начальной школы Занкова Л.В., Виноградовой И.Ф.
В программах “Школа 2000” и “Школа 2100” эффективность образования обеспечивается, наряду с другими факторами, непрерывностью и преемственностью в обучении. Под непрерывностью авторы понимают наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов и форм обучения (детский сад- школа- ВУЗ), т.е. в конечном счёте – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. А так как образование – непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, то речь идёт о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования. В рамках предмета или образовательной области мы имеем дело с содержательно-целевыми (содержательно-методическими по Г.В.Дорофееву и Л.Г. Петерсон) линиями развития.
В дошкольном образовании
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:
- возникновение первого схематичного абриса (очертания) цельного детского мировоззрения;
- возникновение первичных этических инстанций;
- возникновение соподчинения мотивов;
- возникновение произвольного поведения;
- возникновение личного сознания.
Т.е. уже во второй половине дошкольного детства ребёнок готов к учению как виду деятельности.
Можно выделить 4 линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения других) и линия мотивационной готовности. Эти 4 линии развития и должны определять содержание и дидактику дошкольного образования.
В школьном образовании на начальной ступени
Психическая деятельность учащегося начальной школы характеризуется тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией (умением осознавать и оценивать свою деятельность) и внутренним планом действий.
Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные требования к ребёнку следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребёнка. Ученик овладевает системой операций, необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жёстко алгоритмического характера, вернее, чтобы её алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребёнка эвристических действий. Ум ребёнка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.
Впервые от ребёнка требуется рефлексия, поворачивающая ученика на самого себя, требующая оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. И вторая линия развития – субъектообразующая.
Формирование учебной деятельности неразрывно связано с линиями овладения учебным материалом и формированием умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, опоры на материал в поэтапном развитии. Мало передавать ученику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития детского интеллекта и высших психических функций, соответствующих особой предрасположенности ребёнка к усвоению тех или иных операций, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Проще говоря, чтобы школьник успешно развивался на следующем этапе, данный (начальный) этап должен быть оптимально организован.
Из дошкольного этапа в школьный переходят ещё 2 линии: социальной и социально-психологической ориентации в человеческой действительности (когда обучение непосредственно граничит с воспитанием) и линия поддержки, закрепления и развития усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.
На средней ступени
Как психологическая особенность складывается особый тип подростковой субкультуры, резко меняется отношение к школе. Это связано с изменением структуры досуга (увеличение роли развлечений, падение роли педагогически контролируемых форм проведения досуга), с неудовлетворённостью своим материальным положением и стремлением к материальной независимости, со сменой нормативных моделей в стиле поведения, переоценкой норм и запретов сексуального поведения и др.
На этом рубеже резко меняется отношение к школе. Почти вдвое увеличивается число школьников, не удовлетворённых содержанием школьных знаний и специализацией школы, профессиональным уровнем учителей. Отношения “ученик-учитель” становятся более демократичными. Вообще же границы, этапы и доминанты подросткового возраста чрезвычайно зависят от исторических и социальных факторов. Необычайно остра в этот период проблема мотивации к учению. Кривая мотивации ребёнка к обучению в период школьной жизни похожа на овраг с покатыми стенами – пик у младших школьников и старшеклассников и глубокое ущелье в подростковый период. Никакими искусственными методами обеспечить рост мотивации невозможно. Эффективен лишь путь выращивания у подростка ценностного и деятельностного, а не информационного отношения к содержанию образования.
Основными линиями в старшей школе является развитие содержания образования: обоснована её профильная структура, введено понятие “готовности к непрерывному образованию” и предложен новый вид учебных дисциплин – “синтезированные курсы”. Во всех учебниках реализуется идея единого понятийного “тезауруса”, т.е. системы общенаучных понятий, которая одинаково широко используется в программах и учебниках по различным предметам.
На 5 Всероссийской конференции “Школа 2100” в г. Москве был сформулирован тезис о том, что образовательная программа “Школа 2100” и её содержательное и методическое обеспечение переросли и оформились в новую образовательную систему “Школа 2100”.
Для того чтобы наиболее полно развивать способности детей, необходимо систематически изучать их индивидуальные особенности, наблюдать за динамикой созревания личности, используя результаты единой медико-психологической службы. Наиболее эффективно эта работа может вестись в условиях объединения двух образовательных учреждений, реализующих концептуально-совместимые образовательные программы разных уровней (дошкольного, начального и основного). Также в рамках одного педагогического коллектива значительно проще и продуктивнее решаются вопросы использования единых форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными возможностями. Но на сегодняшний день комплексов “детский сад – школа” в городе нет.
В 2003/04 году в г.Северске работа по программе “Школа 2100” велась 13-ю дошкольными учреждениями и 15-ю школами. Наибольший опыт работы имеют ДОУ №7,19,44,52 (4 года), Северская Гимназия (7 лет), школа №90 (6 лет).
Мы имеем опыт сотрудничества учреждений дошкольного и школьного образования с размещением 1 классов на базе ДОУ (МУ “Школа № 87” и ДОУ № 56). Продолжая линию преемственности в работе дошкольных и школьных учреждений образования, последовательно и в тесном контакте работают сады № 1,19,37,33,57 и школы № 76,88,84,90. Ими разработан и осуществляется единый план работы, который предусматривает обмен опытом между учителями начальных классов и воспитателями детского сада, проведение семинаров, педсоветов, обсуждение результатов обучения детей. Однако таких образовательных учреждений и форм работы недостаточно и необходимо искать другие пути решения проблемы преемственности. Например, согласование программ, технологий и методик, используемых в работе ДОУ и школы (ДОУ № 59 и МУ “Школа № 198”).
По данным диагностики дошкольников, обучающихся по данной программе, высокий уровень развития имеют 40% детей, средний уровень-48%, низкий-11%; средний уровень успеваемости выпускников-95,6%.
В начальном школьном звене с программой справляются 100% учащихся (в традиционной программе обучения 99%), качество обучения (“4 и 5”) детей по программам “Школа 2000-2100” 69% (в традиционке 53%), обучающихся на “5” - 15%, что почти в 3 раза больше, чем в классах с традиционной программой обучения 6,5%. В ежегодных международных играх-конкурсах “Русский медвежонок” и “Кенгуру” ребята, обучающиеся по развивающим программам, имеют высшие рейтинги, в городских олимпиадах лидерство за ними сохраняется уже 3 год (и “Школа 2000-2100”, и Эльконин-Давыдов, и Занков).И эти результаты педагоги получают при отмечаемой всеми содержательной сложности программы!
Для более эффективной работы над содержанием, методами, формами обучения в начальной школе создана и эффективно работает городская “Ассоциация” учителей, реализующих данную программу (руководитель Вакулина И.А.). В рамках ассоциации педагоги решают возникающие проблемы, обсуждают публикации, делятся наработками. Многие педагоги, работающие в ассоциации, для получения объективных результатов используют программы - эксперты по русскому языку, математике и чтению. Таким образом, результат обучения не может быть ни завышен, ни занижен; педагог видит реальную картину обученности детей.
На сегодняшний день практически главным носителем преемственности является родитель. Он выбирает для своего ребёнка как ДОУ, так и школу. Следовательно, основная работа по осуществлению преемственности должна вестись с родителями. Почему же многие родители, определяя детей в школу, настроены категорично против программы “Школа 2100”? Анкетирование и опросы родителей показывают, что подобный негатив вызывают недоработки и перегибы образовательных учреждений всех ступеней в реализации программы.
Некоторые дошкольные учреждения под флагом “реализации программы” поступают следующим образом: каждый вечер родителю выдаётся листочек из рабочей тетради, а утром в сад принимаются и ребёнок, и листочек вместе. Между тем, не каждый родитель в состоянии донести до собственного чада содержание образовательной программы, да ещё и технологию обучения выдержать. Выполнять задания дома приходится вечером, у неспециалистов это занимает массу времени, ребёнка доводит до неизбежных перегрузок, а у родителей формирует устойчивую неприязнь к программе.
Низкая степень овладения педагогом технологией проблемного обучения приводит к тому, что за занятие или урок дети могут выдвинуть проблему и запутаться в большом количестве гипотез, её решающих. Тогда весь практический материал учебника (12-15 заданий) ребёнку придётся осваивать дома, что, безусловно, перегружает его и вызывает неприятие родителей.
И школьники, и дошкольники грешат деформацией принципа минимакса в сторону максимума изложения материала и выполнения заданий, т.к. ограничены сроками пребывания ребёнка на каждой образовательной ступени и мало информированы о содержании образования на следующих ступенях. Таким образом, у них нет полной картины: от поступления в сад до выпуска из школы, и воспитатели, педагоги не видят, где – как – в каком объёме данная тема найдёт своё продолжение в дальнейшем (возможно, она может быть дана обзорно, ознакомительно). И опасения, что “если не я, то больше никто никогда детям об этом не скажет”, заставляют педагога отрабатывать содержание программы по супермаксимуму.
Безусловно, у программы “Школа 2100-2000” есть и свои плюсы, и свои минусы. Но если образовательное учреждение берётся за её реализацию, то и делать это нужно качественно, добросовестно, не перекладывая возникающие трудности на плечи родителей, работая в преемственности со всеми ступенями образования. А, чтобы за программой не тянулся шлейф неприязни, лица, ответственные за образование детей (родители) должны владеть полной информацией о программе и видеть объективную картину динамики образования собственного ребёнка.