Физику в нашей школе дети начинают изучать с 7 класса. Первое, с чем сталкиваешься – это то, что ребята действуют по определенному алгоритму, что вообще хорошо, но при этом пока еще не могут работать с учебником, с дополнительной литературой, самостоятельно делать выводы из прочитанного, наблюдаемых опытов. Эти навыки особенно необходимы в старших классах, а также при поступлении вуз.
Задача – научить школьников самостоятельно приобретать и углублятьзнания связана, в частности, с правильной и умелой их работой с книгой, чтобы овладеть соответствующими навыками, необходима целенаправленная работа ученика с учебником и прежде всего на уроке.
Учебники в руках учащихся рассматривают как вид самостоятельной работы, который классифицируют как элемент изложения учителем нового материала, когда одно объясняется, а другое изучается самостоятельно; самостоятельные работы по закреплению и совершенствованию знаний; опережающие работы.
Работы с учебником на уроке могут решать любую из перечисленных выше задач. В методической литературе описание приемов его использовния на уроках физики чаще всего касается повторения и обобщения материала. Изложение материала учебника, как правило, заменяется объяснением учителя, т.е. используется как средство обучения. Как элемент стуктуры изложения нового материала, в качестве опережающей самостоятельной работы перед объяснением учителя, он применяется редко и практически не находит отражения в методической литературе по физике. Данный приём имеет большую дидактическую ценность. Он способствует формированию познавательной активности школьнтков. Главное его достоинство в активизирующей роли восприятия учащихся, что способствует формированию его целостности. Часто на уроках учитель наблюдает невнимательное отношение учащихся к его объяснению, так называемое “отсутствие”. Это объясняется тем, что учащиеся по тем или иным причинам не готовы к восприятию излагаемого материала. Большую роль, как стимула познавательной активности школьника, играет самостоятельное сравнение (сопоставление и противопоставление). Самостоятельная работа над материалом учебника перед изложением учителя есть один из приемов включения учащихся в оценочную деятельнсть, который развивает у них способность наблюдать и анализировать, что является основой процесса восприятия и систематизации знаний. Учащиеся воспринимают изложение учителя, которое следует за их самостоятельной работой в системе тех знаний, с которыми они знакомы.
Приведу один из вариантов структуры изучения нового материала, в которых учитель организует работу учащихся с учебником. Учебник выступет как источник новой информации. Работа с ним занимает ведущее место и подчинена организации деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим эти структуры на примере темы “Сила упругости”.
Тема урока “Сила упругости”
В начале урока учитель ставит перед учащимися задачу, которую необходимо решить на данном уроке, а затем включает их в работу, предлагая прочитать материал учебника. Проводя обобщение, анализирует пути реализации поставленной задачи и одновременно выделяет вопросы изучаемого материала.
Выдвижение задачи урока
Зачитывается отрывок из книги: “Лежащая на столе книга, конечно, не проваливается сквозь стол, несмотря на притяжение Земли. Всем известно, что книга не соскальзывает, если стол немного наклонить. Никого обычно не удивляет способность нас резко увеличивать нашу скорость, если из-под ворот выскакивает злая собака”. Подобные факты мы встречаем на каждом шагу и привыкли к ним с детства.
В чем причина этих явлений? Этот вопрос не простой. Сначала отыскиваем общее у сил, проявляющихся в этих случаях.
Включение учащихся в
решение поставленной задачи
Учащимся предлагается прочитать по учебнику введение к главе “Много ли сил в природе? ” и продумать ответ на поставленный вопрос. В тексте учебника нет прямого ответа. Там раскрывается понятие “электромагнитные силы” и дается знания о силе упругости. Однако, раскрытие причин возникновения силы упругости не дает возможность ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Обобщение учителя
Анализ проработанного материала учитель проводит методом беседы, т.к. частично этот материал знаком учащимся из курса физики 8 класса. Беседу проводят по плану, где выделяют смысловые содержания проработанного текста.
1. Раскрытие термина “электромагнитные силы”:
- Какие силы называются электрическими? (Признаки, по которым можно судить о действии этих сил; условие возникновения электрических сил; от чего зависит величина этих сил)
- Какие отличительным свойством обладает движущиеся электрические заряды по сравнению с покоящимися?
- Что понимают под электромагнитными силами?
2. Причины возникновения электромагнитных сил, т.е. их природа:
- В каком случае тела электрически нейтральны?
- Условия проявления сил межатомного взаимодействия.
- Внешние причины, приводящие к проявлению сил межатомного взаимодействия.
Решение поставленной задачи учителем
Раскрытие характерных особенностей силы упругости.
а) природа сил упругости;
б) основные признаки силы и ее определение:
- характеризуемое явление, его проявления;
- направление силы;
- точка приложения силы.
(Обобщая прочитанный учащимися материал, учитель обращает внимание на определение сил упругости, выделенное в тексте, и подчеркивает основные принципы упругих сил, состоящих с общими признаками силы);
в) деформация, как характеристика взаимодействия тел, частей тела:
- явление взаимодействия тел, приводящие к их деформации;
- причина деформации, деформация как процесс движения частей тела относительно друг друга;
- следствие деформации: ее результат – сила упругости;
- условия проявления деформации.
г) взаимосвязь величин, характеризующих деформацию:
- опытное потверждение зависимости деформации от жесткости и модуля вектора перемещения;
- закон Гука (количественная зависимость величин, характеризующих деформацию).
Анализ задачи, поставленной в начале урока
Для решения этой задачи выясняем, какие взаимодействия проявляются в примерах, приведенных в начале урока; к чему приводят взаимодействия; уточняем силы, действующие на тела, в каждом конкретном случае; выясняем, в каких проявляется сила упругости.
Анализ всех примеров требует уточнения знаний о силе трения и будет проведен позже.
Разбор учителем материала, изложенного в учебнике по предложенному плану, помогает ученикам выделить смысловое содержание данного текста и обработать известную учащимся информацию об электромагнитных силах по выделению основных признаков данного вида. На основе обощенных знаний о силе учитель рассматривает знания о конкретном ее виде – силе упругости.
Очень важно, чтобы роль ученика на уроке была активной, а не пассивной, и при этом он мог делать самостоятельные выводы. Я считаю, что две проблемы решаются, когда урок построен в виде беседы. С таким уроком я встретился, когда еще учился в школе. (школа №32, г. Омск, в 1986-87 г. ). Их проводила учитель физики Рыжова Надежда Ильинична. Мне нравилось, что в начале урока ставилась проблема, либо это был опыт, либо какие-то наблюдения. И практическивесь класс решал данную проблему, предлагая различные ее решения, даже абсурдные. И в процессе этого обсуждения и с помощью учителя, мы приходили к решению данной проблемы, делали сами выводы. Педагогическую практику я тоже проходил у Надежды Ильиничны, и уже на практике пытался проводить подобные уроки.
В то время такие уроки были очень редки, и было нам очень интересно на таких уроках. Теперь в своей работе я очень много уделяю времени урокам-беседам.
Уроки-беседы имеют еще один плюс – это элементы деловой игры. Такая форма урока способствует активизации познавательного интереса.
Рассмотрим один из примеров такого урока
Тема “Магнитное поле. Электромагнит.
Явление электромагнитной индукции”
Цель урока: познакомить учащихся с новыми явлениями, объяснить эти явления с точки зрения теории.
Оборудование: магнитная стрелка, проводник, катушка, сердечник, источник питания, соединительные провода, реостат, железные опилки.
ПЛАН
1. Повторение.
Учащимся давалось домашнее задание: повторить
действия электрического тока, и обратить
внимание на магнитное действие тока.
2. Из всех действий тока выделим магнитное, и в связи этим определим тему и цель урока.
3. Для изучения магнитного действия тока воспользуемся магнитной стрелкой. Вспомним вместе с учениками, что магнитная стрелка является основной частью компаса, имеет два полюса: северный и южный; реагирует на магнитное поле Земли.
4. Рассмотрим опыт с магнитной стрелкой (опыт Эрстеда). Вместе с учениками сделаем: магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг движущихся электрических зарядов.
Затем делаем общий вывод: вокруг неподвижных зарядов существует только электрическое поле, а вокруг движущихся – существует и электрическое поле, и магнитное поле.
5. Наибольший практический интерес представляет собой магнитное поле катушки с током. Катушки с током широко исользуют в технике в качестве магнитов. Они удобны тем, что их магнитные действия можно менять в широких пределах.
6. Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Рассматриваем применение электромагнита.
7. Явление электромагнитной индукции.
Но если электрический ток “создает” магнитное
поле, то не существует ли обратное явление?
Выясняем, что электрический ток возникает в том случае, если проводник пересекает магнитное поле. Рассматриваем, где это явление применяется. Изучаем модель генератора переменного тока.
8. Итак, делаем вывод, что магнетизм и электричество взаимосвязаны между собой, т.е. вокруг проводника с током создается магнитное поле, а магнитное поле создает электрический ток.
Такая форма проведения уроков дает положительные результаты. Уроки неоднообразны, нескучные, и такие уроки полезны и для самого учителя, т.к. заставляют его повышать свой профессиональный уровень.