Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История-специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке-не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).
Цели:
- Изучить, повторить, закрепить или обощить материал.
- Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.
- Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
- Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.
Положительный эффект:
- В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
- Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
- Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
- Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
- 5Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
- Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
- Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
- Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Какие роли могут играть учащиеся?
- Реально существовавшее лицо ( король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
- Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Подготовка:
- Планирование игры.
- Работа с учащимися:
- сообщение темы, даты проведения ролевой игры,
- распределение ролей и заданий,
- разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,
- знакомство с планом игры,
- объяснение целей и ожидаемых результатов,
- форма представления материала,
- дополнительная литература,
- по необходимости – консультации, репетиции,
- изготовление необходимых дидактических материалов,
- сообщение о контроле знаний.
Варианты контроля знаний:
- Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
- Оценка за подготовку к игре дома ( рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение и др.)
- Работа в тетради по ходу игры ( запись выступлений других учащихся, таблица, лента времени, ключевые слова и др.)
- На следующем уроке - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.
Ход игры:
- Организационный момент.
- Ролевая игра.
- Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др.
Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:
- Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др.
- Интервью – ученики задают вопросы
представителю другой исторической эпохи.
Урок «Съезд феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель? - Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
- Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок «Индия в средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингизхана. Я завоевал северную Индию и создал огромное могучее государство. Посоветуй, как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память.» ( Бабур, Империя Великих Моголов).
- Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь ? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).
- Рассказ-защита (герб, город, растение, памятник культуры и др.).
- Текст с ошибками или пропусками. Урок «Могущество Древнеегипетского государства». «Молодой фараон Тутмос 1, вскочив на коня, поскакал осматривать свои войска. Воины радостно приветствовали своего товарища. Ярко блестят мечи и копья, развеваются шелковые одежды. Лучники, пехотинцы, всадники только что вернулись с богатой добычей. Завоеваны разные страны: Сирия, Нубия, Греция, Палестина, Китай. Жители столицы – города Мемфис – встречают победителей.»
- Кроссворды, тесты, понятия, даты и др.
Примеры. Урок «Древневавилонское царство».
Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с
позиций своих законов.
Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы-
оценивают деятельность групп воинов,
земледельцев, писцов т др.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства ( условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.
Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока ):
- Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок «Александрия Египетская», экскурсовод – Александр Македонский.
- «Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок «Религия древних греков». «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок «Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку» (Ахиллес).
- Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.) Урок «Греко-персидские войны». Речь Фемистокла перед Саламинской битвой: «Спартанские военачальники считают, что нужно отвести флот к Пелопоннесу. Они хотят защитить Спарту, но кто тогда защитит афинян? Наш город уже разграблен и разрушен персами. Я думаю, мы должны дать бой именно здесь в узком Саламинском проливе. Мы, эллины, знаем здесь каждый подводный камень, где мелко, где глубоко, изучили каждое подводное течение, направления всех ветров. Персы же совсем не знакомы с этим проливом. Наши триеры гораздо меньше по размеру, чем тяжелые и неповоротливые персидские корабли. Триера неглубоко сидит в воде, она легко пройдет среди скал и мелей. А тяжелые персидские корабли разобъются о подводные камни или сядут на мель. Саламинский пролив – лучшее место для боя с персами.» После речи Фемистокла учащиеся отвечают на вопросы: Почему Фемистокл так уверен в победе? Приведите его аргументы.
- Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Подготовка:
- написание сценария,
- распределение ролей,
- подготовка костюмов и реквизита,
- репетиции.
Урок «Религия древних греков».
Миф о суде Париса.
Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис.
Гера. Смотрите, яблоко!
Афина. Чье оно?
Афродита. Здесь написано: «Прекраснейшй».
Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я–самая старшая из богинь, я–богиня домашнего тепла и очага, я–красивая и величавая женщина.
Афина. Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я- смелая, решительная и красивая.
Афродита. Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.
Гера. Что же нам делать?
Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.
Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?
Зевс. Гера–моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис.
Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.
Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.
Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.
Парис. Я отдаю яблоко Афродите.
Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.
После просмотра исторической сценки учащиеся отвечают на вопросы учителя или артистов.
Таким образом, ролевая игра, элементы театрализации способствуют развитию у учащихся интереса к истории, дают им возможность провести время на уроке интересно, полезно, плодотворно и творчески.
Литература.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.
- Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
- Манн Б.Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3, 1993.