Урок географии по теме: "Чтение плана местности"

Разделы: География


На современном этапе человечество накопило огромный опыт описания и анализа территорий. Создано большое количество карт (материков, частей света, стран, областей и т.д) топографических планов ( районов, городов, поселков и т.д.) Очень важно передать эти знания учащимся.

Начальный курс географии знакомит учащихся с понятиями: план и карта - формирует знания и умения. В шестом классе у школьников очень высока мотивация к учению, и именно в этот период важно сформировать умения и навыки пользоваться картой.

Поэтому при изучении темы: “План и карата” проводят большое количество практических занятий. Я представляю примерный план урока-повторения на тему: “Чтение плана местности”.

В начале урока учитель формулирует учебные задачи. Перед выполнением заданий учащиеся должны осмыслить учебные задачи урока.

Цель урока: cформировать у учащихся умения пользоваться планом местности.

Задачи:

  • систематизировать знания по работе с планом местности;
  • научить самостоятельно анализировать план местности;
  • воспитать чувство ответственности за принимаемые решения:
  • показать практическое значение знаний по теме.

Основные положения.

План местности. Ориентирование по плану: определение азимута и расстояний по плану. Чтение условных обозначений.

Оборудование.

План пришкольного участка, компас, планшет, линейка, карандаш.

Ход работы:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока. Определение видов работ.

3. Инструктаж учащихся.

  • определение границ участка;

  • ознакомление учащихся с действиями при неплановых ситуациях (потеряли ориентир, опаздывают по времени).

4. Класс можно разделить на несколько групп и выпускать с заданием через интервал 2-3 минуты.

5.Работа с планом местности:

5.1 Учащимся раздаётся план местности с маршрутным листом, на котором описан маршрут следования от точки к точке (первая и последняя точка обозначены на плане).

В каждой контрольной точке учащиеся выполняют практическое задание.

I. От первой точки группа следует к точке два по азимуту 450,  30 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Обозначить на плане точку два. Определить стороны горизонта на местности и обозначить на плане в точке два основные направления сторон горизонта.

II. От точки два группа направляется к точке три по азимуту 1700, 50 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Обозначить на плане точку три и отметить условными обозначениями растительность (находящуюся вокруг точки).

III.От точки три группа идет к точке четыре. Азимут 2720 , 60 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Представьте себе, что здесь протекает несудоходная река (с севера – запада на юго-восток, пересекая участок). Вы находитесь на левом берегу. Обозначьте реку на плане, укажите направление течения и отметьте точку стояния.

IV. От точки четыре к точке пять группа следует по азимуту 50, 70 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Обозначить на плане точку, где находиться группа. Определить расстояние по плану местности от точки четыре до точки два.

VI. От точки четыре к точке один определить азимут (Отметить на плане местности маршрут). Группа направляется к последней точке, отмеченной учителем на плане местности.

5.2Учащиеся вычерчивают на плане местности маршрут следования от точки к точке.

6. Подведение итогов. Отмечается работа лучшей группы.

7. Домашнее задание:

- рассчитать протяженность маршрута;

- оформить работу.

Данный урок рассчитан на хорошо подготовленных детей, которые успешно освоили теоретический материал и способны анализировать. Задания можно изменять, усложняя или упрощая - главное то, что во время такого урока учащиеся работая с планами, на практике применяют свои знания.

Качество проведенного урока зависит от подготовленности учителя.