На современном этапе человечество накопило огромный опыт описания и анализа территорий. Создано большое количество карт (материков, частей света, стран, областей и т.д) топографических планов ( районов, городов, поселков и т.д.) Очень важно передать эти знания учащимся.
Начальный курс географии знакомит учащихся с понятиями: план и карта - формирует знания и умения. В шестом классе у школьников очень высока мотивация к учению, и именно в этот период важно сформировать умения и навыки пользоваться картой.
Поэтому при изучении темы: “План и карата” проводят большое количество практических занятий. Я представляю примерный план урока-повторения на тему: “Чтение плана местности”.
В начале урока учитель формулирует учебные задачи. Перед выполнением заданий учащиеся должны осмыслить учебные задачи урока.
Цель урока: cформировать у учащихся умения пользоваться планом местности.
Задачи:
- систематизировать знания по работе с планом местности;
- научить самостоятельно анализировать план местности;
- воспитать чувство ответственности за принимаемые решения:
- показать практическое значение знаний по теме.
Основные положения.
План местности. Ориентирование по плану: определение азимута и расстояний по плану. Чтение условных обозначений.
Оборудование.
План пришкольного участка, компас, планшет, линейка, карандаш.
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и задачи урока. Определение видов работ.
3. Инструктаж учащихся.
определение границ участка;
ознакомление учащихся с действиями при неплановых ситуациях (потеряли ориентир, опаздывают по времени).
4. Класс можно разделить на несколько групп и выпускать с заданием через интервал 2-3 минуты.
5.Работа с планом местности:
5.1 Учащимся раздаётся план местности с маршрутным листом, на котором описан маршрут следования от точки к точке (первая и последняя точка обозначены на плане).
В каждой контрольной точке учащиеся выполняют практическое задание.
I. От первой точки группа следует к точке два по азимуту 450, 30 метров.
В контрольной точке учащиеся выполняют задание.
Задание: Обозначить на плане точку два. Определить стороны горизонта на местности и обозначить на плане в точке два основные направления сторон горизонта.
II. От точки два группа направляется к точке три по азимуту 1700, 50 метров.
В контрольной точке учащиеся выполняют задание.
Задание: Обозначить на плане точку три и отметить условными обозначениями растительность (находящуюся вокруг точки).
III.От точки три группа идет к точке четыре. Азимут 2720 , 60 метров.
В контрольной точке учащиеся выполняют задание.
Задание: Представьте себе, что здесь протекает несудоходная река (с севера – запада на юго-восток, пересекая участок). Вы находитесь на левом берегу. Обозначьте реку на плане, укажите направление течения и отметьте точку стояния.
IV. От точки четыре к точке пять группа следует по азимуту 50, 70 метров.
В контрольной точке учащиеся выполняют задание.
Задание: Обозначить на плане точку, где находиться группа. Определить расстояние по плану местности от точки четыре до точки два.
VI. От точки четыре к точке один определить азимут (Отметить на плане местности маршрут). Группа направляется к последней точке, отмеченной учителем на плане местности.
5.2Учащиеся вычерчивают на плане местности маршрут следования от точки к точке.
6. Подведение итогов. Отмечается работа лучшей группы.
7. Домашнее задание:
- рассчитать протяженность маршрута;
- оформить работу.
Данный урок рассчитан на хорошо подготовленных детей, которые успешно освоили теоретический материал и способны анализировать. Задания можно изменять, усложняя или упрощая - главное то, что во время такого урока учащиеся работая с планами, на практике применяют свои знания.
Качество проведенного урока зависит от подготовленности учителя.