На протяжении всей своей педагогической деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные приёмы декоративно – прикладного творчества. Для этого создаю на уроке атмосферу творчества и свободу самовыражения. Учу детей самостоятельно изготовлять и художественно оформлять различные изделия для украшения интерьера, использовать для создания их работ самые разнообразные материалы. Развиваю художественный вкус, воспитываю уважение к труду.
Модуль программы:
- Основы флористики.
- Изготовление декоративной рамки-паспарту.
- Изготовление флористического коллажа.
Тема урока: Флористика. Флористический коллаж. Изготовление декоративной рамки-паспарту.
Цель урока:
- дать понятие о флористике и флористическом коллаже.
- познакомить с основными приёмами изготовления декоративной рамки-паспарту.
- развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы.
- воспитать интерес к нетрадиционным видам декоротивно-прикладного творчества.
- изготовить декоративную рамку-паспарту.
Метод проведения: Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами.
Оснащение урока:
- выставка готовых работ;
- образцы материалов и инструментов;
- инструкционные карты;
- раздаточный материал.
- Для лабораторно-практической работы:
клей ПВА;
ножницы;
кисти;
краска (акриловая водорастворимая или специальная, выявляющая структуру древесины);
плотная тонированная бумага или картон;
для фона можно использовать и другие материалы, например, бархатную бумагу, рогожку и т.д.
План урока
- Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (2 мин.).
- Теоретический раздел: объяснение нового материала (15 мин.)
- Практический раздел: работа учащихся.
1. Организационная часть урока
Приветствие учащихся, проверка явки, и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
2. Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся
Примерные вопросы беседы:
- Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
- Есть ли в ваших домах такие работы?
- Если есть, то кто выполнял эти работы?
- С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
- Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
- Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
- Украсят ли такие работы Ваш дом?
3. Изучение нового материала
Лекция учителя
Флора – (от лат. flora – богиня цветов и весны) означает совокупность видов растений населяющих какую-либо территорию.
Как часто, гуляя по осенним улицам, мы любуемся великолепием красок золотой осени и жалеем, что не можем запечатлеть это очарование на холсте, сохранить осеннюю сочность красок до глубокой зимы.
Но немного фантазии и желания, и природа – великий художник – сама принесет в ваш дом дыхание солнечного дня, теплый осенний колорит.
Золотисто-бронзовые тона, разнообразие форм осенней листвы – это мастерство самой природы. Для работы не потребуется больших затрат, зато созданные вами панно из одного или нескольких листьев, – а может быть, и целая композиция, – достойно украсят любую из комнат вашего дома. Такая композиция долговечна. Она не вянет, как букет из живых цветов. В ней надолго сохранятся сочность красок и дыхание живой природы.
Флорист без заготовленных материалов – что художник без красок.
Первое, что необходимо сделать, – это собрать понравившиеся вам листочки или другие растения и подготовить их.
Растения необходимо прогладить через бумагу горячим утюгом или положить на несколько дней под пресс на плоскую поверхность, предварительно покрыв слоем газетной бумаги.
Создание художественной аппликации (коллажа) из цветов и листьев – искусство импровизационное. Эскиз вам не потребуется, поскольку решения приходят в процессе подбора палитры и создания композиции. Однако последовательность действий придется соблюдать.
В цветочном натюрморте важно создать нужный фон. Для этой цели подойдут листья малины или серебристого тополя, уложенные изнаночной стороной наружу, крапивы, мать-и-мачехи, бадана, американского клена, корнуса (кустарника, листья которого осенью становятся багровыми) и др.
Для букета можно взять листья папоротника, чернобыльника, цветы вереска, черемухи, белого и желтого донника, синего дельфиниума, нераспустившиеся бутоны цветов яблони, лютики, анютины глазки.
Для букета можно взять листья папоротника, чернобыльника, цветы вереска, черемухи, белого и желтого донника, синего дельфиниума, нераспустившиеся бутоны цветов яблони, лютики, анютины глазки.
Флористические коллажи в современных интерьерах
Вы не художник, но написать картину – ваша голубая мечта. С помощью оригинальной методики, вы сможете создать пусть не картину, но коллаж, неповторимость которого обеспечит особая техника исполнения.
Коллаж (в переводе с французского – "приклеивать") возник в далекие времена, когда женщины закладывали между листами книг цветы, а затем засушенными приклеивали их на письма своим любимым. Современный коллаж предполагает большое количество разнообразных техник.
Коллажи хорошо вписываются в интерьеры современных квартир, офисов и т.д. Создавая определённое "цветовое пятно", они также несут в себе большой положительный заряд, поскольку сделаны вручную, почти всегда в единственном экземпляре. С приобретением коллажа появляется возможность иметь у себя дома частичку природы, чудесно интерпретированную автором. Для композиции можно использовать всего один живописный листочек, веточку или множество различных по форме и цвету растений. Разместите их, сначала не приклеивая, на фоне, который вы выбрали для панно. Лучше, если он будет контрастным, тогда ярче проявятся красивая форма и линии растения.
Теперь надо аккуратно наклеить листочки и поместить работу в рамку – паспарту.
Паспарту
Паспарту – это лист плотного картона с вырезом посредине, служащий дополнительным обрамляющим элементом графического листа. Паспарту выполняет не только декоративные, но и защитные функции: оно подчеркивает и оттеняет изображение, придает ему эмоциональную глубину.
Рамки – паспарту могут быть любого размера, формы и цвета. Даже самая простая из них подойдет для оформления готового панно.
Многолетняя практика позволила дизайнерам выявить такой оптический эффект. Нижнее поле паспарту всегда делается более глубоким, чем верхнее, в противном случае вся конструкция будет смотреться на стене не объемно, а плоскостно.
Главный принцип:
паспарту нужно подбирать к картине, а не к интерьеру или к цвету стен.Паспарту может быть самых разных цветов.
Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине и могут, в зависимости от оттенка, выделить теплые или, наоборот, холодные тона в ее гамме.При выборе паспарту следует учитывать, что они должны сочетаться с цветовой гаммой коллажа. Лучше, если в работе будет не более 4-х цветов.
Можно поступить иначе и создать сначала коллаж, а потом по итогам того, что получилось, подобрать цвет рамы и паспарту.
4. Практическая работа: Изготовление декоративной рамки-паспарту. Инструкционная карта
Вырезать из картона четыре детали: (Рис.1)
- 15 х 20 см – (основа рамки).
- 10,5 х 14,5 см – (основа паспарту) – тонированный картон или бархатная бумага.
- 10,5 х 14,5 см – (задняя сторона рамки).
- 20 х 3 см – (подставка рамки).
Рис. 1
На изнаночной стороне большого прямоугольника нарисовать рамку, отступив сверху и по бокам – 2,5 см, а снизу – 3,5 см. (Рис. 2)
Начертить диагонали внутреннего прямоугольника и аккуратно разрезать их. (Рис. 3)
Рис. 2. Рис. 3.
4. Отогнуть разрезы (треугольники) по линиям внутреннего прямоугольника на изнаночную сторону. (Рис. 4)
5. На отогнутых треугольниках начертить линии, отступив от линий сгибов 7–10 мм и сделать перегибы в противоположную сторону от первых сгибов. (Рис. 5)
Рис. 4. Рис.5.
Подклеить основу паспарту с лицевой стороны рамки к отогнутым треугольникам, тонированной стороной кверху. Второй прямоугольник подклеить к обратной стороне рамки. (Рис. 6)
7. Сделать подставку к рамке. (Рис. 7)
Рис. 6. Рис. 7.
Учитель: Приступайте к работе, ребята. Не забудьте про соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами.
5. Текущий инструктаж и выполнение практической работы
- Обход рабочих мест учащихся.
- Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами.
- Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
- Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.
- Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
- Контроль за работой, выполняемой учащимися.
6. Вопросы для закрепления нового материала
- Что такое флористика?
- Когда собирают растения, и какие?
- Как подготовить растения для работы и сохранить их?
- Что такое флористический коллаж?
- Что такое паспарту?
- Виды паспарту.
- Почему нижняя часть паспарту должна быть шире других сторон?
- Какую бумагу используют для паспарту?
- Последовательность изготовления паспарту.
7. Заключительная часть урока
- Подведение итогов урока.
- Анализ допущенных уроков.
- Демонстрация лучших работ.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.