Фрагменты уроков математики в 5-м классе, содержащие элементы технологии развивающего обучения

Разделы: Математика


Тема урока. Окружность, круг.

Цели фрагмента урока. Расширить тему урока понятиями шар и сфера, познакомить с цилиндром, конусом и тором, показать их связь с окружностью и кругом. Научить видеть геометрические формы окружающих предметов.

Конспект фрагмента урока.

Мы уже знакомы с окружностью и кругом. В начале урока начертили их на доске и в тетрадях. Обсуждаем их сходства и различия (рис.1, а, б).

- В пространстве есть аналогичные фигуры. Это шар и сфера. Например, арбуз или бильярдный шарик можно назвать шаром, а шарик для настольного тенниса - сферой. Показываю их учащимся. Слово шар означает “клубок”, а сфера – “небесный свод”.

- Как вы думаете, чем шар отличается от сферы?

- Сфера пустая внутри, она – только оболочка шара.

- Какие вы можете привести примеры сферы и шара?

- Шаром будет апельсин, а сферой – воздушный шарик.

- Как бы вы распределили по группам фигуры:

окружность, круг, сфера, шар (понятия записаны на доске).

Обсуждаем, рассматриваем чертежи и модели, слушаем варианты ответов.

- Окружность и круг – фигуры на плоскости. Сфера, шар – фигуры в пространстве.

- Какому из понятий шар и сфера ближе по их свойствам окружность, а какому – круг? Есть ли сходства у фигур в первой группе с фигурами – во второй?

- Да. Окружность – это только линия, ограничивающая круг. Сфера – это оболочка шара. А шар и круг имеют внутри окружности и сферы множество точек.

Делаем вывод, что можно сгруппировать иначе, и подчёркиваем: окружность и сфера - одной чертой, круг и шар двумя чертами.

- Сравните Земной шар и глобус. Что из них является шаром, а что сферой?

- Земной шар – это шар, а глобус – это сфера.

Затем рассматриваем модель сферы. Для этого можно использовать пяльцы для вышивания, расположив обручи один – вертикально, другой – горизонтально. Чертим на доске, и в тетрадях сферу (рис.2). Поясняем, что у сферы также есть центр в точке О, ОВ – радиус сферы. Окружность наибольшего диаметра изображаем в виде овала.

- А кто знает, какой головной убор носит название геометрического тела?

- Цилиндр! Это такая мужская шляпа!

– А в технике есть такое понятие?

– Да, внутри цилиндра движется поршень, тоже имеющий форму цилиндра.

Показываю модели цилиндра и конуса. Обсуждаем: у цилиндра дно и крыша – круги, и дно конуса – круг. Цилиндр означает “валик”, “свёрнутая в трубочку рукопись”.

- Что вам в жизни напоминает конус?

- Шапочку Буратино! - Колпак клоуна! - Воронку!

Теперь начертим две окружности из одного центра, но различного радиуса. Получили концентрические окружности. Заштрихуем поверхность между ними (рис.3).

Мы изобразили кольцо. Как вы думаете, есть ли в пространстве знакомые предметы, соответствующие кольцу, как шар – кругу. Приведите примеры.

- Это гимнастический обруч! - Камера колеса! - Резиновый эспандер для кистей рук! - Резиновый спасательный круг! - Бублик! - Баранка!

- Эти предметы имеют одну геометрическую форму. Это тор, что означает “выпуклость”. - Вы познакомились с фигурами в пространстве. Назовите их! - Мы знаем шар, сферу, цилиндр, конус, тор. - И все они связаны с окружностью, кругом.

Тема урока. Доли. Обыкновенные дроби.

Цели фрагмента урока. Добиться неформального усвоения понятия доли. Показать красоту геометрических форм.

Конспект фрагмента урока.

Начертим две концентрические окружности. С помощью циркуля разделим одну из них на шесть равных частей. Соединим полученные точки деления с центром окружностей. Заштрихуем секторы большего и меньшего круга (рис. 4, а).

- Какую часть круга составляет большой сектор?

- Большой сектор составляет 1/6 часть круга.

- Какую часть круга составляет малый сектор?

- Малый сектор составляет 1/6 часть круга.

- Получились одинаковые дроби. 1/6 = 1/6.

- А на чертеже равны ли эти секторы.

- Секторы – различны, значит, они не равны.

- В чём дело? Вспомним определение понятия доли.

- Надо сравнивать секторы одного и того же круга. А мы взяли равные части, но от различных кругов.

Затем откроем заранее записанное на доске это определение. Выделяем слово “одного”. Доли – это равные части одного целого предмета.

Давайте посмотрим на другой круг (рис.4, б).

- Какая часть круга заштрихована? Чему равна её доля?

Найдутся учащиеся, которые ответят, что заштрихована ? часть круга. Доля равна ј. Но основная часть класса замечает, что круг разделён не на равные части. А доли – это равные части одного целого предмета. Выделяем на доске слово “равные”. Значит, ответ “1/4” неверный. Чтобы определить долю, надо делить круг на равные части.

Дома вы вырезали звезду (пентаграмму) из бумаги, и пробовали разделить её на доли.

- Как можно разделить звезду на равные части? Сколько долей можно получить?

- Звезду можно разделить на пять равных частей или долей. (Дети показывают свои варианты деления звезды на доли за партами, а кто-то из них начертит на доске (рис.5, а)).

- Её можно разделить на пять долей иначе. (Рассматриваем другое деление (рис.5, б)).

- Посмотрите на бабочку, на жука на стенде “Осевая симметрия”. Что они подсказывают?

- Звезду можно разделить на две доли. (Изображаем это на доске (рис.5, в)).

- А какое наибольшее число долей можно получить? Попробуйте объединить способы деления звезды на четвёртом и пятом рисунках.

- Можно получить десять долей! (Делаем (рис.5, г)).

Вспомним окружность, круг и соответствующие им фигуры в пространстве.

- Окружности соответствует сфера, кругу соответствует шар.

- Подумайте, дети, можно ли найти в пространстве что-то, соответствующее звезде?

- Оказывается, в пространстве есть звёздчатые многогранники!

Показываю модели правильных и полуправильных звёздчатых многогранников.

- Посмотрите, как они восхитительны. Их созерцание доставляет всем наслаждение. Декоративность их применяется в ювелирной промышленности, в архитектуре. Так, необычный многогранник “Звезда”, выполненный доктором искусствоведческих наук. В. Н. Гамаюновым, вдохновил архитектора В. А. Сомова на создание проекта Национальной библиотеки в Дамаске. (Показываем рис. 141 из учебника по геометрии И. М. Смирновой).

В природе звёздчатыми многогранниками являются снежинки, их несколько тысяч типов.

Вы можете попытаться сделать ёлочные игрушки таких же форм. Показываю образцы, выполненные другими учащимися.

Тема урока. Исследовательская работа на уроках математики в пятом классе при изучении обыкновенных дробей.

Цели исследовательской работы. Прививать интерес учащихся к изучению математики, развивать мышление учащихся, увлечь их исследовательской деятельностью, расширить представление об окружающем мире.

Фрагмент первого урока.

- Вы уже видели модель цилиндра. Как бы вы склеили из листа бумаги только боковую её поверхность, то есть без крыши и дна?

Один из учащихся показывает, каким образом это можно сделать. Складывает листок бумаги в трубочку.

- А что, если один конец полоски перевернуть и склеить. Склеиваем тут же с помощью ученика – ассистента.

Давайте, исследуем полученную модель. Поставим на ней точку. Будем проводить линию от неё в одну сторону. Мы пришли в ту же точку, расчертив полоску бумаги с двух сторон. У нас - односторонняя поверхность. С цилиндром так не получится.

- А что, если разрезать модель по этой линии? Как вы думаете, что произойдет? Слушаем различные варианты ответов. Разрезаем, получаем одно большое кольцо. Модель не разделилась на две равные части. Почему? Столкнулись с неожиданным результатом.

- Это лист Мёбиуса. Он так называется по имени учёного, который его открыл. Это немецкий геометр Август Фердинанд Мёбиус.

Отведем страницу тетради для записей результатов исследования.

Чертим:

1. <Рисунок 6, а>

Пишем:

- разрезаем на две полосы

Получаем:

- одно большое кольцо

Задаю на дом дополнительное задание: склеить лист Мёбиуса, предварительно расчертив ленту с двух сторон на три равные части.

Фрагмент второго урока.

В классе разрезаем, показываем, чертим, записываем.

2.< Рисунок 6, б> - три полосы - сцеплены одно большое и одно малое кольцо.

Далее на дом задаю по вариантам:

1в.: расчертить полоску бумаги на четыре равные полосы.

2в.: - на пять равных полос.

Склеить и разрезать по линиям дома.

Фрагмент третьего урока.

Показываем, чертим, записываем в классе:

3. <Рисунок 6, в> - четыре полосы - сцеплены два больших кольца

4. <Рисунок 6, г> - пять полос - на одном малом – два больших кольца.

Делаем вывод: исследование с листом Мёбиуса показали, что при делении полоски бумаги на равные части, полученный лист Мёбиуса при разрезании не делится на столько же равных частей, то есть на доли. Мы познакомились с удивительными свойствами односторонней поверхности, с наукой топологией, где ещё не решены многие проблемы.

Лист Мёбиуса привлекал не только учёных, но и художников и скульпторов. Скульптура Макса Билла “ Узел без конца ” находится в национальном музее современного искусства в Париже.