Цели:
- познакомиться со свойствами линзы; изучить получение изображения предмета с помощью линзы;
- показать практическое применение основных понятий и законов в изучаемых оптических приборах на практике;
- изучить клеточное строение организмов;
- научить различать животную и растительную клетку;
- продолжить воспитание аккуратности и четкости при выполнении чертежей и рисунков, формирование умения внимательно наблюдать.
Демонстрационное оборудование: линза, микроскоп, диапроектор, фотоаппарат, плакаты, демонстрирующие ход лучей в этих приборах, плакаты с растительной и животной клеткой.
Комплект оборудования на каждом рабочем столе для фронтальной лабораторной работы: свеча или другой источник света и ширма с фигурным отверстием, линза собирающая (с известным фокусным расстоянием), экран со щелью, измерительная лента, микроскоп, луковица, помидор, предметные и покровные стекла, препарат животной клетки.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Постановка задачи.
Учитель физики. Вспомните, как работают естествоиспытатели?
Ученики. Ученые ведут наблюдения, строят догадки, проводят опыты, а потом к ним приходят знания.
Учитель физики. Сегодня мы будем работать как естествоиспытатели. Цель нашего урока изучать строение живых веществ, используя физические приборы, и изучить свойства этих приборов. Тема нашего урока: “Знакомство с увеличительными приборами. Клеточное строение организмов”.
III. Усвоение новых знаний.
Учитель биологии. В прошлом году вы изучили,
что тела состоят из мельчайших частичек –
атомов. Определенные атомы, расположенные в
определенном порядке, образуют молекулы
вещества. Из веществ состоят растительные и
животные клетки.
Клетка, это самая маленькая структурная единица
живого организма. Первым увидел, что растения
состоят из клеток английский физик Роберт Гук. С
помощью увеличительных стекол он рассматривал
срез пробки и увидел много мелких полостей
похожих на пчелиные соты и назвал их клетками.
Чтобы нам с вами сейчас убедиться в том, что
растения и животные состоят из клеток и
рассмотреть их, познакомимся с устройством лупы
и микроскопа, и научимся с ними работать.
Учитель физики. На столе у меня много приборов. У всех этих приборов есть основная деталь – линза – прозрачное тело, ограниченное с двух сторон кривыми поверхностями. Возьмите в руки линзу потрогайте ее и убедитесь в этом сами. Линза позволяет получить увеличенное и уменьшенное изображение.
Демонстрация: различные типы линз – собирающие и рассеивающие, фокус линзы и способы измерения фокусного расстояния.
Учитель физики. В зависимости от
расположения предмета относительно собирающей
линзы на экране получаются различные
изображения. Исследуем это явление, проведем лабораторный
опыт. (Лабораторный опыт проводится по
описанию в учебнике физики.)
Источник располагаем от линзы на расстоянии
большем, чем 2F. Получаем изображение на экране,
измеряем и записываем в тетрадь расстояние от
источника до линзы l1 и от линзы до
экрана l2 ,и описывают, каким получается
изображение. Каким получилось изображение?
Ученики. Изображение получилось уменьшенное и перевернутое.
Учитель физики. Пишем вывод в тетрадь:
если предмет находится от линзы на расстоянии за
двойным фокусом, то изображение уменьшенное и
перевернутое.
Еще раз выполняем задание 1, но на этот раз
располагают источник света на расстоянии
большем, чем F, но меньшем, чем 2F. Получаем четкое
изображение. Опишите его.
Ученики. Изображение получилось увеличенное и перевернутое.
Вывод записывается в тетрадь.
Учитель физики. Повторяем задание 1, но источник располагаем на расстоянии меньшем, чем F. Получается ли изображение? Убираем экран и смотрим сквозь линзу. Изображение, которое вы видите, называется мнимым. Опишите его.
Ученики. Если посмотреть через линзу, то изображение получается прямое увеличенное.
Вывод записывается в тетрадь.
Учитель биологии. Разломите розовый недозрелый плод томата (помидора), арбуза или яблока с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Теперь рассмотрим через лупу-линзу увеличенное и изображение растительной и животной клетки, и зарисуем увиденное в табличку. Лупу берем за рукоятку и приближаем ее к кожице лука на такое расстояние, при котором изображение становится наиболее четким. Теперь через лупу рассмотрим препарат животной клетки. Давайте найдем общее в этих клетках и отличие.
Ученики. Лук и препарат состоят из ячеек. Растительная клетка более правильной формы.
Учитель биологии. Зарисуем клетки в таблицу:
Растительная | Животная |
|
Лупа | ||
Микроскоп |
Учитель физики. Используя явления
отражения и преломления света, создаются
различные оптические приборы, например,
микроскоп. Он стоит у вас на столах. авайте его
рассмотрим. Микроскоп – это прибор,
увеличивающий изображение предмета в несколько
сот и даже тысячи раз.
Главная часть светового микроскопа, который
находится перед вами, – увеличительные стекла,
вставленные в трубку или тубус. В верхнем конце
тубуса находится окуляр, состоящий из оправы
и двух увеличительных стекол. Название “окуляр”
происходит от латинского слова “окулус”, что
значит “глаз”. Рассматривая предмет с помощью
микроскопа, глаз прижимают к окуляру.
На нижнем конце тубуса помещается объектив,
состоящий из оправы и нескольких увеличительных
стекол. Название “объектив” происходит от
латинского слова “объектум”, что значит
“предмет”.
Тубус прикреплен к штативу. К штативу
прикреплен также предметный столик, в центре
которого имеется отверстие и под ним зеркало.
Учитель биологии (по таблице рассказывает
о строении клетки). Каждая клетка имеет плотную
прозрачную оболочку, в которой местами есть
более тонкие участки – поры. Под оболочкой
находятся живое бесцветное вязкое вещество – цитоплазма.
В цитоплазме находится плотное тельце – ядро,
в котором можно различить ядрышко.
Во всех клетках есть вакуоли, они заполнены клеточным
соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся
многочисленные мелкие тельца – пластиды.
Зеленые пластиды называют хлоропластами.
Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки
всех органов растения и животной клетки. Во время
работы с микроскопом рекомендуется соблюдать
следующие правила.
- Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 5-6 мм от края стола.
- Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
- Приготовить препарат, поместить его на предметный столик и закрепить его на предметном столике двумя зажимами.
- Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от предмета.
- Смотря в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не получится четкое изображение предмета.
- После работы микроскоп убрать в футляр.
Ученики рассматривают через микроскоп растительные и животные клетки, которые рассматривали через лупу, делают вывод.
Ученики. У растительной клетки видно ядро, вакуоли и хлоропласты, а у животной клетки видно оболочку, ядро (зарисовывают клетки в таблицу).
Просмотр диафильма о клеточном строении организмов (2 - 3 минуты).
IV. Итог урока.
– Какое физическое явление лежит в основе
работы линзы?
– С какими свойствами линзы вы познакомились?
– Через какие приборы их можно рассматривать
увеличенное изображение предмета?
– Какой прибор дает более подробное изображение?
Как пользоваться этими приборами?
– Какое строение имеют все живые организмы?
V. Рефлексия.
Учащиеся приходят к выводу, что все организмы состоят из клеток, которые имеют общие черты строения (оболочка, ядро, цитоплазма и т.д.). А знания по физике способствуют изучению клеточного строения организмов.