Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Тема: "Ах, картошка, объедение!". Секрет 4

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Работа с родителями


Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

Цель: знакомить детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам, использования картофеля в приготовлении пищи.

Предварительная работа:

  1. Подбор и систематизация материала.
  2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
  3. Изготовление картофельных куколок (см. фотоматериал)
  4. Конкурс детского рисунка “Мисс Картофелина”
  5. Изготовление атрибутов к костюму Мисс Картофелина.
  6. Географическая карта мира
  7. “Эти забавные картошки” (выставка корнеплодов)
  8. Приготовление блюд с использованием картошки.
  9. Оформление карточек в форме картофелин - рецептов блюд из картошки или полезные советы (см Приложение)
  10. Разработка конспекта занятия.

Ход занятия.

Перед началом занятия ребятам предлагается подойти к столу, на котором лежат приготовленные заранее картофелины необычной формы. Ребята рассматривают картошку, делятся впечатлениями. 2-3 детям предлагается рассказать о выбранных корнеплодах, выделяя необычное, неповторимое, отличающий данный плод.

В зал входит Чучело и читает:

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..

(Дети хором проговаривают отгадку)

Чучело: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы с вами и опять встретились. Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке, да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит в каждую семью каждый день. Может быть, я не прав? Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют “вторым хлебом”. Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка!

В углу комнаты вдруг слышится покашливание, чихание и из ящика появляется мисс Картошка.

- Хоть я и лежу в своем ящике на хранении, но, услышав, что меня зовут, тут же решилась к вам выйти. Я и мои родственники – Картофелины очень гордимся, что нас называют “вторым хлебом” и мы каждый день нужны хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время………… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее бабушка, что давным-давно о нашем существовании вообще не знали в России. А дело было так (подзывает детей к географической карте мира и рассказывает) – материал выбирает сам педагог в зависимости от интереса и возраста детей см. Приложение.

Педагог: Картофелина, ты в своем рассказе упомянула о том, что в старину женщины вечерами делали куколки с картошки. Мы тоже с девочками постарались большие картошки нарядить и подарить затем этих куколок младшим сестренкам и братишкам. Посмотрите, пожалуйста, Чучело и Картофелина, каких замечательных куколок смастерили наши ребята (см. фотографии)

Чучело: Я тоже слышал эту историю. Но ведь на Руси тебя не сразу приняли и не сразу ты стала такой популярной, как сейчас. (рассказывает из истории картошки на Руси).

Картофелина: много лет прошло, прежде чем меня полюбили и узнали ценность моих плодов. Но чтобы я была полезна и вкусна нужно помнить некоторые советы, давайте их сейчас прочитаем, после нашей встречи вы их возьмете домой и будите вспоминать о них во время приготовления пищи. (По выбору берутся отдельные памятки - карточки в форме картофелин)

Чучело: Картофелина! Не хочешь ли ты поиграть вместе с детьми? Я придумал некоторые игры в то время, когда в моей Огородной стране собирали богатый урожай картошки.

Картошка

Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку.
Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.
Эта скороспелка оттого вкусней,
Что пришлось ребятам повозиться с ней.
Лишь закат осенний озарит окошки,
Мы в золе горячей напечем картошки.
З. Александрова

Картофелина вместе с Чучелом проводят с детьми игры на выбор.

Игры с картошкой:

  1. “Соберем урожай” Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза )
  2. “Гусеница” В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.
  3. “Самый ловкий” Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.
  4. “Пронесем картошку” Ребята из двух команд по два участника встают друг против друга и лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки. Побеждает та команда, которая наиболее ловкая и быстрая.
  5. “Семейный кросс” И соревнованиях участвуют команды из 3-х человек -–папа, мама и ребенок. По команде ребята должны в соломе отыскать корнеплоды, папа переносит их по одному к маме, мама же начинает чистить картошку. Победитель та команда, у которой в кастрюле после взвешивания окажется больше очищенного картофеля.
  6. “Чудесный мешочек” Предложить участникам игры отгадать, сколько штук картофелин уместилось в целлофановом пакете. Кто назовет точное количество, тот и победитель.

Чучело: Ребята, участвуя, в играх вы показали, какие вы все ловкие, смелые, активные. А сейчас поиграем в игру, в которой необходимо помнить о согласовании слов. Запишите в соответствующие столбики нужные слова, например: картофельный лист, картофельное поле, картофельная ботва и т. д.

К а р т о ф е л ь н ……..

ЫЙ

АЯ

ОЕ

 

 

   

Картофелина: Ребята, вы удивили меня своими знаниями о моей большой семье, я любовалась вами, когда вы играли и соревновались. Пожалуйста вспомните свои любимые блюда, в которых встречается картошка. (Участники занятия перечисляют блюда с картошкой) Я приглашаю вас на дегустацию блюд, в которых есть картошка. (Это могут быть пирожки с картошкой, ватрушки, вареники, жареный картофель, картофельное пюре, котлеты картофельные и т.д.

Картофелина: Пора мне, ребята, возвращаться в свою семью, ведь впереди долгая зима и вы не раз еще вспомните о нас и придете за нами в магазин, в погреб, в хранилище, где мы пережидаем зимние дни и ночи. На память о нашей встрече я оставляю вашим семьям памятки с полезными советами о применении картошки. (Мисс Картошка уходит)

Чучело: Прошла еще одна очередная встреча с овощем, приоткрыты тайны большого семейства Картошки. Но неизвестных тайн еще очень много. Читая соответствующую литературу, участвуя в трудовой деятельности по выращиванию картошки, вы сможете еще много познать секретов. А нас на пороге ждет новая встреча с новым героем. Всего доброго, здоровья вам и вашим семьям.

П Р И Л О Ж Е Н И Е :

Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза.

Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб

Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы.

Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия.

“Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. В 1845 – 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни.

В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом.

В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли.

Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.

(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15)

Посадка картофеля.

Если земля не плодородная, в лунку кладут 1 кг компоста, 1 ст. ложку птичьего помета в порошке, 1 ст. ложку древесной золы, перемешивают, кладут 2 горсти увлажненных опилок, закрывают 2 см земли и на нее кладут клубень верхушкой кверху. Присыпают только 3 см земли, чтобы клубни прогрелись солнцем. Помогает клубням прогреться и пленка, положенная на посадки.

Сажают картофель в мае, рядами расстояние между которыми 60 см, один клубень от другого через 25-30 см. При достижении растениями высоты 10-12 см их окучивают влажной почвой и рыхлят междурядья.

Картофель выращивают на солнечных участках, гряды располагают по направлению с севера на юг, что обеспечивает фотосинтез.

Наилучшая почва для картофеля – целина. В тени при слабом освещении стебли у картофеля вытягиваются, ботва желтеет, урожай резко снижается или его совсем не бывает. Вместо клубней вырастает только ботва. А в почве – белые столоны.

Ботва картофеля погибает при температуре минус 1-2 градуса. Весенние утренние заморозки могут быть до 8 – 10 июня. При окучивании нужно сделать гребни острыми, чтобы дождевая вода скатывалась в борозду, а не в гнездо, и не заражала бы его грибковыми спорами

Подкормка и полив.

Скороспелые сорта картофеля для повышения урожайности, начинают регулярно поливать вскоре после посадки. Поливы следуют через 10-14 дней, расход воды 15-20 л на 1 м3. Первый полив проводят, когда растущие клубни достигнут размеров 1-1,5 см, но не раньше: это ускорит их созревание.

Для поздних сортов важное значение имеет полив в фазу цветения; расход воды 20 л на 1м3. Это способствует значительному повышению урожайности и снижает вероятность поражения клубней поршой.

Поздние сорта картофеля подкармливают 2 раза коровяком, разведенным водой в 8 раз или птичьим пометом, разведенным в 10 раз, расходуя 2 л раствора под одно растение. Несколько ускорить переход растений к клубнеобразованию можно за счет подкормок золой (1 стакан на 1 м3) или 15 г/м3 сернокислого калия и 30 г суперфосфата.

Сбор урожая.

Для предохранения клубней ранних сортов картофеля от болезней их следует убирать до 1-5 августа. Поздние сорта убирают в сентябре. Чтобы меньше повредить клубни, при уборке картофеля пользуются вилами с плоскими зубьями. Выкопанные клубни оставляют на 2-3 часа на поверхности почвы, чтобы они подсохли. В сырую погоду картофель подсушивают в укрытии или под навесом. Во время уборки нужно следить за тем, чтобы в земле не осталось клубней, так как с ними на участке могут сохраниться до следующего года возбудители различных заболеваний.

Хранение

На хранение закладывают только вызревшие здоровые клубни. Картофелехранилище должно быть защищено от морозов. Идеальными для хранения картофеля являются ящики с выступающими по углам планками, так как в них очень удобно осматривать клубни. Ящики ставят в темное помещение или укрывают черной полиэтиленовой пленкой, чтобы на свету клубни не начали зеленеть.

Большие количества картофеля хранят в буртах. После копки отделенные от стеблей клубни несколько часов подсушивают. Затем их высыпают на солому, где оставляют лежать еще 2-3 дня. После этого из картофеля насыпают бурт, который сверху укрывают землей.

Вредители и болезни.

Чтобы защитить растение от проволочников и совок, в почву при посадке вносят диазинон. Во избежание распространения картофельной нематоды прибегают к севообороту, постоянно меняя расположение участка с картофелем.

Фитофтороз картофеля.

Фитофтороз – самое опасное грибковое заболевание картофеля. Особенно большой вред болезнь наносит в теплую влажную погоду, начиная с июля и в последующие месяцы. Первые симптомы поражения растений фитофторой – желтые пятна, появляющиеся на верхней стороне листьев. С нижней стороны пораженного листа виден белый мицелий гриба. Пятна на листьях со временем становятся коричневыми, при сильном поражении лист полностью отмирает. Вместе с влагой споры гриба попадают в почву, где они заражают растущие клубни. Основной метод борьбы с фитофторой – регулярное опрыскивание растений. При благоприятных для развития болезни погодных условиях растения с десятидневными интервалами опрыскивают бордоской жидкостью, хлорохомом, полихомом или поликарбацином.

Хозяйке на заметку:

- для длительного хранения рекомендуется покупать картофель поздних сортов. Хранить картофель нужно в деревянных или картонах ящиках ( с отверстиями для воздуха) в сухом прохладном и темном помещении при температуре 3-5 С. При минусовой температуре крахмал быстро превращается в сахар, и картофель становится сладким. Каждые 15-20 дней картофель нужно перебирать;

- очищенные клубни картофеля от соприкосновения с воздухом темнеют, поэтому их нужно сразу же погружать в холодную воду. При длительном хранении в воде картофель теряет некоторое количество крахмала и витамина С, мякоть его грубеет, вкус ухудшается, он плохо разваривается.

- кожицу с молодого картофеля легче очистить, если предварительно опустить его в холодную воду;

- из молодого картофеля не рекомендуется готовить пюре. Его лучше отварить целиком и подать с маслом или со сметаной;

- чистить картофель следует ножом из нержавеющей стали. От соприкосновения с железом витамин С разрушается;

- если при чистке картофеля срезается лишний толстый слой, то при этом теряется большая часть содержащихся в картофеле витаминов и минеральных веществ. Самый рациональный способ приготовления – картофель в “мундире”;

- в рассольник картофель лучше класть до огурцов, иначе он останется жестким. По этой же причине в зеленые щи сначала лучше положить картофель, а затем щавель;

- чтобы устранить неприятный запах во время жарения рыбы, в растительное масло кладут одну картофелину, очищенную и нарезанную ломтиками.

- позеленевшие и проросшие клубни картофеля следует варить только очищенными от кожицы;

- подмороженный картофель для жаренья в большом количестве жира не годится, так как он быстро потемнеет и будет невкусным;

- чтобы на старом картофеле при варке не выступали темные пятна, в воду добавляют чайную ложку уксуса на каждую чайную ложку соли;

- картофель варят на умеренном огне, чтобы он разбухал равномерно. Если огонь слишком сильный, клубни снаружи развариваются и лопаются, а внутри остаются сырыми;

- чтобы не одна картофелина не разварилась, можно слить воду через 15 минут после закипания и доварить картофель на пару;

- в картофеле, сваренном в “мундире”, лучше сохраняются витамины. Картофель в “мундире” используют для винегретов, салатов, холодных соусов;

- картофель, сваренный в “мундире”, легко очистить, если сразу после варки облить холодной водой;

- если картофель нужно сварить побыстрее, положите в воду столовую ложку маргарина;

- картофель, сваренный в молоке, сразу же подают к столу, после разогревания вкус его значительно ухудшается;

- отварной картофель, а также картофельное пюре уже через 1,5 часа хранения приобретает желтоватый оттенок, при этом вкус и запах ухудшаются;

(Серия “ДОМ” НАША ДАЧА Выпуск 2. Овощные культуры. ИПП “ТЮМЕНЬ” 1994.- С. 3 - 7)

Картошка

Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Звездочка поможет выкопать картошку.
Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.
Эта скороспелка оттого и вкусней,
Что пришлось ребятам повозиться с ней.
Лишь закат осенний озарит окошки,
Мы в золе горячей напечем картошки.

З. Александрова

На грядке все в порядке.

Дождь. Гроза. Тяжелый гром. Громыхает за бугром.
Лодки тычутся в причал – так их ветер раскачал!
И ручьи на пустырях – все в огромных пузырях!
Словно после физзарядки принимают бодрый душ,
Даже листья у картошки бьют от радости в ладошки!

В. Сабиров.

Загадки:

  1. Что копали из земли, жарили, варили,
  2. Что в земле мы напекли, ели да хвалили?

  3. Неуклюжа, шишковата, а придет на стол она,
  4. Скажут весело ребята: - Ну, рассыпчата, вкусна!

  5. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
  6. Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел,
  7. Десять братцев нашел. Вышли братья на свет,
    Собрались на совет, все глазастые да щекастые.
    Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри!

  8. Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
  9. Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..

  10. Между гор лежит толстый Егор.
  11. Курочка-пустодом свила гнездо за двором,
  12. Яйца несет – в землю кладет.

  13. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….
  14. В поле большом
    Под зеленым кустом
    Лежат в земле яички,
  15. Снесли их не птички.

  16. Цветы в светлице, а плоды в темнице.
  17. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
  18. Покапай немножко: под кустом ……..