Тип урока: урок – закрепление изученного. (обобщающий)
Вид: комбинированный урок.
Цель: Обобщить и применить для решения задачи знания о способах и методах переводов чисел. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи урока:
Обучающая: углубление, обобщение и
систематизация приемов перевода чисел из одной в
другую системы счисления.
Воспитательная: развитие познавательного
интереса, логического мышления.
Развивающая: развитие алгоритмического
мышления, памяти, внимательности.
Ход урока:
- Организационный момент (3 мин).
- Проверка домашнего задания:
а) Теория: Калькулятор (3 мин);
б) Практика: проверка д/з за ПК (7 мин).- Принцип “8-2-16”
а) теория: суть принципа, примеры (10 мин);
б) практика: выполнить практическое задание (по карточкам) (15 мин).- Запись домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
а) Пройти по рядам и посмотреть (поверхностно – есть или нет) записи решения упражнений. Предложить ученикам проверить домашние задания самостоятельно с помощью ПК. Для этого мы используем стандартное приложение ОС Windows – Калькулятор.
Запись на доске и в тетради:
Запуск: Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор
Команда: Вид – Инженерный.
С помощью этой программы можно переводить числа, записанные в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах координат. Имеют обозначения:
Hex (Hexadecimal) - шестнадцатеричная
Dec (Decimal) - десятичная
Oct (Octal) - восьмеричная
Bin (Binary) – двоичная.
Рисунок 1
Алгоритм перевода чисел:
Например, перевести число 19F16=X10.
- Установить переключатель в положение Hex (щелкнув по нему левой кнопкой мыши).
- Набрать число с помощью мышки или клавиатуры (латинские буквы).
- Установить переключатель в положение Dec – получим ответ.
- Проверить правильность в тетради и поставить +.
б) Ученики садятся за компьютеры и выполняют самопроверку.
- Мы научились переводить числа из одной системы в другую (письменно или с помощью программы Калькулятор), а теперь давайте рассмотрим способы переводов, которые не требуют от нас каких-либо вычислений. Назовем его “Принцип 8-2-16”.
а) Раздаю на стол карточки с таблицами:
Таблица перевода чисел из 8
с.с. в 2 с.с. и наоборот через ТРИАДЫ.
Например: 6118=110 001 0012 Таблица перевода чисел из 16 с.с. в 2 с.с. и наоборот через ТЕТРАДЫ.
Например: 61А16=110 0001 10102 |
В восьмеричной системе счисления восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Перевод из этой системы в двоичную достаточно прост. Достаточно составить таблицу триад (по три цифры).
При переводе восьмеричного числа в двоичное заменяют каждую восьмеричную цифру на соответствующую триаду из таблицы (см примеры в карточке).
Для обратной операции, то есть для перевода из двоичной в восьмеричную систему, двоичное число разбивают на триады (справа налево), потом заменяют каждую группу одной восьмеричной цифрой.
Аналогично производим перевод из шестнадцатеричной в двоичную системы и наоборот.
б) Предлагаю ребятам для закрепления посостязаться друг с другом “Кто быстрее”, кроме скорости здесь большую роль играет внимательность и аккуратность.
- Давайте напишем числа в восьмеричной системе счисления, чтобы их было 17: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20 (в данном числовом ряде после числа 7 происходит превышения разряда так как числа 8 не существует мы переходи из разряда единиц в разряд десятков и так далее). Нам не случайно понадобились эти числа, потому что мы рассмотрим координатную плоскость для восьмеричной системы счисления. Вам будут даны координаты рисунка в двоичной системе координат, а рисунок нужно выполнить в восьмеричной системе. Точки соединять по порядку их следования.
- Раздаю карточки с координатами (2-4 варианта) и первую точку (произвольную) показывают на примере (на доске: расписав координаты и показав на координатной плоскости). Примеры таблиц с координатами:
Вариант 1.
х |
у |
|
1 |
1 |
100 |
2 |
100 |
111 |
3 |
110 |
111 |
4 |
1000 |
1001 |
5 |
1010 |
111 |
6 |
1010 |
100 |
7 |
1100 |
10 |
8 |
1010 |
10 |
9 |
1010 |
11 |
10 |
1000 |
101 |
11 |
1000 |
1 |
12 |
110 |
1 |
13 |
110 |
11 |
14 |
100 |
11 |
15 |
100 |
1 |
16 |
10 |
1 |
17 |
10 |
101 |
Вариант 2.
х |
у |
|
1 |
100 |
110 |
2 |
11 |
100 |
3 |
10 |
11 |
4 |
10 |
100 |
5 |
100 |
110 |
6 |
1011 |
110 |
7 |
1100 |
111 |
8 |
1010 |
111 |
9 |
1010 |
1000 |
10 |
1001 |
1000 |
11 |
1001 |
1001 |
12 |
1000 |
1000 |
13 |
1000 |
100 |
14 |
1001 |
11 |
15 |
1001 |
10 |
16 |
1000 |
11 |
17 |
1000 |
100 |
18 |
101 |
100 |
19 |
110 |
11 |
20 |
101 |
10 |
21 |
100 |
10 |
22 |
101 |
11 |
23 |
100 |
100 |
24 |
100 |
110 |
- Первые 2-3 человека, выполнившие задание правильно (рисунок совпадает с оригиналом) получают оценку “5”.
Примеры рисунков – ответов:
/p>
Рисунок 2
Рисунок 3
- В качестве домашнего задания прошу нарисовать рисунок в шестнадцатеричной системе счисления, записать координаты в таблицу в двоичной системе.
- Итак мы рассмотрели несколько способ переводов чисел: общие и частные. Одни из них требовали от Вас умения решать задачи математическими методами, другие с привлечения компьютера, третьи с применением триад и тетрад. Таким образом, мы с вами повторили тему “Переводы чисел в различных системах счисления” и подготовились к контрольной работе. Удачи. До свидания!
Используемая литература:
- Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика/Глав. ред. Е. А. Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г.Леонов.- М.: Аванта+, 2003. – 624 с.: ил.
- Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерных технологий с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. –М.: ООО “Издательство АСТ”; ABF, 2000. – 432 с.: ил.