(Из опыта работы)
Мысль о том, что в специальной (коррекционной) школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого- педагогических науках общепризнана.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждений детей обеспечивается тем, что на страже ее, как правило, находится учитель- организатор и руководитель учебного процесса.
Загадка всегда служила и служит увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет.
Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для индивидуальных коррекционных занятий я подбираю также загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.
Дети всегда с удовольствием отгадывают загадки. В моих загадках математическим элементом является число, которое содержится в загадке и служит одним из признаков, по которому происходит поиск ответа на эту загадку. Иногда в загадках встречаются математические отношения ( “ равенства”, “ больше”, “ меньше”) либо ответом служит термин, связанный с математикой.
Например:
- Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей
Называется … (стручок) - Что за шустрый старичок
Восемьдесят восемь ног
Все по полю
шаркают,
За работой жаркою.
(Веник). - Что это за семь братьев: годами равные, именами
разные?
(Дни недели)
Предлагаемые мною логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
Структура заданий:
1) загадки в числах;
2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;
3) логические задачи.
Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя фронтальную и индивидуальную работу с учащимися на занятии.
Эпиграф:
“Ты разгадаешь мой секрет,
Как только сам решишь задачу
И правильный получишь в ней ответ!”
Загадка№1 Под каким девизом С. В. Ковалевская представила в Парижскую Академию наук работу, за которую получила премию? 1. “ Говори – что знаешь, делай – что должен - пусть будет, что будет” - (1) 2. “ Знания нужны в жизни, как винтовка в бою” - ( много) 3. “ Если путь твой к познанию мира ведет, - Задача № 1 Сколько вещей можно положить в пустой чемодан? |
Загадка №2 Одно бросил – целую горсть собрал.
Задача № 2 У отца шесть сыновей. Каждый имеет сестру. |
Загадка №3
Бывает ли у дождика
Задача № 3 Пильщики каждую минуту отпиливают от бревна
кусок в 1 метр. |
Загадка № 4 Шесть ног, а бежит быстрее, чем на четырех.
Задача № 4 Сколько граней имеет неочищенный шестигранный карандаш? |
Загадка № 5 Говорит оно
беззвучно,
Задача № 5 Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? |
Загадка № 6 На одной яме - сто ям с водой.
Задача №6 Какой год продолжается всего один день? |
Загадка№ 7 Кулик – не велик,
Задача№ 7 Почему ученик ходит в школу? |
Загадка №8 Стоит поперек входа. Одна рука в избе, другая на улице.
Задача № 8 Мальчик ехал в город на велосипеде. Ему повстречалась машина. В которой сидели 6 колхозниц. Каждая их них везла по 1 курице и по паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? |
Загадка № 9 Ходит он и землю
ест-
Задача №9 Пять ворохов и семь ворохов сена свезли вместе. |
Загадка № 10 Ростом мал и пузат.
Задача№ 10 Вес перьев составляет шестую часть веса птицы. Сколько весит гусь, если масса его перьев составляет 300граммов? |
Загадка №11 Был
ребенок – не знал пеленок,
Задача №11 В семь семье дочерей . Каждая из них имеет
одного брата. |
Загадка №12 В
красном домике сто братьев живут,
Задача № 12 Шел человек в город, а на встречу ему шли
четверо его знакомых. |
Загадка№ 13 Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.
Задача №13 Самыми высокими облаками Земли являются серебристые облака, которые проявляются на высоте 90 км. Сколько это метров? |
Загадка № 14 Растет дуб, у него 12 суков, пятьдесят две ветки, на каждой ветке по семи листьев.
Задача № 14 Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3
кг. |
Задача №15 Ношу их много лет, А счету им не знаю.
Задача № 15 На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел
один стакан вишни, поставив пустой стакан на
стол. |