Система воспитательной работы по социализации учащихся "Группы риска"

Разделы: Социальная педагогика


(Из опыта работы)

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в специальных (коррекционных) домах - интернатах VIII вида. Обеспечение защиты жизненно важных интересов обучающихся, создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности и социокультурное воспроизводство человека в рамках образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его безопасности. Конвенция о правах ребенка устанавливает, что для полного и гармоничного развития личности ребенка ему необходимо расти в семейном окружении. Вместе с тем, на 1 января 1999 г. в России состояли на учете 620 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется в среднем свыше 100 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по их воспитанию и содержанию. Немаловажную негативную роль в формировании особенностей психологического облика ребенка-сироты, воспитывающегося в специальном (коррекционном) детском учреждении, играют замкнутость сферы его жизнедеятельности, ограниченность ее рамками данной школы- интерната, бедность индивидуального опыта ребенка. Для нормального развития ребенка необходимо расширение его опыта, как в предметно-практической, так и в познавательной деятельности. Вопросы защиты прав детей и гуманного к ним отношения всегда были в центре внимания педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы-интерната № 11 г. Междуреченска, которая два года назад отметила свой сорокалетний юбилей.

Тема, над которой работает школа: “ Воспитание и развитие социально адаптированной к современным условиям личности через дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса и систему дополнительного образования”.

По заключению областной ПМПК дети с нарушением развития направляются на обучение в специальную коррекционную школу.

Педагоги нашей школы- интерната глубоко изучают индивидуальные особенности детей, апробируют в своей деятельности гуманистические идеи новаторской педагогики, педагогики коррекционно- развивающего обучения, активно внедряют в практику работы методику кандидата педагогических наук, доцента Е.Д. Худенко, которая способствует не только коррекции высших психических функций, но социализации ребенка в обществе.

Многолетний опыт работы педагогического коллектива еще раз подтверждает, что главным в воспитании детей-сирот, обучающихся в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида, является благоприятный психологический климат в коллективе. Только он дает возможность ребенку реализовать значительную часть прав, представляемых ему федеральным и областным законодательством: право на образование, право на равноправие, а также право на защиту чести, достоинства, неприкосновенность личности.

В школе-интернате все дети чувствуют себя комфортно. Этому во многом способствует окружающая их обстановка. Сотрудники школы вместе со старшеклассниками превратили помещение школы в удобный, уютный и красивый Дом. Оборудованы, оснащены и эстетично оформлены не только мастерские по трудовому обучению, кабинеты по общеобразовательным предметам, спортивный и тренажерный залы, комнаты психологической разгрузки, логопедический кабинет, а также столовая, спальни.

Продуман интерьер актового зала, игровых комнат, в рекреациях - уголки для цветов, игрушек, постоянно действующие выставки рисунков, творческих работ детей.

В нашей школе-интернате ребенок-сирота (из приюта “ Нежность”, либо общеобразовательного учреждения) попадает в обстановку домашнего уюта, тепла, доброжелательного отношения со стороны всего персонала школы. Постепенно у ребенка исчезает замкнутость, он начинает чаще улыбаться, к нему возвращается вера в себя, в свои силы, чувство собственного достоинства. Возможность “распрямиться”, почувствовать себя полезным, нужным человеком дают ребенку сложившиеся в школе-интернате традиции.

Одной из таких традиций является еженедельное проведение различных общешкольных мероприятий: празднования дней рождений детей-сирот, концертов с их участием, встреч с поэтами города Междуреченска, которые проводятся для воспитанников в Центральной городской библиотеке, первенства по баскетболу со сверстниками из общеобразовательных школ города и области.

Педагогами, работающими с детьми-сиротами в выходные и каникулярные дни, организуются поездки в цирк г. Новокузнецка, в бассейн, на промышленные предприятия. Большая подготовительная работа проводится с обучающимися во время подготовки к праздникам – Дню знаний, к Новогодней елке, Дню 8 марта.

Для того, чтобы ребенок почувствовал удовлетворение от выступления перед зрителями, педагогам приходится затратить немало усилий и времени на работу по коррекции его интеллектуальных и физических недостатков.

0 результативности проводимой работы говорит участие детей в городском смотре-конкурсе по технологии и областном фестивале детского творчества для детей инвалидов, который проводился в январе в г. Кемерово.

За художественное выступление в музыкальной композиции, за мастерство и фантазию в создании работ декоративно-прикладного искусства младшие школьники были награждены дипломами и ценными подарками.

Активное участие в областных фестивалях и городских смотрах-конкурсах, позволяет детям-сиротам реализовать свое право на культурное развитие. Способствует этому и регулярное посещение детьми спектаклей во Дворце культуры имени Ленина, ДК “Распадский”, выставок в краеведческом музее, в музее искусств, в выставочном зале художественной школы.

Воспитанники школы- интерната пользуются услугами Центральной городской библиотеки, являются постоянными читателями школьной библиотеки.

В школе отработана концепция воспитательной системы “ Республика труда”. Основной формой проведения внеклассных мероприятий стали КТД, а также различные конкурсы, праздники, беседы с учащимися.

Первого сентября в школе отправляется в путешествие поезд “ Радости и надежды”, девиз которого “Спешите делать добро”. Он движется в мир знаний, умений, навыков. Путешествие заканчивается к концу учебного года и возвращается в "Школу добрых, вежливых и трудолюбивых".

Путешественники обучаются правилам этикета, умению проявлять внимание и заботу по отношению к родным и близким, помогать людям преклонного возраста. Во время остановок проводятся общешкольные мероприятия, часы досуга, линейки, в ходе которых рассматриваются вопросы эстетического, экологического, этического, трудового и нравственного воспитания, подводятся итоги полезных, добрых, трудовых, учебных, спортивных дел.

За успехи и усердие дети поощряются и награждаются дипломами, грамотами и призами.

Среди обучающихся в школе-интернате (из 202 человек) есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (их 40).

Реализация этой защиты - предмет особой заботы коллектива школы-интерната. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении, пользуются правом бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте, на личные счета воспитанников в Сберегательном банке РФ перечисляются пособия, пенсиии, иные выплаты. На каждого ребенка оформлены документы, дающие или сохраняющие за ним право на жилье.

Комитет образования города обеспечивает путевками для отдыха за пределами Кемеровской области и черте города. Администрация г. Междуреченска выделяет для этой цели денежные средства.

Статья 11 Закона предусматривает право ребенка на охрану жизни и здоровья. Целям реализации этого права служит разработанная в школе-интернате Программа по охране жизни и укреплению здоровья учащихся до 2006 года. Она предусматривает проведение на уроках коррекционных мероприятий по охране здоровья учащихся, поддержанию их учебной трудоспособности. В уроки включаются минутки отдыха: динамические паузы, физкультминутки с музыкальным сопровождением, минутки тишины, используются паузы для коррекции зрения по методике В.Ф. Базарного, на уроках соблюдаются рекомендации психологов и методистов по организации учебного процесса с учетом особенностей детей с нарушениями интеллекта.

Укреплению здоровья и профилактике заболеваний способствует также соблюдение в школе-интернате охранительного режима. Между уроками — динамичные перемены, длительность их после 2 и 3 урока по 20 минут. На переменах дежурные педагоги организуют подвижные игры.

С разрешения администрации школы-интерната и врача дети- сироты посещают занятия в спортивных клубах системы дополнительного образования и добиваются значительных результатов на районных и областных соревнованиях.

Дети могут заниматься в тренажерном зале, в спортивном клубе - плаванием, ритмической гимнастикой, в хорошую погоду — на спортивных площадках. В течение недели спортивные часы в группах проводятся воспитателями.

В течение всего учебногo года организуются общешкольные спортивные мероприятия, соревнования. В период обучения проводятся Дни здоровья, каждую четверть — “Веселые старты”.

Осуществляя государственную политику Кемеровской области в отношении детей- сирот, педагоги школы-интерната на своих разнообразных по форме и содержанию, а также методам обучения уроках воспитывают в детях чувство патриотизма, гражданственности, нравственные качества личности.

В связи с этим проведена корректировка содержания учебных предметов, исключен материал, не соответствующий требованиям времени, оформлены сборники по математике и русскому языку с современным содержанием, включающем коррекционно- развивающие задания и тесты. Разработаны и используются в работе с детьми памятки “Смотри и запоминай”, накоплен в большом количестве игровой, дидактический материал для уроков.

Детям-сиротам нравится жить и учиться в школе-интернате. Однако, учитывая ст. 9 Закона, которая признает воспитание в семье приоритетным, администрация школы по просьбе близких родственников разрешает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (по их желанию), в выходные дни предоставляется возможность гостить в благополучных семьях своих друзей или родственников.

Но в основном дети предпочитают оставаться в интернате.

В 2001-2002 учебном году школа-интернат неоднократно награждалась Благодарственными письмами Департамента Кемеровской области и Комитета образования г. Междуреченска “За педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания”.

Успешно работает весь педагогический коллектив, в рядах которого:

опытные педагоги-дефектологи: Захарчук Н.А. – директор школы; Кетова О. Г., Залашкова О.Н. – заместители директора по учебно-воспитательной работе; Головина Л.В. – педагог психолог; Рожкова В.П. – учитель логопед; Тихонова Т.В. – заместитель директора по воспитательной работе; воспитатели: Старченкова В.Е., Шестакова Т.А., Волкова С.Ю., Ушакова Т.А.; учителя технологии: Ионкина Г.А., Медведев А.Д.

В последние годы школа-интернат стремится сохранить для ребенка семью, пробудить отцовские и материнские чувства в родителях, оказать им помощь в решении юридических, экономических и социальных вопросов.

Особое внимание уделяется родителям, которые являются выпускниками специальных школ. В беседах с родителями учителя отмечают успехи (или стремление ребенка к успеху) в учебе, труде, спорте, поведении, отношении к окружающим. Детей из неблагополучных семей воспитатели чаще включают в концертные программы выступлений перед родителями на общешкольных родительских собраниях, которые проводятся 4 раза в год.

Защищая права ребенка, предусмотренные федеральным и областным законодательством, школа-интернат решает главную задачу, ради которой открываются специальные коррекционные образовательные учреждения: она готовит детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество.

Чтобы решить эту задачу и помочь выпускнику школы-интерната (особенно ребенку-сироте) интегрироваться в современное общество, найти в будущем работу, администрацией школы и членами педагогического коллектива было принято решение готовить учащихся не только по основному трудовому профилю (столярное и швейное дело), но и прививать детям навыки индивидуально-трудовой деятельности по одному или нескольким видам народных ремесел: росписи или резьбе по дереву, изготовлению декоративных цветов, сувениров и многим другим видам труда. В качестве материала используются в основном отходы производства: пластмассовые бутылки, бумажный шпагат, деревянная тара, лоскутки ткани и т.д.

Были внесены изменения в программы по трудовому обучению, занятия детей в кружках ориентированы на обучение народным ремеслам.

Статические сведения показывают, что для некоторых выпускников (из числа сирот), практические навыки, приобретенные в школе-интернате по специальности, становятся в настоящее время почти единственной возможностью что-то заработать для своего выживания.

К сожалению, права взрослых граждан с отклонениями в развитии не защищены ни федеральным, ни областным законодательством, как права детей. Остается надеяться, что в стране будет принят специальный закон о тех, кто в силу нарушений интеллекта не может отстаивать свои права и нуждается в помощи и поддержке государства.