Программа и весь учебник Л.Г. Петерсон направлены на развитие всех сторон познавательной деятельности учащихся. В связи с чем, ход урока построен таким образом, что на каждом его этапе содержится материал по развитию внимания, памяти, мышления (классификация, аналогия, обобщение, сравнение). Он закрепляет представления о составе трехзначного числа, а также имеет новое – знакомит детей с особенностью записи трехзначного числа без десятков.
Урок проходит в форме путешествия с элементами театрализации (задания приносят сорока, курица, заяц). Все этапы урока взаимосвязаны, так как имеют общую идею связи материалов из "Красной книги " с математическими данными и заданиями, с помощью которых дети узнают новое и закрепляют его на примерах.
Новый материал дается через постановку проблемы и открытия детьми новых знаний, подтверждения умозаключения, которые делают сами ученики. Информация подобрана в соответствии с уровнем интереса и восприятия детьми 7–8 летнего возраста материала в игровой и занимательной форме, учитывалась их физическая утомляемость (2 физкультминутки для опорно-двигательного аппарата и для глаз), а также с учетом особенностей их познавательных способностей, поэтому используется много заданий, связанных с отгадыванием, анализом, запоминанием.
В связи с тем, что класс участвует в экологическом эксперименте, материал подобран во взаимосвязи с природой Москвы и Московской области.
Контроль усвоения знаний, умений навыков организован через проверку заданий устно, на доске, с помощью геометрического материала и рассуждений детей.
Цели:
- продолжить рассмотрение нумерации чисел в пределах тысячи, выражение трехзначных чисел в различных единицах счета, единицах измерения;
- изучить трехзначные числа с нулем в разряде десятков, сотен;
- продолжить обучение анализировать и решать задачи;
- повторить знания о периметре, способе его вычисления;
- формировать и развивать мыслительные операции (классификацию, аналогию, обобщение, сравнение);
- развивать воображение детей;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к младшим братьям;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование:
- рисунки животных, ребусы, схемы;
- графическая модель – сотни, десятки, единицы;
- геометрический материал к задачам;
- книжки-считалки у детей и наглядная книжка на доске;
- конверты с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово?
К уроку все готово!
II. Актуализация опорных знаний
1. Разгадывание ребусов.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но нас будут сопровождать друзья – животные. А кто это? Отгадайте сами (рис. 1).
Заяц | Курица | Сорока |
Рис. 1
(Рисунки с зайцем, курицей и сорокой вывешиваются, как только дети их угадали. Они находятся на доске, и каждое животное имеет конверт с заданием).
– Правильно, молодцы. Но путешествие не простое, а по книге, забыла, как она называется. Давайте отгадаем название, решив математический диктант, который принесла сорока (открывается конверт).
2. Работа в тетради.
– Запишем число, месяц, классная работа.
3. Математический диктант.
- Запишите наименьшее двузначное число. (10)
- Увеличьте 16 на 4. (20)
- Уменьшите 48 на 18 (30)
- На сколько 84 больше, чем 39? (на 45)
- Запишите последующее числа 49. (50)
- Запишите предыдущее числа 71 (70)
- Первое слагаемое – 70, второе – 5. Найдите сумму? (75)
- Уменьшаемое – 90, разность – 10. Найти вычитаемое. (80)
Далее идет проверка математического диктанта.
– Каждому числу ответа соответствует буква, соединив их, вы расшифруете слово (рис. 2). Готовы, вперед!?
10 | 20 | 30 | 40 | 45 | 70 | 20 | 75 | 50 | 40 | 45 | 80 | 50 | ||
ч | т | л | н | и | с | т | р | а | н | и | ц | а |
Рис. 2
4. Постановка проблемы.
– Возьмите с собой книжки-считалки.
1-я страница – "Животные"
– Посмотрите внимательно, какие животные живут в наших лесах (рис. 3). Назовите их.
Рис. 3
– Как вы думаете, кто здесь "лишний"?
– Почему?
– На какие группы можно разделить остальных?
– В наших лесах живет 3 сотни 7 десятков 8 единиц белок. Наберите это число графической моделью.
(Ученик работает у доски с графической моделью).
– А медведей 4 сотни 3 единицы.
– В чем особенность? Почему возникла проблема?
III. Открытие новых знаний
1. Числа с нулем в разряде десятков.
– Выполним задание, используя графическую модель.
4 сотни 0 десятков 3 единицы = ???? • • • = 403
– Как в записи этого числа мы покажем отсутствие десятков? (0) Какое это число?
– А как запишем число, если медведей две сотни четыре единицы?
2. Работа с доской.
а) подтверждение умозаключений (рис. 4).
Рис. 4
б) выполнение задания по образцу.
– Лисы составляют 3 сотни 2 единицы. Наберите это число.
– А лошадей, несмотря на то, что это домашнее животное, осталось очень мало. Есть районы, где их 1 десяток 8 единиц.
– Ребята, что интересного вы заметили? (Если число состоит из десятков и единиц, то в сотни 0 не показывается.)
3. Физкультминутка.
"Зайка"
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
(Имитируют движения по ходу стихотворения.)
IV. Первичное закрепление
1. Решение задачи. (Задание у зайца).
– А интересно, что нам принес зайчик с книжки.
Для подкормки лошадей купили 30 кг овса, а ржи и пшеницы – по 25 кг. За первую неделю израсходовали 22 кг корма, а за вторую неделю – на 16 кг больше. Сколько кг корма осталось?
а) Самостоятельный анализ.
б) Заполнение схемы (образец на доске).
в) Комментированное решение и запись задачи в тетради.
2. Работа с книжкой.
– Открываем 2-ю страницу. "Редкие бабочки, занесенные в Красную книгу" (рис. 5).
Рис. 5
а) беседа по рисунку.
– Дети вы прочитали названия видов бабочек?
– Сейчас запишем, сколько их живет летом в нашем районе.
- Хвостоносец Махаон – 5 сотен 2 единицы.
- Толстоголовка тире – 2 сотни 5 единиц.
- Павлиний глаз /дневной/ – 2 сотни 5 десятков.
- Желтушка торфяная – 4 сотни 5 десятков.
- Бархатница Бризенда – 4 десятка 5 единиц.
Дети записывают цифры в тетради.
– Прочитайте эти числа, запишите их в порядке возрастания.
(45 205 250 450 502)
Пока дети называют числа, учитель на "странице" под каждым видом наклеивает карточку с числом.
– Назовите числа, в которых отсутствуют единицы, десятки.
3. Сравнение (< > =).
– Поставьте нужный знак
502 205 205 502 45 450
– Объясните.
– Дети, каких бабочек летом мы можем видеть, каких очень мало.
4. Запись числа.
– А теперь будьте очень внимательны. Назовите, число, которое наберет (паук, птица), пройдя по намеченному пути. Запишите получившееся число. (538, 136 и т.д.)
V. Повторение и закрепление пройденного
1. Работа с книжкой.
а) Решение примеров.
– Здесь мы встретили, мудрую змею (рис. 6). Она на нас так лукаво смотрит. Дело в том, что она приготовила задание. Справимся?
Рис. 6
900 – 300 = | 29 + 45 = | 34 + 26 – 48 = | ||
900 – 200 = | 39 + 45 = | 34 + 36 – 58 = | ||
900 – 100 = | 49 + 45 = | 34 + 46 – 68 = |
- Проверка примеров. Что интересного заметили?
- Раскрашивание змеи в соответствии с ответами.
2. Физкультминутка.
"Бабочка"/ Упражнение для глаз.
И.п. – основная стойка.
Поморгать глазами, как бабочка крыльями машет (10 раз).
б) Вычисление периметра четырехугольника.
– Посмотрим на следующую страницу. Что это? А для чего нужен людям зоопарк? Сейчас мы посмотрим, какой периметр в городе занимает наш зоопарк? Посмотрим на карту (рис. 7).
Рис. 7
– Что такое периметр, как его найти, что для этого надо сделать?
– Нужно измерить линейкой длины сторон четырехугольника и найти периметр?
– Молодцы! Угадайте, какие звери живут в зоопарке!
2. Геометрические задачи.
– Вы очень хорошо сегодня путешествовали по нашей книжке и справились со всеми заданиями, но есть у курицы еще одно небольшое задание. Сделаем? (Последняя страница книжки).
В пятиугольнике найди фигуры такие же, как фигуры Д, Л, Ф (рис. 8). Впиши номера в фигуры.
Рис. 8
VI. Итог урока
Беседа.
– Молодцы, вы отлично справились в путешествии с трудностями.
– Что нового узнали? Расскажите.
– Что уже из известного раннее повторили?
– За активную работу и старание наши друзья дарят вам подарки.