Цель данного вида работы на уроках физики – это научить обучающихся основам тестовых технологий для планомерной подготовки к ЕГЭ, проверить ЗУН по предложенной теме, продолжить формирование навыков самооценки выполнения учебных заданий, воспитание точности, аккуратности, пунктуальности.
Учитель раздает заранее подготовленный тест из двух частей: обучающей и контролирующей, каждая из которых состоит из 6 заданий с выбором ответа, набора цветной бумаги – “лакмуса” самооценки. Далее преподаватель обращает внимание ребят на темп выполнения: за 40 минут урока предстоит сделать 12 заданий, что соответствует примерно 3,3 мин. Это норматив ЕГЭ. Привожу пример теста по теме “Электромагнитные волны” (11-й класс).
ТЕСТ по теме “ Электромагнитные волны”
Часть А (обучающая)
№ 1. Что такое электромагнитная волна?
А. Процесс распространения заряженных частиц.
Б. Процесс распространения возмущения электромагнитного поля.
В. Кратчайшее расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах.
Г. Особая форма материи, осуществляющая взаимодействие между заряженными частицами.
№ 2. Какое из приведенных ниже выражений определяет циклическую частоту излучения радиопередатчика?
А. C/ .
Б. 1/.
В. 2.
Г. ct / 2.
№ 3. Какова длина электромагнитной волны, принимаемой радиоприемником, если емкость его приемного колебательного контура равна 6 пФ, а индуктивность составляет 30 мкГн?
А. 253 м.
Б. 2,53 м.
В. 25,3 м.
Г. 30 м.
№ 4. В каком диапазоне длин волн работает радиоприемник (см. Задачу № 3)?
А. УКВ.
Б. СВ.
В. ДВ.
Г. Среди ответов А, Б, В нет правильного.
№ 5. Как изменится частота излучения радиопередатчика, если индуктивность катушки колебательного контура увеличить в 100 раз, а емкость контура уменьшить в 4 раза?
А. Уменьшится в 5 раз.
Б. Увеличится в 5 раз.
В. Не изменится.
Г. Уменьшится в 25 раз.
№ 6. На рисунке 1 изображен?
Рис. 1
А. Амплитудно-модулированный сигнал.
Б. Несущая частота.
В. Запись с микрофона. Рис. 1
Г. Сигнал, пропущенный через диод.
Часть Б (контролирующая)
№ 7. Почему для радиолокации планет используют радиоволны УКВ диапазона?
А. Они могут достичь любой точки земного шара.
Б. Они имеют большую энергию и проходят сквозь ионосферу.
В. При распространении они совсем не затухают.
Г. Они имеют самую большую скорость среди всех радиоволн.
№ 8. Какое из приведенных ниже выражений определяет наибольшую дальность действия радиолокатора?
А. c/ .
Б. ct/2n.
В. 2c.
Г. ct / 2.
№ 9. Какова частота электромагнитной волны, принимаемой радиоприемником, если емкость его приемного колебательного контура равна 1 пФ, а индуктивность составляет 25 мкГн?
А. 32 МГц.
Б. 320 МГц.
В. 3,2 МГц.
Г. Среди ответов А, Б, В нет правильного.
№ 10. Как изменяется энергия электромагнитной волны по мере увеличения частоты излучения?
А. Не меняется.
Б. Возрастает.
В. Уменьшается.
Г. Исчезает.
№ 11. Как изменится период излучения радиопередатчика, если индуктивность катушки колебательного контура увеличить в 4 раза, а емкость контура уменьшить в 100 раз?
А. Увеличится в 5 раз.
Б. Не изменится.
В. Увеличится в 25 раз.
Г. Уменьшится в 5 раз.
№ 12. На рисунке 2 не достает изображения?
Рис. 2
А. Конденсатора переменной емкости.
Б. Антенны. Рис. 2
В. Полупроводникового диода.
Г. Заземления.
Ход выполнения
1. Обучение (фронтально)
1-й ученик читает задание № 1 теста, комментирует и заполняет первую ячейку таблицы ответов, подготовленную на классной доске. Учитель относит первое тестовое задание к типу “качественных” заданий и переворачивает закрепленный на доске лист бумаги формата А4, на котором напечатано название этого типа заданий так, чтобы оно было видно всему классу.
Ученик № 2 читает следующее задание, выполняет преобразование формул:
и заполняет вторую ячейку. Учитель дает название “формульное” тестовому заданию № 2.
Ученик № 3 читает, а затем подробно решает на доске задачу 3-го тестового задания:
(м).
Это тестовое задание можно назвать “количественным”.
Ученик № 4, прочитав четвертое задание, дает ответ: “КВ", а учитель называет тип тестового задания как “исключающее”. В таких заданиях может быть правильный ответ, но может и не быть, поэтому иногда требуется указать, что среди 3-х ответов нет верного.
Ученик № 5 читает 5-е задание, а учитель показывает рациональное решение:
( 5 раз).
Данное задание относим к “оценочным”.
Ученик № 6 читает шестое “графическое” задание и сразу дает ответ. На доске в результате совместного выполнения появится следующая таблица:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
Б | Б | В | Г | А | Г |
2. Контроль (самостоятельно)
На выполнение первой части затрачиваем половину времени, т.е. 20 минут, после чего уч-ся самостоятельно выполняют 7–12 задания, типы которых соответствуют заданиям № 1–6.
Ответы:
№ 7 | № 8 | № 9 | № 10 | № 11 | № 12 |
Б | Б | А | Б | Г | В |
Решение:
9-е задание: (Гц) = 32 (МГц).
11-е задание: .
Критерии оценки: “5” – 6 верно; “4” – 5 верно; “3” – 3 или 4 верно выполненных задания из части Б. “Лакмусовую полоску” в соответствие с предполагаемой оценкой анонимно или с подписью ФИО вместе с бланками ответов ученики сдают на проверку. Цвета “лакмуса” могут быть следующими:
- красный –“5”;
- зеленый – “4”;
- желтый – “3”;
- синий – “2”.
Как правило, существенного расхождение между предполагаемой учеником и выставляемой учителем оценками нет. Задания № 7–12 можно подготовить в нескольких вариантах. При наличии в компьютерном кабинете локальной сети процесс обучения тестированию даже по предложенной технологии дает возможность посвятить этому вопросу не весь урок, а только его часть.