Обучение технологии тестирования на уроке физики

Разделы: Физика


Цель данного вида работы на уроках физики – это научить обучающихся основам тестовых технологий для планомерной подготовки к ЕГЭ, проверить ЗУН по предложенной теме, продолжить формирование навыков самооценки выполнения учебных заданий, воспитание точности, аккуратности, пунктуальности.

Учитель раздает заранее подготовленный тест из двух частей: обучающей и контролирующей, каждая из которых состоит из 6 заданий с выбором ответа, набора цветной бумаги – “лакмуса” самооценки. Далее преподаватель обращает внимание ребят на темп выполнения: за 40 минут урока предстоит сделать 12 заданий, что соответствует примерно 3,3 мин. Это норматив ЕГЭ. Привожу пример теста по теме “Электромагнитные волны” (11-й класс).

ТЕСТ по теме “ Электромагнитные волны”

Часть А (обучающая)

№ 1. Что такое электромагнитная волна?

А. Процесс распространения заряженных частиц.

Б. Процесс распространения возмущения электромагнитного поля.

В. Кратчайшее расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах.

Г. Особая форма материи, осуществляющая взаимодействие между заряженными частицами.

№ 2. Какое из приведенных ниже выражений определяет циклическую частоту излучения радиопередатчика?

А. C/ .

Б. 1/.

В. 2.

Г. ct / 2.

№ 3. Какова длина электромагнитной волны, принимаемой радиоприемником, если емкость его приемного колебательного контура равна 6 пФ, а индуктивность составляет 30 мкГн?

А. 253 м.

Б. 2,53 м.

В. 25,3 м.

Г. 30 м.

№ 4. В каком диапазоне длин волн работает радиоприемник (см. Задачу № 3)?

А. УКВ.

Б. СВ.

В. ДВ.

Г. Среди ответов А, Б, В нет правильного.

№ 5. Как изменится частота излучения радиопередатчика, если индуктивность катушки колебательного контура увеличить в 100 раз, а емкость контура уменьшить в 4 раза?

А. Уменьшится в 5 раз.

Б. Увеличится в 5 раз.

В. Не изменится.

Г. Уменьшится в 25 раз.

№ 6. На рисунке 1 изображен?

Рис. 1

Рис. 1

А. Амплитудно-модулированный сигнал.

Б. Несущая частота.

В. Запись с микрофона. Рис. 1

Г. Сигнал, пропущенный через диод.

Часть Б (контролирующая)

№ 7. Почему для радиолокации планет используют радиоволны УКВ диапазона?

А. Они могут достичь любой точки земного шара.

Б. Они имеют большую энергию и проходят сквозь ионосферу.

В. При распространении они совсем не затухают.

Г. Они имеют самую большую скорость среди всех радиоволн.

№ 8. Какое из приведенных ниже выражений определяет наибольшую дальность действия радиолокатора?

А. c/ .

Б. ct/2n.

В. 2c.

Г. ct / 2.

№ 9. Какова частота электромагнитной волны, принимаемой радиоприемником, если емкость его приемного колебательного контура равна 1 пФ, а индуктивность составляет 25 мкГн?

А. 32 МГц.

Б. 320 МГц.

В. 3,2 МГц.

Г. Среди ответов А, Б, В нет правильного.

№ 10. Как изменяется энергия электромагнитной волны по мере увеличения частоты излучения?

А. Не меняется.

Б. Возрастает.

В. Уменьшается.

Г. Исчезает.

№ 11. Как изменится период излучения радиопередатчика, если индуктивность катушки колебательного контура увеличить в 4 раза, а емкость контура уменьшить в 100 раз?

А. Увеличится в 5 раз.

Б. Не изменится.

В. Увеличится в 25 раз.

Г. Уменьшится в 5 раз.

№ 12. На рисунке 2 не достает изображения?

Рис. 2

Рис. 2

А. Конденсатора переменной емкости.

Б. Антенны. Рис. 2

В. Полупроводникового диода.

Г. Заземления.

Ход выполнения

1. Обучение (фронтально)

1-й ученик читает задание № 1 теста, комментирует и заполняет первую ячейку таблицы ответов, подготовленную на классной доске. Учитель относит первое тестовое задание к типу “качественных” заданий и переворачивает закрепленный на доске лист бумаги формата А4, на котором напечатано название этого типа заданий так, чтобы оно было видно всему классу.

Ученик № 2 читает следующее задание, выполняет преобразование формул:

и заполняет вторую ячейку. Учитель дает название “формульное” тестовому заданию № 2.

Ученик № 3 читает, а затем подробно решает на доске задачу 3-го тестового задания:

(м).

Это тестовое задание можно назвать “количественным”.

Ученик № 4, прочитав четвертое задание, дает ответ: “КВ", а учитель называет тип тестового задания как “исключающее”. В таких заданиях может быть правильный ответ, но может и не быть, поэтому иногда требуется указать, что среди 3-х ответов нет верного.

Ученик № 5 читает 5-е задание, а учитель показывает рациональное решение:

( 5 раз).

Данное задание относим к “оценочным”.

Ученик № 6 читает шестое “графическое” задание и сразу дает ответ. На доске в результате совместного выполнения появится следующая таблица:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
Б Б В Г А Г

2. Контроль (самостоятельно)

На выполнение первой части затрачиваем половину времени, т.е. 20 минут, после чего уч-ся самостоятельно выполняют 7–12 задания, типы которых соответствуют заданиям № 1–6.

Ответы:

№ 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12
Б Б А Б Г В

Решение:

9-е задание: (Гц) = 32 (МГц).

11-е задание: .

Критерии оценки: “5” – 6 верно; “4” – 5 верно; “3” – 3 или 4 верно выполненных задания из части Б. “Лакмусовую полоску” в соответствие с предполагаемой оценкой анонимно или с подписью ФИО вместе с бланками ответов ученики сдают на проверку. Цвета “лакмуса” могут быть следующими:

  • красный –“5”;
  • зеленый – “4”;
  • желтый – “3”;
  • синий – “2”.

Как правило, существенного расхождение между предполагаемой учеником и выставляемой учителем оценками нет. Задания № 7–12 можно подготовить в нескольких вариантах. При наличии в компьютерном кабинете локальной сети процесс обучения тестированию даже по предложенной технологии дает возможность посвятить этому вопросу не весь урок, а только его часть.