Урок математики в 6-м классе по теме: "Признаки делимости на 2, на 5, на 10"

Разделы: Математика


Тема урока: “Признаки делимости на 2, на 5, на 10”.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • проверить знания и умения учащихся по ранее изученному материалу;
  • о делителях и кратных числа, признаки делимости на 3 и на 9;
  • формировать у учащихся знания о признаках делимости натуральных чисел на 2, на 5, на 10;
  • формировать умение определять по записи числа его кратность 2, 5, 10;
  • формировать умение приводить примеры многозначных чисел, кратных 2, 5, 10;
  • закреплять знания, умения, навыки арифметических действий с десятичным дробями;
  • развивать память, мышление, интерес к предмету, навыки самообразования;
  • воспитывать у учащихся умения к совместной деятельности, ответственное отношение к учебному труду;
  • воспитывать у учащихся любовь к малой родине.    

Оборудование: 

  • цветные мелки; указка; сказочный герой Незнайка; 
  • у каждого ученика сигнальная карточка, чистый лист бумаги и копировальная бумага, экран с маркером, дидактический материал;
  • мяч.

Структура урока:

1. Оргмомент – 2 мин.

2. Проверка знаний, умений учащихся по ранее изученному материалу: (устные упражнения – 5 мин.; математический диктант с самопроверкой – 8 мин.) – 13 мин.

3. Ознакомление с новым материалом – 15 мин.

4. Первичное осмысление и закрепление нового материала – 5 мин.

5. Постановка домашнего задания – 2 мин.

6. Закрепление новых знаний через обучающую самостоятельную работу – 5мин.

7. Подведение итогов урока – 3мин.

8. Резервная задача.

Ход урока

Центральная доска

Признаки делимости на 2, на 5, на 10

Деревня Кабаново: 2534 жителя
65 домов
322 ученика в школе
Горский округ:

9 деревень
85 коров
168 коз
126 поросят
30 овец
131 кролик
7 лошадей

Боковая доска

Домашнее задание: п. 2 (5 правил), № 52, № 53, № 132 (1); № 132 (3) – для желающих.

Самостоятельная работа: д./материал, стр. 4, № 5, № 7.

Задняя доска

Диктант.

Нормы оценок:

  • 5 + “5”
  • 4 + “4”
  • 3 + “3”
  • 1,2 + “2”

В классе три доски  /на центральной, боковой и задней стене/. Ученики сидят по одному за партой.

Оргмомент - 2 мин.

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Проверка рабочих мест.
  • Проверка отсутствующих.
  • Сообщение учащимся плана урока.

Проверка знаний и умений учащихся по ранее изученному материалу – 13 мин.

Устные упражнения – 5 мин.

Задание № 1. / Теоретическая разминка/

Цель задания: Повторить опорные знания учащихся о делимости чисел с целью подготовки к ознакомлению с новым материалом, развивать математическую речь.

Вопросы:

  • Какие числа называются натуральными?  
  • Что называется делителем натурального числа? Приведите примеры. 
  • Что называется кратным натурального числа? Приведите примеры.  
  • Сформулируйте признак делимости на 3, на 9. 
  • Для чего нужны признаки делимости?

Задание № 2. /Устный счёт, работаем с экранами/.

Цель задания: Отрабатывать навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

Учебник: Математика 6, Н.Я.  Виленкин, ... , М.: Мнемозина, 2000.;

Стр. 18,  № 98 /1 строчка/.

 0,01 + 1,1 + 0,09 = …

15 – 2,3 = …

2,5 * 2,7 * 4 = …

1 : 10 = …

Стр. 18, №  98 /2 строчка/ – дополнительно для желающих.

8,1 + 2,99+ 1,01 = …

0,3 – 0,29 = …

3,9 * 0,5 * 2 = …

8,08 : 8 = …

Математический диктант с самопроверкой – 8 мин.

Цель:

  • Проверить качество знаний признаков делимости на 3, на 9;
  • Проверить на сколько усвоены понятия: делитель, кратное.

Один учащийся выполняет работу на задней доске, учащиеся выполняют работу через копирку.

Используется местный материал, который выписан на центральной доске.

Задание № 1. Выпишите через запятую те числа, которые делятся на 3.

165, 9, 168, 126, 30

Задание № 2. Выпишите те числа, которые делятся на 9.

9, 126

Задание № 3. Найдите делимое, если делитель 7, неполное частное 8, остаток 2.

8 * 7 + 2 = 56

Задание № 4. Запишите все делители числа 14.

1, 2, 7, 14

Задание № 5. Запишите пять кратных числа 5.

5, 10, 15, 20, 25

Диктант окончен.

Учащиеся передают листочки с работой (1-й экземпляр). Второй экземпляр проверяют самостоятельно по записям ученика, работающего у доски. Выставляют себе оценку. Норма оценок - на задней доске.

Ознакомление с новым материалом. /В ходе совместной работы учителя и учащихся/ – 15 мин.

1. Сообщается тема урока.

2. Сообщаю, чему должны научиться учащиеся на уроке, с чем познакомиться. /Познакомиться с признаками делимости на 5, на 10, на 2. По возможности запомнить их формулировки. Научиться определять по записи числа его кратность 2, 5, 10/.

3. В задании № 5 диктанта вы должны были записать первые 5 кратных  числа 5. Это числа: 5, 10, 15, 20, 25. Запишите ещё несколько чисел кратных числу 5.

  • Вопрос. Что вы заметили? /Числа оканчиваются на 0 или 5./
  • Сформулируйте признак делимости на 5. /Если запись числа оканчивается цифрой 0 или 5,то это число делится на 5.Если же запись числа оканчивается любой другой цифрой кроме 0 или  5, то оно не делится на 5./
  • Смотрим в учебнике стр. 9. Читаем правило все вместе вслух.

Задание. /У центральной доски — 1 ученик,   остальные учащиеся работают  в тетрадях./ Используется ещё раз местный материал, который выписан на центральной доске.

– Выпишите числа, написанные на доске, которые делятся на 5. Объясните их кратность 5.

165 кратно 5;    85 кратно 5;    30 кратно 5

Запишите своё число кратное 5.

– Внимание! Формулирую сама признак делимости на 10. /Если запись числа оканчивается цифрой 0, то число делится на 10/.

– Откройте учебник на стр. 9. Читаем все вместе вслух правило.

– Я сформулировала признак делимости на 10, а вы на числовом примере его докажите.

4650 =  465 * 10 ,  значит 4650 кратно 10,    2534 = 2530 + 4, значит 2534 не кратно 10.

– Какие числа на доске кратны 10? / 30 /.

Работа с учебником: самостоятельно читаем 5 нижних строчек в учебнике на стр. 9. Отвечаем после прочтения текста на мои  вопросы.

  • Какие  числа называют чётными?
  • Какие числа называют нечётными?
  • Какие цифры называют четными?
  • Какие цифры называют нечётными?
  • Сформулируйте признак делимости на 2.

Выпишите все четные числа, а затем нечётные числа, записанные на центральной доске.

2534, 322, 168, 126, 30 – чётные числа

165, 9, 131, 85, 7 – нечетные числа

  • В каком году мы с вами живём?  / 2004 кратно 2 /.
  • В каком году вы родились?  / 1992  кратно 2; 1993 не кратно 2 /.

Первичное осмысление и закрепление нового материала – 5 мин.

Игра: / Физкультминутка/.

Цель игры: снять мышечное статическое напряжение, закрепление новых знаний по теме урока.

Дети встают в круг. По очереди они называют любое число, бросают мяч однокласснику, тот,  поймав мяч, определяет кратность названного числа двум, пяти, десяти. И всё начинается сначала.

Постановка домашнего задания – 2 мин.

Цель:

  • Закрепление знаний, умений, полученных на уроке;
  • Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

П. 2 / 5 правил /, № 52, № 53, № 132 (1); № 132 (2) – для желающих.  

Закрепление новых знаний через обучающую   самостоятельную работу – 5 мин.

 Дидактические материалы, стр. 4, № 5, № 7. / Хорошие работы оценить, "Сильный" ученик вызывается для выполнения  самостоятельной работы на задней доске, чтобы потом по его записям каждый ученик смог проверить свою работу/.

№ 5

  • Какие из чисел 6538, 6780, 7835, 9391, 10032, 10060, 24575 делятся на:

а) на 2;

б) на 5;

в) на 10?

№ 7

  • Запишите все чётные числа, которые удовлетворяют неравенству 18 < х <29.

Итог урока - 3 мин. 

– Что нового вы узнали на уроке? Для чего надо знать признаки делимости на 2, на 5, на 10?

Поблагодарить детей за урок, оценить их работу на уроке.

Резервная задача. Незнайка, любитель фантазировать, вообразил себя писателем. Он решил написать сказку в стиле русских народных сказок. "Жили – были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несёт каждое второе яичко простое, а каждое третье – золотое". Может ли такое быть?

/ Нет! Так как номер яйца не должен быть одновременно кратен  2 и 3 /.

Урок окончен.

Литература

 1. Н.Я. Виленкин,  В.И Жохов и др. Математика. Учебник для 6-го класса. М.: Мнемозина, 2000.

 2. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы для 6-го класса. М.: Просвещение, 2001.

3. В.Ю. Сафронов. Задачи по внеклассной работе в 5–6-х классах. М.: МИРОС, 1993.