Урок русского языка в системе Л.В. Занкова по теме: "Имя существительное" во 2-м классе (1—4)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование:

  1. Набор демонстрационных карточек со словами.
  2. Наборы карточек с такими же словами для работы в группах.
  3. Схема-алгоритм определения рода для работы в группах.
  4. Опорная схема к выводу.

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию:
    • представлений об имени существительном как части речи;
    • умений устанавливать признаки слов;
    • орфографической зоркости.
  2. Способствовать развитию:
    • мыслительных операций (систематизации, классификации, сравнения);
    • коммуникативных навыков;
    • самостоятельности, самооценки.
  3. Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.

Содержание урока

  1. Организационный момент; мотивационный этап
  2. Слова на доске (написаны с ошибками): праздник, снегопады, Снегурочка, олени, вьюга, утренник, холода, дети, друзья, встреча, дедушка, эскимо, сугроб, окно, яблоко, подарки, санки.

    - Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать? (Есть слова, которые отвечают на вопрос – "Что?" и слова, которые отвечают на вопрос "Кто?". Некоторые слова написаны с ошибками.)

    - Исправьте ошибки, объяснив орфограммы.

    - Какое задание можно придумать с этими словами? (Разделить на группы).

    В другом классе дети придумали такое же задание и разделили слова так (см. таблицу). Определите, по какому признаку.

    снегопады

    вьюга

    холода

    праздник

    утренник

    встреча

     

    Снегурочка

    олени

    дети

    друзья

    дедушка

    эскимо

    сугроб

    окно

    яблоко

    подарки

    санки

    Явления природы

    События

    Живые и неживые предметы

    Вывод: в русском языке слова, которые называют явления природы, события, живые и неживые предметы называются существительными.

    Существительное – часть речи (начало опорной схемы - на доску).

    Существительное

  3. Обозначение темы и цели урока
  4. - Предположите, что будем изучать? (Будем изучать эти слова – существительные).

    - Как это будем делать? (Эти же слова попробуем разделить на группы по-другому).

    - Обсудите в своей группе, как еще можно разделить эти слова? (Карточки с такими же словами у каждой группы, детям дается время для обсуждения, учитель отслеживает варианты).

  5. Работа по теме урока
  6. 1 вариант:

    Снегурочка

    олени

    дети

    друзья

    дедушка

    праздник

    эскимо

    сугроб

    снегопады

    утренник

    встреча

    вьюга

    холода

    окно

    яблоко

    подарки

    санки

    Кто?

    Что?

    Вывод: Существительные, которые отвечают на вопрос "Кто?" называются одушевленными, на вопрос "Что?" – неодушевленными (продолжение опорной схемы – на доску).

    2 вариант:

    Снегурочка

    встреча

    вьюга

    окно

    яблоко

    праздник

    дедушка

    утренник

    сугроб

    олени

    дети

    снегопады

    холода

    подарки

    друзья

    эскимо

    санки

    Обозначают один предмет, одно событие или явление. Обозначают несколько предметов, событий или явлений. Обозначают или один, или несколько предметов.

    - Прочтите правило в учебнике про число имен существительных.

    - Написано “изменяются по числам”.  Что это значит?

    (Ученик выходит к доске, берет карточку со словом, изменяет: если в ед.ч. – во мн.ч., если во мн.ч. – в ед.ч.)

    Вывод: существительные изменяются по числам.

    ед.ч. мн.ч.
    обозначает

    один предмет,

    явление,

    событие

    несколько

    предметов

    явлений, событий

    3 вариант:

    - Предлагаю провести каждое слово по схеме. Какие группы у вас получатся?(Схема-алгоритм определения рода для работы в каждой группе).

    (осталось слово санки, т.к. употребляется только во мн.ч., не имеет рода).

    - В русском языке есть такие слова, которые можно отнести и к мужскому роду, и к женскому роду, так называемые слова общего рода – молодец, умница, плакса, всезнайка.

    Вывод: Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

    м.р. ж.р. ср.р.
    он, мой она, моя оно, мое
  7. С каким праздником связаны эти слова? (С Новым годом).
  8. - Дополните этими словами текст:

    Праздник наконец-то начался. Все друзья собрались, их не остановили даже злая вьюга, холода и снегопады. Дети смотрят в окно. Где же Снегурочка? Олени привезли ее в расписных санках. Дедушка Мороз раздал всем подарки. Каждый нашел там сладкое яблоко.

    - Предположите, какую роль могут играть эти слова в предложении? (Роль подлежащего или второстепенного члена предложения).

    - Приведите пример... (Дети зачитывают предложения, в которых вставленное слово выполняет ту или иную роль)

    Вывод: в предложении существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.

  9. Рефлексия
  10. - Что удалось узнать нового на уроке?

    - Соотнесите свои знания с опорной схемой.

    - Как вы получили эти знания?

    - Что можете сказать о сегодняшнем уроке?