Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование:
- Набор демонстрационных карточек со словами.
- Наборы карточек с такими же словами для работы в группах.
- Схема-алгоритм определения рода для работы в группах.
- Опорная схема к выводу.
Задачи урока:
- Способствовать формированию:
- представлений об имени существительном как части речи;
- умений устанавливать признаки слов;
- орфографической зоркости.
- Способствовать развитию:
- мыслительных операций (систематизации, классификации, сравнения);
- коммуникативных навыков;
- самостоятельности, самооценки.
- Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.
Содержание урока
- Организационный момент; мотивационный этап
- Обозначение темы и цели урока
- Работа по теме урока
- С каким праздником связаны эти слова? (С Новым годом).
- Рефлексия
Слова на доске (написаны с ошибками): праздник, снегопады, Снегурочка, олени, вьюга, утренник, холода, дети, друзья, встреча, дедушка, эскимо, сугроб, окно, яблоко, подарки, санки.
- Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать? (Есть слова, которые отвечают на вопрос – "Что?" и слова, которые отвечают на вопрос "Кто?". Некоторые слова написаны с ошибками.)
- Исправьте ошибки, объяснив орфограммы.
- Какое задание можно придумать с этими словами? (Разделить на группы).
В другом классе дети придумали такое же задание и разделили слова так (см. таблицу). Определите, по какому признаку.
снегопады вьюга холода |
праздник утренник встреча
|
Снегурочка олени дети друзья дедушка эскимо сугроб окно яблоко подарки санки |
Явления природы | События |
Живые и неживые предметы |
Вывод: в русском языке слова, которые называют явления природы, события, живые и неживые предметы называются существительными.
Существительное – часть речи (начало опорной схемы - на доску).
Существительное |
- Предположите, что будем изучать? (Будем изучать эти слова – существительные).
- Как это будем делать? (Эти же слова попробуем разделить на группы по-другому).
- Обсудите в своей группе, как еще можно разделить эти слова? (Карточки с такими же словами у каждой группы, детям дается время для обсуждения, учитель отслеживает варианты).
1 вариант:
Снегурочка олени дети друзья дедушка |
праздник эскимо сугроб снегопады утренник встреча вьюга холода окно яблоко подарки санки |
Кто? |
Что? |
Вывод: Существительные, которые отвечают на вопрос "Кто?" называются одушевленными, на вопрос "Что?" – неодушевленными (продолжение опорной схемы – на доску).
2 вариант:
Снегурочка встреча вьюга окно яблоко праздник дедушка утренник сугроб |
олени дети снегопады холода подарки друзья |
эскимо санки |
Обозначают один предмет, одно событие или явление. | Обозначают несколько предметов, событий или явлений. | Обозначают или один, или несколько предметов. |
- Прочтите правило в учебнике про число имен существительных.
- Написано “изменяются по числам”. Что это значит?
(Ученик выходит к доске, берет карточку со словом, изменяет: если в ед.ч. – во мн.ч., если во мн.ч. – в ед.ч.)
Вывод: существительные изменяются по числам.
ед.ч. | мн.ч. |
обозначает один предмет, явление, событие |
несколько предметов явлений, событий |
3 вариант:
- Предлагаю провести каждое слово по схеме. Какие группы у вас получатся?(Схема-алгоритм определения рода для работы в каждой группе).
(осталось слово санки, т.к. употребляется только во мн.ч., не имеет рода).
- В русском языке есть такие слова, которые можно отнести и к мужскому роду, и к женскому роду, так называемые слова общего рода – молодец, умница, плакса, всезнайка.
Вывод: Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
м.р. | ж.р. | ср.р. |
он, мой | она, моя | оно, мое |
- Дополните этими словами текст:
Праздник наконец-то начался. Все друзья собрались, их не остановили даже злая вьюга, холода и снегопады. Дети смотрят в окно. Где же Снегурочка? Олени привезли ее в расписных санках. Дедушка Мороз раздал всем подарки. Каждый нашел там сладкое яблоко.
- Предположите, какую роль могут играть эти слова в предложении? (Роль подлежащего или второстепенного члена предложения).
- Приведите пример... (Дети зачитывают предложения, в которых вставленное слово выполняет ту или иную роль)
Вывод: в предложении существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.
- Что удалось узнать нового на уроке?
- Соотнесите свои знания с опорной схемой.
- Как вы получили эти знания?
- Что можете сказать о сегодняшнем уроке?