Цели:
формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.
Оборудование: модели долей демонстрационная и раздаточная, заготовка-круг, танграмм, схемы задач, таблицы с дробями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Тема нашего урока... Вот беда. Пропала тема. Никто не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры, и ответы запишем в порядке возрастания.
III. Устный счет.
Расположить примеры в порядке возрастания ответов и прочесть получившееся слово.
Р 6300 : 100 : 7 x 9 = (81);
О 12000 : 4000 х 7 х 10 = (210);
Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);
И 90 x 30 : 100 x 1000 = (27000);
Д 16 x 100 : 10:40 = (4).
На доске появляется название темы: "Дроби".
IV. Постановка цели урока
Сценка “ Буратино на уроке у Мальвины.”
– А сейчас Буратино мы займемся арифметикой.
– Вот вам яблоко (дает). Представьте, что к вам
подошел Некто просит поделиться яблоком. Сколько
достанется каждому?
– Нисколько! Я не дам Некто яблока, хоть он со
мной дерись!
– Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо
отдавать яблоко, вам надо его поделить. (Буратино
думает.)
– Никак не делится. Вот если бы у меня было 2
яблока, то может быть и можно было бы поделить, и
то вряд ли, а одно, ну ни как не делится.
– Нет в арифметике такого действия, чтобы одно
яблоко на двоих делить.
– Буратино, у вас нет никаких способностей к
арифметике. Придется вас отправить в 4 “А” класс.
У них как раз это изучают.
– Что, ребята, поможем Буратино?
V. Формирование знаний, умений и навыков.
1) Деление на доли.
Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну. Возьмите на столе модель “торта” (круг).
Учитель показывает, дети повторяют.
К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части. Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.
Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой
, где – m числитель, а n – знаменатель.
Вывешивается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.
– Теперь давайте запишем дроби.
– На сколько частей делили? Записываем под
чертой.
– Сколько таких частей взяли? Пишем над чертой.
2) Запись дробей.
Упр. №1 стр.78.
– На сколько равных частей поделена фигура?
– Сколько частей закрашено?
– Сколько частей незакрашено?
– Как записать с помощью дроби?
3) Закрашивание дробей.
Упр.№2 стр. 79
– На сколько частей поделена фигура?
– Сколько надо закрасить?
– Что вам об этом говорит? (Числитель и
знаменатель)
4) Чтение дробей.
Упр. №3 стр. 79.
2/9,
4/5,
7/10,
11/24,
9/542,
37/9000.
– На что указывает числитель дроби? (Сколько
частей взято.)
– На что указывает знаменатель дроби? (На сколько
частей поделили.)
5) Запись дробей с помощью знака "% ". Запись % с помощью дробей.
6) Сравнение дробей.
1 вариант: возьмите 1/4 часть;
2 вариант: возьмите 1/8 часть;
– У кого больше? Что мы видим?
Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели
Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.
VI. Соревнование по рядам у доски.
Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.
1/7 < 1/4 ; 1/6 < 1/2; 1/5 > 1/10; 1/100 > 1/1000; |
1/4 > 1/5; 1/9 > 1/13; 1/17 < 1/15; 1/21< 1/10. |
Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.
Сравните дроби на доске
4/9 > 2/9; 7/16 > 3/16; 9/2 1< 18/21; 13/28 < 20/28; |
1/8 < 3/8; 6/10 < 7/10; 8/50 < 28/50; 30/40 > 5/40. |
Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.
VII. Физминутка.
7) Сложение и вычитание дробей.
– Возьмите 3/8 и уберите 1/8. Сколько осталось? (2/8.)
– Возьмите 1/4 и прибавьте 2/4 , сколько получилось?
(3/4) .
Вывод: при одинаковых знаменателях дроби складывают и вычитают как натуральные числа.
Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только записать ответ. От каждого ряда выходят ученики по очереди и записывают ответы. Проверка.
I ряд 1/8 + 1/4 |
II ряд 10/11 - 7/11 |
III ряд 19/27 - 16/27 |
8) Решение задач.
Упр. № 11 стр. 80
– Что известно?
– Что надо найти?
– Как найти?
Прошли 1/5 часть пути - 28 км, Осталось ? км. 28 : 1 х 5 = 140 (км) - было, 140 - 28 - 112(км) - ост. Ответ: 112 км. |
Гуляла - 1ч. 45 мин. Прятки - 1/3 ч. - ? мин. Парк-? мин 1 ч. 45 мин. = 105 мин. 1) 105 : 3 х 1 = 35(мин) - прятки; 2) 105 - 35 = 70(мин) - парк. Ответ: 70 мин. |
VIII. Самостоятельная работа по рядам.
I ряд В доме - ? квартир |
II ряд Было - 150 руб. |
Ш ряд Было - 90 маш. |
IХ. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Что такое дробь?
– Какая дробь больше?
– Как складывают и вычитают дроби?
– Сегодня получили оценки 20/4 и 20/5.
Х. Дополнительный материал. Танграмм.
– Определите сколько частей каждого цвета на рисунке и составьте свой рисунок.
Детям раздаются карточки, где изображён с помощью 8 разноцветных треугольников рисунок, и даны отдельно ещё 8 разноцветных треугольников, что бы дети сами составили свой рисунок.
ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ.
“ Пришел из школы ученик
И папе с мамой говорит:
“Задачку задали у нас,
Ее решал я целый час.
И вышло у меня в ответе
Два землекопа и две трети!”
– Правильно ли он решил задачу? Почему?
ХI. Домашнее задание.
Составить задачу с дробями.