Разработка урока на тему: "Параллельные прямые" в 7-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме;

выработка умения применять свойства и признаки параллельных прямых при решении задач;

развитие элементов творческой деятельности учащихся и умение контролировать свои действия, самооценка;

интерес к математике;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам пригодятся.

Тема нашего урока: “Параллельные прямые”- последний урок по данной теме, следующий – контрольная работа.

Сегодня на уроке группы учащихся “Поиск” и “Гармония” станут участниками конкурса “Математическое лото”. Во второй части урока каждому ученику будет предложен тест как проверка перед контрольной работой.

2. Конкурс “Математическое лото”.

Ключом этого конкурса является ответ на вопрос, который вы услышите из рассказа.

Известно, что после смерти Александра Македонского его огромная империя распалась. При её разделе один из греко-македонских полководцев, Птолемей, стал править Египтом с новопостроенным городом Александрией. В Александрии во втором и третьем веке до нашей эры сосредоточились знаменитые математики того времени: Евклид, Эратосфен, Аполлоний. Евклида в одном из сочинений изображают как человека исключительно честного, тихого и скромного, которому были чужды гордость и эгоизм. Насколько строго и серьёзно он относился к изучению математики, можно судить из следующего рассказа Прокла: “Царь Птолемей спросил Эвклида, нельзя ли найти более короткий и менее утомительный путь к изучению геометрии, чем его “Начала”. Евклид ответил: …

Чтобы узнать, что ответил Евклид, придется решить “Математическое лото”. К доске вызывается две спасательные группы по три человека: группа мальчиков “Поиск” и группа девочек “Гармония”. Каждая группа решает три задачи по готовым рисункам на доске.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Задачи для первой группы рис. 1, 2, 3, а для второй группы рис. 4, 5, 6.

На доске прикреплены карточки с ответами к задачам, с другой стороны которых части слов. Для 1-ого рисунка карточка с записями: Нет, а с другой стороны 50°

Для 2-ого рисунка карточка с записями: цар, а с другой стороны 100°

Для 3-его рисунка карточка с записями: ского, а с другой стороны 40°

Для 4-ого рисунка карточка с записями: пути, а с другой стороны 180°

Для 5-ого рисунка карточка с записями: в гео, а с другой стороны 30°”

Для 6-ого рисунка карточка с записями: метрии, а с другой стороны 95°

Через 7 минут совместного решения в группах ребята предлагают решения задач классу, по очереди выбирая карточки с ответами. После того, как решения всех задач будут выслушаны, повторяю вопрос Птолемея: “Нельзя ли найти более короткий и менее утомительный путь к изучению геометрии, чем “Начала” Евклида?” Затем участники групп встают в ряд, поднимают карточки обратной стороной, а класс читает вслух ответ: “Нет царского пути в геометрии!” Спрашиваю у ребят как они это понимают. После чего объявляю, какая из групп победила. Победившей считается группа, набравшая наибольшее число баллов за решённые задачи.

3. Устная работа.

Во время решения задач группами у доски провожу устное решение других задач по готовым рисункам.

4. Решение теста.

Решение теста под копирку на два варианта и самопроверка по шифру на доске: для первого варианта: 2;2;3;2, для второго варианта: 1;1;3;2. Тест решается в течение 10 минут.

I вариант

1. “Если прямые параллельны, то…”

Утверждение такого вида называется…

1. Признаком параллельных прямых

2. Свойством параллельных прямых

3. Определением параллельных прямых

4. Нет правильного ответа

2. Если a, b, c лежат в одной плоскости

и a img7.jpg (826 bytes) c, a img7.jpg (826 bytes) b, то…

1. c b

2. c || b

3. Нет правильного ответа

3. Известно, что А, В, С a и АВ || с, АС || с.     

Тогда…

1. АВ || АС

2. АВ совпадает с АС

3. Нет правильного ответа

4. Один из углов при пересечении двух   параллельных прямых третьей равен 52°. Остальные углы равны… 1. 52° и 132°

2. 52° и 128°

3. 52°

4. Нет правильного ответа

II вариант

1. “Если прямые параллельны, то…”     

Утверждение такого вида называется…     

1. Признаком параллельных прямых

2. Свойством параллельных прямых

3. Определением параллельных прямых

4. Нет правильного ответа

2. Если а || b и a || c, то … 1. b || c

2. b c

3. Нет правильного ответа

3. Известно, что M, N, P x. Тогда… 1. MN || NP

2.MN совпадает с NP

3. Нет правильного ответа

4. Один из углов при пересечении двух параллельных прямых третьей равен 98°. Остальные углы равны… 1. 98° и 92°

2. 98° и 82°

3. 98°

4. Нет правильного ответа

5. Итог урока и домашнее задание: изготовить математическое лото по изученной теме.