Художественная деятельность учащихся на уроке музыки. Урок в 6-м классе "Вариации на тему осени"

Разделы: Музыка


Тема. Преобразующая сила музыки.

Цели:

а) использовать накопленные знания в определении средств музыкальной выразительности (динамика, ритм, лад) для выявления характерных особенностей музыки;
б) развивать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение;
в) продолжать работу по развитию музыкального слуха и вокально-хоровых навыков учащихся;
г) прививать чувство любви к природе.

Музыкальный материал урока:

1. Р. Паулс “Капли дождя” из мюзикла “Сестра Керри”;
2. Г. Свиридов “Весна. Осень” музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина “Метель”;
3. И. Ярмак, сл. А. Шлыгина “Осенняя гамма”.

Оформление доски:

1. Портреты композиторов: П. Свиридов, Р. Паулс.
2. Картина В. Бубенцова “Осень в Заполярье”.
3. Карточки-символы с наклеенными листьями рябины (разного цвета). Их семь или восемь. Из них ребята выбирают символы, наиболее точно передающие характер музыки в цвете. Составляют вариации.

ХОД УРОКА

Вступление.

Учитель исполняет, аккомпанируя себе, фрагмент песни “Вальс-бостон” А. Розенбаума.

Учитель: За окном осеняя картина.

Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…

А. С. Пушкин

 

– А вот любование, осенью, выраженное в картине мурманским художником Виталием Бубенцовым.

Рассматриваем картину “Осень в Заполярье”.

– А какую осень видите вы, ребята?

Дети: Она разная: задумчивая, яркая, красочная, унылая

Учитель: Верно. Каждый человек ощущает очарование осенней поры по-своему. Давайте же и мы вслушаемся в музыку, рисующую осенние картины, прочувствуем разнообразие оттенков этой музыки и составим вариации на тему осени. А что значит – вариация?

Дети: Это музыкальное построение, в котором главная тема развивается и повторяется изменяясь.

Учитель: Итак, главная музыкальная тема урока – Осень. В создании зрительной картины вариации нам помогут символы: картонные кружочки с наклейками разноцветных листьев рябины.

I.

Учитель: Прослушайте мелодию нашего современника-композитора Раймонда Паулса!

Звучит фрагмент мюзикла Р. Паулса “Сестра Керри” “Капли дождя”.

– Какие настроения передает музыка?
– Какими средствами воспользовался композитор для передачи настроения?

Дети: – Услышали тревогу, волнение, душевный холод.
– Композитор использовал изобразительные средства (ветер, дождь)

Учитель: Выберите подходящий на ваш взгляд символ-вариацию

Ученик выходит к доске и прикрепляет вариацию-символ, пояснив свой выбор.

– А давайте попробуем изобразить эти звуки природы.

– шорох листопада,
– капли постепенно усиливающегося дождя,
– легкий ветерок,
– сильный, злой ветер.

Дети встают и, импровизируя, выполняют руками, голосом задание учителя.

II.

Учитель: Следующую вариацию мы найдем в музыке Георгия Васильевича Свиридова. Я пока не назову его пьесу, но, слушая её, вы отметите две зарисовки природы: Весны и Осени. Слушайте! Определите, какая из зарисовок – Осень? Почему?

Дети: Вторая зарисовка – Осень, т.к. в ней больше грусти.

Учитель: Ребята! Обратимся к самой музыке. Пропоем фрагменты двух зарисовок. Что особенного в мелодии?

Дети: Мелодии Осени и Весны похожи, одинаковы медленный темп, незвучная динамика.
– Но есть разница – лад (Осень – минор, Весна – мажор).

Учитель: Прослушаем еще раз Осень?
– Какой инструмент усиливает характер музыки?

Дети (прослушав): Скрипка.
– Грусть у Свиридова мечтательная, задумчивая, просветленная.

На доске помещается еще один символ-вариация.

III.

Учитель: Ребята! Я хочу рассказать вам еще об одной осени. И сделаю это с помощью песенки И.Ярмак и А.Шлыгина “Осенняя гамма”

Учитель исполняет песенку.

– Почему так названа песня “Осеняя гамма”?

Дети: Слова в песне рифмуются с нотками.
– Мелодия звучит по звукам гаммы.

Учитель: (песня разучивается в манере канона: учитель - ученики)

– Настройка в тональности.
– Исполнение минорной гаммы.
– Уточняем моменты дыхания.
– Разучивание 1 куплета (обращаем внимание на синкопы).
– В припеве продумываем исполнительское развитие:

“дождь” – на staccato
“снег” – на legato

Повторное исполнение песни (можно с использованием инструментальной фонограммы).

Учитель: Ребята! Оцените свое пение!

Дети: Недостаточно выразительности.
– Не создали настроения.

Учитель: А как это сделать?

Дети: Петь, четче произнося слова, ярче передавая настроение шутливое, радостное, немного грустнее.

Учитель: Учтем исправления и исполним как на концерте.

Ученик помещает последний – третий символ-вариацию.

Учитель: Подведем итог. Прослушав и исполнив музыку на уроке, мы символически изобразим музыкальный портрет Осени. Как видим он довольно разнообразный, так как музыка показана много оттенков. Какие вариации на тему Осени мы составили?

Дети: (перечисляют настроения прозвучавших мелодий, опираясь на символы)
– Тревожные и взволнованные
– Грустные и мечтательные
– Радостные и игривые

Учитель: Ребята! Вы хорошо, вдумчиво поработали. Это значит, что смогли прочувствовать, понять и надолго запомнить её.

Осенняя гамма

Лед на лужах словно соль
“Соль”!
Побелела вся земля Снег!
“Ля”!
Шапку тёплую носи
“Cи”!
“До”! Надеваем и пальто.

Припев:

Соль, ля, си, до. (3 раза)