Тема. Преобразующая сила музыки.
Цели:
а) использовать накопленные знания в определении средств музыкальной выразительности (динамика, ритм, лад) для выявления характерных особенностей музыки;
б) развивать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение;
в) продолжать работу по развитию музыкального слуха и вокально-хоровых навыков учащихся;
г) прививать чувство любви к природе.
Музыкальный материал урока:
1. Р. Паулс “Капли дождя” из мюзикла
“Сестра Керри”;
2. Г. Свиридов “Весна. Осень” музыкальные
иллюстрации к повести А. Пушкина “Метель”;
3. И. Ярмак, сл. А. Шлыгина “Осенняя гамма”.
Оформление доски:
1. Портреты композиторов: П. Свиридов, Р.
Паулс.
2. Картина В. Бубенцова “Осень в Заполярье”.
3. Карточки-символы с наклеенными листьями рябины
(разного цвета). Их семь или восемь. Из них ребята
выбирают символы, наиболее точно передающие
характер музыки в цвете. Составляют вариации.
ХОД УРОКА
Вступление.
Учитель исполняет, аккомпанируя себе, фрагмент песни “Вальс-бостон” А. Розенбаума.
Учитель: За окном осеняя картина.
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…
А. С. Пушкин
– А вот любование, осенью, выраженное в картине мурманским художником Виталием Бубенцовым.
Рассматриваем картину “Осень в Заполярье”.
– А какую осень видите вы, ребята?
Дети: Она разная: задумчивая, яркая, красочная, унылая
Учитель: Верно. Каждый человек ощущает очарование осенней поры по-своему. Давайте же и мы вслушаемся в музыку, рисующую осенние картины, прочувствуем разнообразие оттенков этой музыки и составим вариации на тему осени. А что значит – вариация?
Дети: Это музыкальное построение, в котором главная тема развивается и повторяется изменяясь.
Учитель: Итак, главная музыкальная тема урока – Осень. В создании зрительной картины вариации нам помогут символы: картонные кружочки с наклейками разноцветных листьев рябины.
I.
Учитель: Прослушайте мелодию нашего современника-композитора Раймонда Паулса!
Звучит фрагмент мюзикла Р. Паулса “Сестра Керри” “Капли дождя”.
– Какие настроения передает музыка?
– Какими средствами воспользовался композитор
для передачи настроения?
Дети: – Услышали тревогу, волнение,
душевный холод.
– Композитор использовал изобразительные
средства (ветер, дождь)
Учитель: Выберите подходящий на ваш взгляд символ-вариацию
Ученик выходит к доске и прикрепляет вариацию-символ, пояснив свой выбор.
– А давайте попробуем изобразить эти звуки природы.
– шорох листопада,
– капли постепенно усиливающегося дождя,
– легкий ветерок,
– сильный, злой ветер.
Дети встают и, импровизируя, выполняют руками, голосом задание учителя.
II.
Учитель: Следующую вариацию мы найдем в музыке Георгия Васильевича Свиридова. Я пока не назову его пьесу, но, слушая её, вы отметите две зарисовки природы: Весны и Осени. Слушайте! Определите, какая из зарисовок – Осень? Почему?
Дети: Вторая зарисовка – Осень, т.к. в ней больше грусти.
Учитель: Ребята! Обратимся к самой музыке. Пропоем фрагменты двух зарисовок. Что особенного в мелодии?
Дети: Мелодии Осени и Весны похожи,
одинаковы медленный темп, незвучная динамика.
– Но есть разница – лад (Осень – минор, Весна –
мажор).
Учитель: Прослушаем еще раз Осень?
– Какой инструмент усиливает характер музыки?
Дети (прослушав): Скрипка.
– Грусть у Свиридова мечтательная, задумчивая,
просветленная.
На доске помещается еще один символ-вариация.
III.
Учитель: Ребята! Я хочу рассказать вам еще об одной осени. И сделаю это с помощью песенки И.Ярмак и А.Шлыгина “Осенняя гамма”
Учитель исполняет песенку.
– Почему так названа песня “Осеняя гамма”?
Дети: Слова в песне рифмуются с
нотками.
– Мелодия звучит по звукам гаммы.
Учитель: (песня разучивается в манере канона: учитель - ученики)
– Настройка в тональности.
– Исполнение минорной гаммы.
– Уточняем моменты дыхания.
– Разучивание 1 куплета (обращаем внимание на
синкопы).
– В припеве продумываем исполнительское
развитие:
“дождь” – на staccato
“снег” – на legato
Повторное исполнение песни (можно с использованием инструментальной фонограммы).
Учитель: Ребята! Оцените свое пение!
Дети: Недостаточно
выразительности.
– Не создали настроения.
Учитель: А как это сделать?
Дети: Петь, четче произнося слова, ярче передавая настроение шутливое, радостное, немного грустнее.
Учитель: Учтем исправления и исполним как на концерте.
Ученик помещает последний – третий символ-вариацию.
Учитель: Подведем итог. Прослушав и исполнив музыку на уроке, мы символически изобразим музыкальный портрет Осени. Как видим он довольно разнообразный, так как музыка показана много оттенков. Какие вариации на тему Осени мы составили?
Дети: (перечисляют настроения
прозвучавших мелодий, опираясь на символы)
– Тревожные и взволнованные
– Грустные и мечтательные
– Радостные и игривые
Учитель: Ребята! Вы хорошо, вдумчиво поработали. Это значит, что смогли прочувствовать, понять и надолго запомнить её.
Осенняя гамма
Лед на лужах словно соль
“Соль”!
Побелела вся земля Снег!
“Ля”!
Шапку тёплую носи
“Cи”!
“До”! Надеваем и пальто.
Припев:
Соль, ля, си, до. (3 раза)