Оздоровление нации с помощью использования методов спортивной тренировки на занятиях физической культуры в рамках школьной программы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В современных условиях развития нашего общества, когда большинство спортивных школ закрыты, секции и группы здоровья стали платными, произошла смена приоритетов (предпочтение стали отдавать не спорту, а, например, компьютеру и т.д.), наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10% молодёжи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7–9 лет, снижается производственный потенциал общества.

Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведёт к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни.

В сложившейся ситуации здоровье учащихся, а вместе с тем и всей нации зависит от учителя физической культуры. Успех обучения во многом зависит от того, насколько мы, учителя физической культуры, заинтересуем ученика, насколько увлечём идеалом физического совершенства, как проведём занятие, какой путь изберём к цели, какие средства и методы используем при этом.

Особое внимание надо обратить на психологический аспект нашей работы. Ребёнок любого возраста, независимо от его физического развития, с большей уверенностью и желанием выполняет хорошо знакомые ему упражнения. Если же задания сложные или он не уверен в своих силах, то, скорее всего, он совсем откажется выполнять упражнение или будет делать его кое-как, при этом поясничая, чтобы рядом стоящие дети не заметили его неуверенность и слабость (не говоря уже о том, если в группе присутствуют девушки), тем самым, избегая насмешек с их стороны.

Опросив большое количество детей, выяснилось, что во многих школах просто не проводят некоторые из разделов физической культуры школьной программы, а косвенной причиной этому является физическая слабость учеников. В сложившихся условиях необходимо заставить детей полюбить наш предмет, научить не бояться возникающих трудностей, помочь им стать здоровыми и физически развитыми личностями.

Метод достаточно прост. Он не требует изменения в школьной программе изучения физической культуры, подходит для всех медицинских групп обучающихся и для любого возраста. Метод опробован в течение 3 лет на основной группе учеников возраста 13 – 17 лет в количестве 226 человек, а также на группе здоровья, состоящей из женщин – преподавателей нашего учебного заведения в течение 1 года. Для использования метода не нужны специальные тренажёры или спортивные залы. Достаточно обычных условий для проведения занятий по физической культуре (на улице или в зале).

Метод основан на проведении занятий по физической культуре 3 раза в неделю, с обязательной спортивной тренировкой, продолжительностью 10–20 минут в конце урока.

Упражнения выполняются с высокой плотностью, должны быть доступны, ранее изучены. Например: приседания, сгибание–разгибание рук в упоре лёжа, наклоны туловища вперёд, упражнения на прямую мышцу живота и т.д.

Время тренировки зависит от уровня физической подготовленности обучаемых, темы урока и времени проведения урока (45 или 90 минут).

Нагрузка должна соответствовать ЧСС (частота сердечных сокращений) = 130–160 уд/мин. Контролировать её нужно путём измерения ЧСС за 6 секунд (это удобнее и более точно) в начальный период через каждые 2 мин., в дальнейшем можно реже. Также необходимо обращать внимание и на внешние признаки утомления.

Количество повторений одного упражнения и его интенсивность, общее количество выполняемых упражнений тоже зависит от уровня физической подготовленности обучаемых. Например, для ослабленных учеников можно давать не приседания, а полуприседы; сгибание–разгибание рук в упоре лёжа не от пола, а от скамейки или с колен и т. д. Количество повторений тоже можно варьировать, уменьшая его для ослабленных детей (ЧСС должна быть не более 150 уд/мин).

Тренировку необходимо проводить с шутками, не акцентируя внимание на трудностях выполнения заданий, вызывая лишь положительные эмоции. Те ученики, которые не справляются с количеством или правильностью выполнения упражнения должны выполнять его так, как могут. Через 10–15 занятий слабые обучающиеся перейдут в группу средне–физически развитых учеников, а последние в группу хорошо подготовленных. Лучше всего давать одни и те же упражнения, изредка добавляя новые.

Как показывает опыт, детям нравится получать физическую нагрузку. Главное, чтобы она была чётко дозирована, контролируемая и давала положительные эмоции. А когда (через 2–3 месяца) у обучаемых значительно улучшается уровень физического развития, начинают получаться “трудные” упражнения, которые раньше не получались, укрепляется здоровье, появляется осанка и уверенность в себе, вот тогда дети перестают бояться физической нагрузки и начинают любить физическую культуру.

В школьной программе по физической культуре несколько разделов. Далее предлагаются примерные тренировки на различных занятиях по физической культуре.

Гимнастика.

  • Тренировка на 10 минут. В начале тренировки ЧСС – 140, в конце – 160 уд/мин.
  • Бег 1 круг (150 м). Сгибания – разгибания рук в упоре лёжа 10 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Приседания 10 раз. Контроль ЧСС.
  • Бег 1 круг (150 м). Наклоны туловища вперёд 20 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Приседания с выпрыгиванием 10 раз. Контроль ЧСС/
  • Бег 1 круг (150 м). Упражнение на прямую мышцу живота: сидя в упоре сзади, поднять ноги, развести, свести, опустить. Колени прямые. 10 раз.
  • Бег 3 круга (450 м). Контроль ЧСС.

Всё повторить сначала, можно дважды, если нагрузка на уроке была не значительной. Между бегом и упражнениями пауз нет. Добиваться высокой плотности.

Спортивные игры.

  • Тренировка 10 минут. В начале тренировки ЧСС – 140, в конце – 160 уд/мин.
  • Бег 1 круг (150 м). Сгибания – разгибания рук в упоре лёжа 10 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Прыжки с высоким подниманием колен к груди 10 раз. Контроль ЧСС.
  • Бег 1 круг (150 м). Наклоны туловища вперёд 20 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Приседания с выпрыгиванием 10 раз. Контроль ЧСС.
  • Бег 1 круг (150 м). Упражнение на прямую мышцу живота: сидя в упоре сзади, поднять ноги, развести, свести, опустить. Колени прямые. 10 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Упражнение в парах “наездник” 0,5 круга*2 (150м).
  • Бег 3 круга (450 м). Контроль ЧСС. Всё повторить сначала.

Лёгкая атлетика.

  • Тренировка 10 минут. В начале тренировки ЧСС – 140, в конце – 160 уд/мин.
  • Бег 1 круг (150 м). Сгибания – разгибания рук в упоре лёжа 10 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Приседания с выпрыгиванием 10 раз. Контроль ЧСС.
  • Бег 1 круг (150 м). Наклоны туловища вперёд 20 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Прыжки из низкого приседа с продвижением вперёд - 30 метров. Контроль ЧСС.
  • Бег 1 круг (150 м).
  • Упражнение на прямую мышцу живота: сидя в упоре сзади, поднять ноги, развести, свести, опустить. Колени прямые. 10 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Прыжки через гимнастическую скамейку (невысокий бордюр) 10 раз.
  • Бег 1 круг (150 м). Челночный бег 10*10 метров (всей группой одновременно).
  • Бег 3 круга (450 м). Контроль ЧСС.

Лыжная подготовка.

  • Тренировка 15 минут, выполняется без лыж. В начале тренировки ЧСС – 140, в конце – 160 уд/мин.
  • Прыжки на месте 20 раз.
  • Сгибания–разгибания рук в упоре лёжа 10 раз.
  • Прыжки на месте 20 раз.
  • Упражнение в парах “наездник” 2*50 метров.
  • Прыжки на месте 20 раз.
  • Приседания 10 раз.
  • Упражнение в парах “тачка”2*50 метров.
  • Прыжки на месте 20 раз.
  • Приседания в парах, спиной друг к другу.
  • Наклоны туловища вперёд 20 раз.
  • Лёгкий бег 200 метров. Всё повторить сначала.

В начальный период необходимо отдавать предпочтение равномерному методу тренировки, далее использовать повторный и переменный, а затем уже интервальный метод.

Для девушек можно включать больше прыжковых упражнений, это сделает их ноги красивыми, а так же сгибания–разгибания рук в упоре лёжа упражнения на прямую мышцу живота (для грудных мышц и талии).

Женщинам в возрасте необходимо в начальный период бег заменить на шаг и все упражнения выполнять очень осторожно, добавляя на каждой тренировке упражнения на гибкость.

Вот результаты первого года обучения, с использованием данного метода. Проверялось 226 человек, по физическим качествам: сила, быстрота, выносливость. Качество сила проверялось с помощью упражнения подтягивание на высокой перекладине (нормативы: 5 баллов – 10 раз, 4 балла – 8 раз, 3 балла – 6 раз). Качество быстрота проверялось с помощью упражнения бег на 100 метров (нормативы: 5 баллов – 14.5 сек, 4 балла – 15.0 сек, 3 балла – 16.5 сек). Качество выносливость проверялось с помощью упражнения бег на 1000 метров (нормативы: 5 баллов – 3мин 30сек, 4 балла – 3мин 45сек, 3 балла – 4мин 00сек). Надо учитывать, что дети болеют и достаточно долго не занимаются, но, даже несмотря на это, получены следующие результаты:

Дата Начало сентября Начало октября Конец октября Начало декабря Середина мая
Сила 2б-78 ч %кач 2б-58 ч %кач 2б-39 ч %кач 2б-12 ч % кач. 2б-5 ч %кач
3б-33 ч 52 3б-26 ч 67 3б-26 ч 75 3б-24 ч 84 3б-3 ч 96.5
4б-38 ч 4б-45 ч 4б-53 ч 4б-42 ч 4б-14 ч
5б-77 ч 5б-97 ч 5б-108 ч 5б-148 ч 5б-204 ч
Быстрота 2б-47 ч %кач 2б-24 ч %кач 2б-20 ч %кач Не измерялось 2б-9 ч %кач
3б-98 ч 37 3б-90 ч 53 3б-75 ч 62 3б-37 ч 79.6
4б-38 ч 4б-43 ч 4б-57 ч 4б-40 ч
5б-43 ч 5б-69 ч 5б-73 ч 5б-140 ч
Выносливость 2б-80 ч %кач 2б-34 ч %кач 2б-28 ч %кач Не измерялось 2б-8 ч %кач
3б-73 ч 33 3б-66 ч 59 3б-61 ч 66 3б-60 ч 69.9
4б-51 ч 4б-90 ч 4б-94 ч 4б-112 ч
5б-22 ч 5б-36 ч 5б-43 ч 5б-46 ч

% качества = сумме оценок 4 и 5 в процентном отношении к общему количеству обучаемых.

Более наглядно полученные результаты смотрятся на диаграммах:

Попробуйте сравнить эти результаты с теми, что показывают ваши воспитанники. Хочу заметить, что кроме этих контрольных нормативов, ребятам за год приходится сдавать ещё 12 сложнейших упражнений (например, лыжная гонка на 5000 метров, где оценка 5 – 25 мин, а оценка 3 – 30 мин).

Нашим ребятам не интересно соревноваться со своими сверстниками из других школ, в основном, мы соревнуемся со специализированными спортивными школами. Также прослеживается повышение успеваемости по общеобразовательным предметам.

В заключении напомню, что польза физической культуры была известна во все времена. О ней говорили, писали, ей посвящали трактаты. Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Так, Аристотель высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Французский врач Симон – Андре Тиссо писал, что движение может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения. Философ Авиценна сказал, что если заниматься физическими упражнениями умеренно и своевременно, нет никакой нужды в употреблении лекарств.

Итак, уважаемые учителя физической культуры, от нас с вами во многом зависит здоровье наших учеников, а значит и здоровье нации.