Целью работы библиотеки по данной теме является формирование информационной культуры учащихся, развитие познавательных навыков и творческих способностей. Реализуя эту цель прежде всего через образовательную и информационную функции, библиотека ставит перед собой следующие задачи: обеспечение учебно–воспитательного процесса школы и самообразования педагогов путем библиотечно–библиографического обслуживания; воспитание культуры чтения и информационной культуры учащихся.
Наверное, сейчас нет актуальней темы, чем детское и подростковое чтение. Ведь основная тенденция последних лет – утрата чтением его исключительной роли в нашем обществе, потеря статуса самого престижного занятия. В наши дни чтение все более становится ориентированным на удовлетворение информационно–прагматических потребностей, становится сопутствующим занятием. Социологи рассматривают чтение как “чуткий, надежный, даже универсальный индикатор состояния общества и отношение общества к его будущему”.
Снижение у детей интереса к чтению может дать нам уже в недалеком будущем прагматика, начиненного массой информации, но функционально неграмотного. Ведь уже сейчас до 30% восьмиклассников испытывают трудности при чтении и письме. Важность этой проблемы подчеркивает и появление концепции Национальной программы “Чтение”, и проведение парламентских слушаний, и создание Межведомственной комиссии по проблемам детского и юношеского чтения.
Исследователи подчеркивают и тот факт, что только читающее общество является обществом мыслящим. Кроме того, чтение книг и, в первую очередь, чтение художественной литературы, служит получению эстетического удовольствия, а, следовательно, развивает ребенка эмоционально. Через эмоциональные впечатления происходит и закрепление зрительного восприятия правописания слов, чего нет при деловом чтении. Нравственное воспитание учащихся также тесно связано с чтением художественных произведений.
Актуальность проблемы чтения для нашей школы в целом и школьной библиотеки в частности обостряется еще и не совсем благополучной в социальном плане картиной микрорайона. Это накладывает определенный отпечаток и на социальную картину учащихся школы. Около 50% детей – из малообеспеченных семей и 10% – из неблагополучных. У большинства таких детей нет навыков систематического чтения, нет стимула к учебной деятельности. Но, в то же время, для них школьная библиотека является основным, если не единственным, доступным источником информации и культурным центром.
Конечно, для реализации всех этих задач необходим соответствующий фонд. Необходимый нам фонд учебной литературы мы начали формировать еще с 1998г. при долевом участии родителей. На сегодняшний день обеспечение новыми учебниками составляет по ступеням образования: I ступень – 99%; II ступень – 86%; III ступень – 85%. Но это – общая цифра. А вот обеспеченность учебной литературой по русскому языку (УМК М. Разумовской) – 100%, по литературе (УМК А.Г. Кутузова) – 98% (нет учебников для 11кл.). Мы – одна из немногих школ города, которая обеспечивает учащихся всеми учебниками.
Но для обеспечения учебного процесса, как и для реализации других задач, важен и какой в библиотеке фонд художественной и справочной литературы. Мы, как и все, страдаем от старения фондов, отсутствия средств на пополнения фонда. Но стараемся найти и использовать любые пути для решения этой проблемы. Уже дважды нам помогали наши шефы: “Златоустовский абразивный завод”. Благодаря этому, фонд художественной литературы пополнился на 150 экз., причем это и классические произведения, и современная остросюжетная литература. Завод выделил нам и литературу на призы. “Подарок библиотеке” – эта акция у нас проходит постоянно. Выпускники дарят энциклопедические издания, а учащиеся и бывшие выпускники – художественную литературу. К 65–летию школы Челябинское областное отделение Российского детского фонда (рук. В.Н. Скворцов – выпускник школы) подарило школьной библиотеке около 500 книг. А челябинское издательство “Абрис” (ред. А.П. Моисеев – выпускник школы) – более 50 книг по краеведению. Из средств родительского фонда мы приобретаем справочную, художественную литературу и даже смогли сделать небольшую подписку на журналы для детей. Конечно, это не решает полностью проблемы, но помогает нам в решении более мелких задач.
В нашей школе библиотека – действительно центр информационной работы и неотъемлемая составная учебного процесса. Выполнить эту задачу без соответствующего справочно–библиографического аппарата (СБА) было бы невозможно.
Прежде чем охарактеризовать СБА, я хотела бы познакомить с еще одной особенностью работы нашей школьной библиотеки. Так традиционно сложилось, что с 50–60х гг. за школой идет большая слава в литературных кругах. У нас учились П. Серебряков (журналист, редакция журнала “Иностранная литература”), В. Черноземцев, Н. Верзаков (члены Союза писателей), А. Моисеев (гл. ред. издательства “Абрис”), Ю. Зыков (местный поэт, автор школьного гимна, редактор местной газеты “Суббота”). И вот такая литературная аура остается в нашей школе и по сей день. Подтверждением этому являются победы наших учеников в городских олимпиадах по русскому языку и литературе, а также в различных городских литературных конкурсах. Члены библиотечного актива “Буквоешки” даже написали несколько новогодних сказок для ребят, а учащиеся 10х классов – творческую работу о жизни Ф. Тютчева, которую сейчас готовим к постановке.
Именно поэтому совместная работа библиотеки с учителями–словесниками – это традиция, это основная часть моей работы. Эта особенность не могла не найти отражение и в СБА.
О справочном фонде я уже говорила. Хочется только уточнить, что мы имеем большой фонд словарей русского языка; биобиблиографические словари писателей Древней Руси, XYIII века, XX века; справочники “Русские писатели”; Большие справочники “Дрофы” по русскому языку и литературе; 26 томов биографической “Библиотеки Флорентия Павленкова”, “Мировую энциклопедию биографий”, 37 томов “Энциклопедии для детей Аванта+” и многое другое.
Кроме традиционных алфавитного и систематического каталогов, СБА содержит ряд картотек, которые отражают указанную тему. В 2003г. началось создание электронного каталога на базе автоматизированной интегрированной библиотечной системы “ИРБИС”. Для учащихся и учителей есть “Картотека персоналий” (писатели и поэты мира). Для учащихся среднего и старшего звена – “Приключения. Фантастика. Сказки”, для младших школьников – “Иллюстрированный каталог”. Учителя школы могут воспользоваться “Методической картотекой”. В нее включаются статьи из профессиональной педагогической периодики по всем предметам, в том числе по русскому языку и литературе. Для оптимального поиска и использования этой информации на каждую статью дается краткая аннотация.
В связи с тем, что школьная программа не охватывает разнообразия всей мировой литературы, возникла идея познакомить ребят с наиболее читаемыми жанрами: приключения, фантастика, детективы. Поэтому выпускаем для учащихся буклеты со списками под общим названием “Советую прочитать…”. Выпущены буклеты для 5 и 6 классов. Для 7 класса мы решили выпустить несколько тематических буклетов: “Приключения”, “Фантастика”. Есть буклеты и для учителей – “Урок литературы: в помощь учителю”. Были выпущены буклеты по творчеству А. Ахматовой, М. Булгакову, М. Цветаевой и др.
Кроме того, большой популярностью пользуются у учащихся Недели информации, которые мы проводим совместно с Центральной детской библиотекой ЦБС г.Златоуста. Проводятся они обычно во время школьных предметных недель.
Современное литературное образование в средней школе предусматривает формирование и воспитание художественного вкуса и культуры чтения. В этом задачи педагога и библиотекаря сближаются.
Наш первый совместный проект – это Пушкинский бал. Хотелось познакомить ребят с тем, как проходили балы пушкинской поры, рассказать об истории проведения балов, истории одежды 19в., об организации обедов на балах, чем еще, кроме танцев, могли заниматься гости. Девятиклассникам заранее были даны задания. Каждый класс вместе с преподавателями готовил свою страничку. Были подготовлены пригласительные билеты, бальные книжки, инсценировка эпизодов из “Пиковой дамы” и “Евгения Онегина”. Самая главная цель нашего праздника была – привлечь ребят к чтению дополнительного материала. Ведь изучение “Евгения Онегина” только помогало, но не решало проблемы. В процессе подготовки учащиеся перечитали массу литературы о Пушкине, произведения самого Пушкина, историю балов и многое другое. И потом – кульминация – сам бал, праздник, который ребятам запомнился надолго.
Вообще, по моему глубокому убеждению, через игру, праздник, нетрадиционные формы работы мы не только зарабатываем авторитет у педагогов и ребят, но и добиваемся решения главной цели нашей работы – привлечения читателей в библиотеку, развитие познавательного интереса через чтение дополнительной литературы.
Работу в этом направлении я начинаю с первоклассников.
Для того чтобы она была систематической, в программу библиотечных уроков по информационной грамотности, предложенную ГПНБ им. Ушинского, я включила для каждого класса только одну тему – “Библиотечный фонд”, условно назвав адаптированную программу “Школой умного читателя” Эта тема дает возможность раскрыть перед учащимися какую–то часть фонда библиотеки, изучить фонд на основе конкретного литературного материала.
Например, для первого класса в этой теме проводятся “Библиотечные минутки” по творчеству С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. Мы не только знакомимся с биографией и творчеством писателя на этих встречах, не только вспоминаем их произведения с помощью викторин, загадок и т.п. Главное – даем возможность самим ребятам “порыться” в книгах автора, почитать их, выбрать понравившуюся книгу. Проведение таких “минуток” обязательно согласуем с учебной программой “Литературного чтения”. Кроме того, есть возможность на таких “минутках” закрепить знания по теме “Структура книги”. “Фестиваль сказок”,– следующее мероприятие для первоклассников – это праздник встречи с героями сказок разных авторов, разных стран, возможность выразить им свою любовь к сказке, книге. Такие “книжкины” праздники запоминаются ребятишкам надолго, а самым главным результатом таких встреч является их повышенный интерес к книге.
Во втором классе проводится игра “Сказки просто так” (по сказкам Р. Киплинга). На ней тоже обязателен момент работы с текстом, что не только увеличивает азарт игры, но и развивает навык работы с книгой, умение находить нужные сведения в тексте.
В седьмом классе – командная игра со словарем В. Даля. Это позволяет не только на практике закрепить тему “Справочная литература” (навыки работы со словарями), но и узнать много нового, познавательного, расширить кругозор учащихся. В этой же параллели мы решили, что не лишним будет более подробно познакомить с лучшими произведениями жанра приключенческой литературы, фантастики и т.д. Так родились такие мероприятия, как “Час приключений”, “Час фантастики” и др. Пригодились и наши буклеты, а книги ребята представляли сами. После таких уроков учащиеся составили рекомендательные списки литературы с аннотацией и рекламой (умение составления аннотаций). По страничкам этих буклетов была читателям библиотеки представлена книжная выставка “А ты читал?” и составлен первый детский рекомендательный указатель по остросюжетной литературе для младших подростков. Их рекомендации используются сейчас в новом проекте – “Читательский дневник для младшего подростка”.
В восьмом классе в систему библиотечных уроков включены занятия “Первые печатные книги. Первопечатники” и “Оптина пустынь”, урок, посвященный творчеству Д.Г. Байрона “Навстречу вихрям я всегда бросался” и др.
Но такими уроками наша работа не ограничивается. Более того, она обрастает мероприятиями, выходящими за рамки информационной работы. Проводятся цикл уроков по русскому зарубежью, поэтам Серебряного века, литературные игры “Умники и умницы” по творчеству Пушкина, по роману “Капитанская дочка” Пушкина, повести “Тарас Бульба” Н. Гоголя, игры как итоговое занятие по всему курсу литературы (например, “Своя игра” для 9х кл., “Аукцион знаний” для 7х кл.). В 2001–м году в 11х классах очень интересно прошли дебаты “Красота спасет мир?”. Стал традиционным праздник “Осенины” в 6х кл., на котором ребята не только показали свои знания, но и проявили творчество: пели частушки собственного сочинения, плясали “Барыню”, исполняли обрядовые песни, играли в русскую народную игру “Бояре”.
Игра, азарт, предварительная подготовка в виде творческого задания делают свое дело – дети читают не только то, что положено по программе, но и то, что выходит за ее рамки. Работа по этой системе дает иногда неожиданные результаты, которые приятно радуют. Например, только после одного урока “Эмиграция и война”, одиннадцатиклассники стали чаще обращаться к произведениям представленных авторов. А 8 человека из 30 (т.е. 26,7%) выбрали темой своего экзаменационного сочинения тему литературного зарубежья.
Проведенный в 7х классах мониторинг показал, что мы получили некоторые результаты. В 5м классе эти дети не испытывали потребности в систематическом чтении. Компенсирующее чтение было основным видом чтения этих учащихся(5”А” – 51,5%, 5”Б” – 24,1%). К седьмому классу соответственно у 15,2% и 12,7% детей чтение осталось на прежнем уровне. Сейчас же потребность в систематическом чтении составляет 75,4%, а 40,8% детей называют чтение любимым занятием. В этих же классах был проведен опрос об эффективности нашей совместной со словесником работы. На вопрос, – “помогают ли вам библиотечные уроки в изучении литературы как учебного предмета?”, 97,9% детей ответили положительно. На вопрос, – “появляется ли желание после таких уроков почитать книгу?” утвердительно ответили 93,6% учащихся.
В 2001м году на городском семинаре директоров школ я с учителями–словесниками и учащимися 11х кл. представляли литературно–музыкальную композицию “Жизнь сердца”. Это был рассказ о трех русских женщинах – Юлии Вревской, Марии Кузьминой–Караваевой (мать Мария) и Зинаиды Шаховской. Об их деятельности сестер милосердия, об их жизни. После этого мероприятия возникла идея рождения еще одной библиотечной программы “Отдай свое сердце людям”, посвященной нравственной тематике. Мы ощутили острую потребность говорить о добре, милосердии, о “вечных” ценностях. Эта программа была создана в помощь региональному курсу “Вокруг тебя – мир”. Так родились “Собрание философов” (по сказке О. Уайльда “Мальчик–звезда”) – в 5кл., читательская конференция по повести В. Железникова “Чучело” – 6кл., Большая игра “Добрый сказочник” (по сказкам Х.К. Андерсена) – 8кл. На последней хотелось бы остановиться подробнее. Подготовка к игре занимает несколько месяцев: чтение 18 сказок Х.К. Андерсена, предварительные игры по классам, инсценировка одной из сказок и, наконец, – Большая игра. На этом мероприятии дети говорят о самом невероятном, о самом главном в их жизни. Они спорят, доказывают свое мнение, учатся находить общее решение. Вот это последнее – цель игры. После проведения первой же игры ребята потребовали проведения подобных игр. И вот уже в 9х кл. проведена игра “Жди дурного гостя” по романам Р. Брэдбери “Надвигатся беда”, “451 по Фаренгейту” А сейчас девятиклассники готовятся к своей третьей игре по книге А. Де Сент–Экзюпери “Маленький принц” и “Планета людей”. А восьмиклассники – к своей первой Большой игре по сказкам Андерсена.
Второй год подряд в школе проходят конкурсы на “Лучшего читателя школы” и на “Самый читающий класс школы”. Оценивается многое: какие книги читаются (познавательные или художественные), как относятся к учебникам, приходят в библиотеку читать книги или листать журналы. В апреле планируем провести школьную библиотечную олимпиаду.
Подведем некоторые итоги работы библиотеки. За 5 лет моей работы число посещений увеличилось более чем в 2 раза: с 6500 посещений в 97/98 уч.г. до 13315 в 2002/03 уч.г. Если в 96/97 уч.г. % охвата чтением составлял 79,7%, то в 2002/03 он достиг 98% учащихся.
Конечно, только диалог библиотека – учащийся – учитель помог нам достичь таких результатов.
Коэффициент полезного действия совместного труда педагогов и библиотекарей по работе с художественной литературой определяется не только стремлением детей к чтению вообще, но и выбором высокохудожественных произведений. Работа библиотеки в помощь учебным программам (и не только по литературе) развивает познавательную деятельность по предмету, а, следовательно, улучшает и его успехи в учебе.
Читающие люди способны мыслить, хорошо схватывают суть проблем, умеют быстро находить правильные решения, имеют большой объем памяти и творческое воображение, лучше владеют речью.
Конечно, достичь всего этого можно лишь в том случае, если ученики привыкают ходить в библиотеку, любить книгу.
Рост посещений и книговыдачи:
Охват чтением читателей:
1996/97 уч. год. |
2002/03 уч. год. |