Обучение младших школьников в условиях личностно-ориентированной педагогической технологии на основе деятельностного подхода

Разделы: Начальная школа


Принцип: “Растить ребёнка – значит развивать, обучая и воспитывая” остаётся основополагающим в начальном звене, не смотря ни на какие перемены и реформы. Однако наполнение его конкретным содержанием, педагогической технологией, формами, методами, несомненно актуализируется в наши дни.

В педагогическом коллективе Зональной средней школы восьмой год идёт работа по внедрению технологии И. С. Якиманской. Примечательным является то, что данная технология отводит ребёнку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром, имеющего определённый субъектный опыт, границы возможного, свою среду социализации. Такое взаимодействие включает все этапы активной деятельности учащегося: целеполагание, планирование и организацию целей, выбор ходов и инструментария по их достижению, анализ результатов по фрагментам и в целом на уровне осознанной рефлексии, предусматривает уровень субъектно-субъектных отношений между учителем и учащимся (как равнозначных, взаимонеобходимых участников учебно-воспитательного процесса).

Исходя из названых положений, свои уроки в начальных классах организую на основе конкретного ученического коллектива, его состава, изучаемой проблемы, состояния готовности и уровня субъектного опыта детей по ней.

На уроке каждый ученик ясно видит для себя проблему, оценивает её и находит оптимальные средства решения, аргументирует свой выбор, поэтапно объективно отслеживает результаты, оценивает свой труд, рефлексивно определяет уровень выполнения поставленной на уроке задачи. Дети сами определяют цели и задачи урока, планируют его этапы в виде лесенки поступательного продвижения по вновь изучаемой теме. В ходе эвристической беседы выделяют необходимые компоненты деятельности. Тем самым вырабатывается не только мотивация деятельности, но и адекватно возможностям, выстраивается цепочка действий, позволяющая каждому участнику творческого пути познания достичь своего уровня успеха.

Выстраивание гипотез при погружении в новую тему, решении задач, анализе научно-популярного текста, помогает детям через аргументацию действий и логические цепочки исключать ложные версии и более продуктивно работать самостоятельно, в парах, группах.

В конце урока учащиеся подводят итог, воспроизводя его в обратном порядке, оценивают каждый этап:

– какая цель была поставлена;
– решена ли она;
– верно ли данное решение;
– какие способы достижения были наиболее результативны, а от каких необходимо отказаться;
– что помогло нам дальше продвинуться по теме?

Такой вариант рефлексии помогает видеть не только эффективность избираемых детьми шагов, но и результативность своего труда, динамику развития товарищей по классу, оценить свой успех по шкале:

Рисунок 1–  “отлично работал и усвоил материал” (яркое, весёлое солнце);
Рисунок 2–  “хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы ” (солнце просыпается);
Рисунок 3–  “плохо, результата пока не достиг” (солнышко спит)

Таким образом, в конце урока каждый ученик наполняет домашнее задание личными вариантами, которые следует отработать дополнительно. Те же, кто работал отлично и полностью усвоил новый объём ЗУНов (знаний, умений и навыков) по желанию получают на выбор индивидуальные задания повышенной сложности, по желанию выполняют роль консультантов тех, у кого “солнышко не проснулось”.

Каждый ученик в индивидуальном состоянии поиска, работе в группах, в парах чувствует свою значимость и персональную ответственность в коммуникациях, возникающих в ходе поиска “истины”, в достижениях труда всего коллектива. Такое сочетание реализации в деятельности личностных особенностей, мотивации поведенческих действий и сохранение коллективных начал позволяет растить социально активного гражданина.

Неотъемлемым условием своих уроков считаю свободное общение детей, “проба” организовать себя в учебном процессе без внешнего вмешательства, только на основе собственных мотиваций. Достоинством “вольного поведения” становится овладение умением слушать и слышать друг друга, отсутствие боязни неверного ответа, вывода, ошибки, определённая раскрепощённость в творчестве. Это создаёт комфортную среду и продуктивную деятельность, что, в принципе, и есть сотворчество в самом широком смысле. Отсутствие давления, авторитарных приёмов и методов, искренняя эмоциональность учителя, соучастие в учебном труде позволяют создать для ученика обстановку близкую к идеальной.

Учитель на таком уроке гид в путешествии по миру знаний, “капитан, первый среди равных по званию”, играет роль консультанта, комментатора, иногда судьи-арбитра. Систематически веду тетрадь, в которой составляю диагностическую карту урока, темы, раздела, отслеживаю динамику продвижения учащихся, фиксирую рост мыслительной деятельности. Помечаю, у кого ЗУНы превращаются в УМы (убеждения и мнения), основанные не только на субъектном опыте, но и на теоретических знаниях, которые переводятся в новый субъектный опыт ребёнка, позволяют ему самому “добывать” знания. По итогам каждой четверти реально можно отследить степень обученности каждого, всего класса, проанализировать результаты труда учителя (формула определения СОУ была опубликована в опыте учителей Московской области).

Некоторую напряжённость вызывает постоянное доминирование на уроке эвристических и версионных вариантов работы, смена индивидуальной, групповой деятельности, работы в парах, обеспечивающие функциональные переключения детей. Тем не менее, значительные учительские “трудозатраты” сторицей окупаются результатами детских успехов. Дети быстро формируют свой дружный коллектив, в котором уважительно относятся к успехам и неудачам, где “гении” и “аутсайдеры” – одна семья, где открыт широкий простор творчеству.

Мои воспитанники отличаются большой инициативностью, самостоятельностью и во внеклассных, внешкольных делах, в выборе увлечений. Девочек сдружила книга, они активнейшие читатели районной библиотеки. Мальчики увлекаются рукопашным боем, стараются быть хорошими защитниками. Вместе им не составляет большого труда организовать и разработать утренник, конкурсы, в которых непременно каждый будет участником и попробует свои силы в новом качестве. Это позволяет всем детям выстраивать активную жизненную позицию, быть личностями, достойными уважения.

В качестве примера предлагаю урок послебукварного чтения в 1 классе по теме “Произведения А.Л. БАРТО”.

Урок разработан и проведён в технологии, органично сочетающей в себе достоинства технологии личностно – ориентированного обучения (Серикова – Якиманской) и деятельностного подхода, что позволяет:

– построить структуру урока, основываясь на социальном и прошлом учебном опыте учащихся;
– грамотно выстроить цепочку мотивации учебного труда младших школьников;
– дать возможность на личностном уровне погрузиться в мир новых знаний и проявить себя каждому учащемуся;
– деятельностный тип учебно-воспитательного процесса направить на личность ребёнка, создание атмосферы сотворчества детей, детей и педагога, детей и “учебного материала”.

Урок структурно выдержан по методам формам и приёмам работы, развивающий, способствующий активному участию каждого ученика в получении ЗУНов, наиболее способным для достижений более сложных целей – формирования УМов (убеждений, мнений), позволяющих открыть дорогу к самостоятельному познанию.

Четко просматривается обучающая, развивающая и воспитательная цели, аргументированные действиями и рассуждениями детей.

Необычным является свободное общение на уроке, возможность проявления каждому своего уровня умений, выслушивать друг друга при работе в парах, отсутствие боязни сделать неправильный вывод, ошибиться. Комфортная обстановка делает учебные коммуникации более продуктивными.

Это создает своего рода творческое состояние учащихся на уроке. Со стороны учителя господствуют субъект - субъектные отношения, что раскрепощает детей, раскрывает простор творчеству, фантазии.

Здесь функционально меняется задача учителя. Он становится гидом учащихся при их путешествии в мир знаний. Этому способствует доминирование эвристических методов в сочетании с парными и индивидуальными формами работы отсутствие давления, доброжелательность, внимание к слову, реплике, учебному действию каждого ученика.

Дети сами определяют задачи и цели урока, планируют его по лесенке, рефлексируют по полученным новым знаниям, по нарабатываемым навыкам их приобретения. Для каждого ученика становятся ясным его достижения и его пробелы. Учитель группирует для себя проблемы, над которыми нужно работать с каждым учащимся индивидуально.

Урок имеет целостное восприятие, демонстрирует ранее приобретённые знания, умения, навыки младших школьников, отражает развитие их способностей к самооценке. Несёт хороший заряд воспитательного воздействия – мотивированного учебного труда с анализом его составляющих, выводами.

Тема урока: Творчество Агнии Львовны Барто.

Цели урока: создать условия для раскрытия смысла художественного произведения (бережное отношение к окружающим вещам); формирования представления об особенностях жанра поэзии; развития художественно-эстетической деятельности учащихся.

Задачи: научить выразительно читать стихотворный текст; обогащать лексический запас слов; познакомить с творчеством А.Л. Барто.

Понятия: помощница; жанр поэзия; скороговорка; художественное восприятие произведения; кроссворд;

Оборудование: книги А.Л. Барто; её портрет; кроссворд; любимые игрушки детей; скороговорки.

Тип урока: урок новых знаний

ХОД УРОКА:

  1. Планирование урока.

& Р

 

 

 

[ ]

 

 

o

!

o o o

 

Д.З.

(Оценка)

(Предложение)

(Слово)

(Звук)

1 ст. Работа со звуком.

Какую работу выполняем на этой ступени?

Какая птица принесла нам скороговорки? (Сорока).

Почему? (Она быстро стрекочет, как мы говорим скороговорки).

Сорока зверям принесла скороговорку:

Карл у Клары

Украл кораллы,

Клара у Карла

Украла кларнет.

Белочка спросила:

– Почему именно кораллы, а не бусы? Почему кларнет, а не скрипку, не балалайку? Почему украла, а не подарила? Помогите белочке!

Какой согласный звук повторяется? (к)

Что вы знаете об этом звуке? (Глухой, парный звук?)

РАЗОГРЕВАЕМ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ.

Произносим медленно, затем быстро, выделяя этот звук шепотом, изменяя звук голоса. Произносим друг другу, работая в парах.

2 ст. Работа со словом.

Мы уже с вами работали с кроссвордом. Узнайте секрет предлагаемого мною кроссворда. Определите, угадайте по загадкам как называется стихотворение?

Кроссворд

6
1
2
3
4
5

По горизонтали:

1.

Деревянные сестрички,
Две сестрички – невелички,
Застучали по бокам.
Я ответил: Трам- там- там. ( Барабан)

2.

Летом наедается, зимой отсыпается.
Большущий, толстющий, косолапый, ходит растяпой.
Глаза как щелки, хвост совсем мелкий. (Медведь)

3. По воде идёт, крыльями упирается, водой умывается. (Кораблик)

4.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолет)

5.

Подхожу к нему с вопросом:
– Вы и воду пьете носом? (Слон)
В чем секрет кроссворда? Что вы узнали под №6? (автора стихов об игрушках – А.Л. Барто)

3 ст. Творчество А.Л. Барто

1) РАБОТА С ПОРТРЕТОМ А.Л. БАРТО.

а) Сегодня будем читать произведения, которые написала эта поэтесса.

Посмотрите на её портрет.

Посмотрите на выражения ее лица. Что бросается вам в глаза?

Что почувствовали во взгляде?

Может кто–то знает её имя?

Встречались ли вы с произведениями этой поэтессы?

Как вы считаете, какое отношение у А.Л. Барто к детям? Представьте, что у вас есть возможность встретиться с автором. О чем бы вы хотели спросить?

Есть ли у вас книги А. Барто дома? Читают ли у вас дома её книги?

Любите ли вы произведения этого автора?

б) Ребята выучили стихотворения А.Л. Барто (читают стихи, названия которых оказались в отгадках кроссворда).

А.Л. Барто назвала все эти стихи “Игрушки”? А какие у вас любимые игрушки? Как вы к ним относитесь?

2) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

(Чтение стихотворение “ Зайка”)

Кто хотел бы ещё раз прочитать это стихотворение?

– Что на вас произвело самое сильное впечатление?
– Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями?
– Было ли в произведении что–то такое, что вас огорчило?
– Чем вызваны ваши переживания?

3) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

– Чтение рассказа самими учащимися.
– Беседа о прочитанном.
– Представьте, что мы с вами оказались рядом с этой игрушкой. Закройте глаза, вслушайтесь. Что вы слышите?
– Представьте себя на месте зайки. Что ощущал зайка в своем положении?
– Какие люди так поступают?
- Постарайтесь понять, о чем важном хотел рассказать нам автор своим произведением?

4) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ.

– Перечитайте вслух стихотворение, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.

5) ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

– Прочитайте заголовок стихотворения. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Как вы понимаете слово помощница?

6) ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Чтение стихотворения учителем.

– Что вы испытали, слушая это произведение?
– Кто хотел бы выразить свое отношение?
– Было ли что-то в произведении, что вас удивило?

7) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Какие чувства испытывала Таня? Почему вы так думайте?

– Как развивались события в произведении? Составьте ленту основных событий, сравните с другими.
– Как, по–вашему, характеризует Таню ее поведение? Почему?
– Как вы оцениваете поведение героя? Какие чувства испытывал автор к своему герою? Как он к нему относится?

8) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ.

– Перечитайте вслух стихотворение, постарайтесь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор?
– Что могло послужить поводом для рождения этих произведений?

9) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Возьмите в руки свою любимую игрушку, посмотрите на неё и придумайте историю о ней.

4 ст. Самооценка.

Какое открытие вы сегодня сделали для себя?

Изменилось ли что-нибудь в вас после встречи с произведениями А.Л. Барто?

5 ст. Домашнее задание.

Подумайте, захотелось ли вам прочитать произведение А.Л. Барто, прочитайте своим близким, прочитайте другие произведения этого автора.

6 ст. Рефлексия.

Все ли мы сделали по плану урока?