Коль мир земной пред нашими глазами,
Мы зрители и лицедеи сами.
Уильям Шекспир
Педагогический труд изначально носит творческий, исследовательский характер. В классе учитель встречает тридцать пар глаз, принадлежащих тридцати неповторимым личностям, имеющим свой уникальный личный опыт. Как каждого из них научить не только тому, что требует базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и сформировать нравственные позиции, развивать способности и творческую индивидуальность.
Что подразумевается под понятием “творческая индивидуальность”? В словаре Ожегова С.И. даны такие определения: творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей; индивидуальность – особенность характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого. Как найти современные тенденции развития творческой индивидуальности, которые привели бы к желаемому результату?
Большими возможностями обладает урок литературного чтения как средство воспитания творческой личности. Ярким примером этому может служить обобщающий урок в нестандартной форме – это урок-литературная гостиная “У Лукоморья” по творчеству А.С. Пушкина.
В. Непомнящий говорил: “Взрослые везде находят пищу для размышления, ребёнок – для воображения. Там, где мы стараемся проанализировать, дети видят и чувствуют … Ребёнок не задаётся вопросом, он просто-напросто видит всё, о чём рассказывает ему Пушкин А.С., впитывает в себя всю эту буйную многокрасочность, изощряя своё воображение, пирует на этом пиру фантазии, попутно усваивая то, что может быть, поймёт только с годами. Сейчас он не понимает, а чувствует. И чувствует, возможно, лучше, чем понимаем мы …”.
Чтобы каждый ребёнок проявил фантазию, на уроке была создана ситуация успеха. И нам вместе с детьми пришлось заново открывать чудо поэзии – её удивительную музыкальность, гармонию, её высочайшую мудрость. Осуществлялась эта задумка благодаря интеграции нескольких видов искусств: живописи, музыки, поэзии, театра.
На уроке звучала музыка Камиля Сен–Санса “Лебедь”; Дебюсси “Море”.
Гостиная была оформлена живописными работами детей на прочитанные сказки А.С. Пушкина”.
Задумка состояла в том, чтобы, познакомившись с музыкальным произведением, рассмотрев живопись, вспомнив или прочитав поэзию, через цвет показать своё отношение к персонажу произведения, ощутить образ героя, почувствовать его настроение, увидеть характер. Для каждого ребёнка, - будь то аудиал, визуал или кинестетик, - появляется возможность творческого самовыражения. Дети работали как индивидуально, так и в группах, проявляя себя в поисковой деятельности. Отрывок из сказки, инсценированной одноклассниками, позволил детям узнать и доказать, что у каждого слова есть свой цвет. В итоге, рассмотрев всю палитру образов, характеров героев, их настроение, дети убедились в том, что слово как художественный образ можно передать через музыку, мимику, живопись и наоборот.
Новое прочтение произведений А.С. Пушкина (слово – образ) позволило более эффективно развивать эмоционально-образное восприятие литературного произведения, воспитывать художественный вкус детей, что стало условием создания общей картины мира – целостного восприятия.
Урок литературного чтения, 3 класс.
Тема: “У Лукоморья” (урок–обобщение).
Цели: обобщить знания по теме “Сказки А.С. Пушкина”; воссоздать доступными сценическими средствами поэтичность и народность сказок, динамичность сюжета; развивать эмоционально-образное восприятие литературных произведений; воспитывать художественный вкус; формировать интерес к творчеству поэта.
Оборудование.
Оформление учебного кабинета как гостиной со всеми атрибутами: работы детей-призёров городского конкурса изобразительного творчества в честь дня рождения А.С.Пушкина; расстановка мебели по количеству групп детей; скатерти на столах, цветы в вазах.
Оформление классной доски: смотри приложение.
Пособия: портрет А.С. Пушкина; изображение дуба, деревянное корыто; конверт–задание (цветные лепестки, памятка с планом работы и изображения сказочных персонажей для каждой группы свой и не в цвете: лебедь, орёл, море, рыбка, белка); репродукция с картины М.И. Врубеля “Царевна – лебедь”; книги со сказками; карточка–тест в форме желудя. Кроме того море, морская стихия – это ярко-синяя ткань, закреплённая внизу классной доски и задрапированная как волны.
Материалы: альбомные листы бумаги, клей.
Атрибуты, костюмы сказочных персонажей для инсценировки: учёный кот, старик, старуха, золотая рыбка.
Музыкальное оформление: “Море” Дебюсси, Камиль Сен-Санс “Лебедь”.
Форма урока - нестандартная: гостиная.
Вид деятельности: работа в группах, в парах и индивидуально.
Ход урока
- Вступительная часть.
Сегодня мы с вами собрались в гостиной “У Лукоморья”, чтобы встретиться с волшебной музыкой пушкинских стихов, где живут герои, поражающие воображение, заставляющие думать, мечтать, рассуждать с их весёлым юмором, торжеством добра и справедливости.
А.С. Пушкина знают и любят во многих странах мира. За свою короткую жизнь, 37 лет, он написал столько произведений, что они составили несколько томов. Большая часть из них написана стихами и так живо, интересно, красиво!
II. Основная часть.
Звучит голос сказочника (магнитофонная запись):
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
налево – сказку говорит.
Там чудеса: …
Появляется персонаж
– Кот: "О, я вижу Вы уже собрались в гостиной “У Лукоморья”. А что же такое “Лукоморье”?"Ответы детей.
Обобщение: Да, верно, Лукоморье имеет один корень со словом лук. Посмотрите, какой он кривой, изогнутый (иллюстрация лука), поэтому Лукоморье – это кривой морской берег, морской залив.
Кот: Какие вы молодцы, а вы знаете, что А.С. Пушкин был таким умелым мастером слова, что в своих томах употребил аж 15000 слов, вы в своей речи – 500, а мы, учёные, – 3000!
Учитель: Верно, а ведь в детстве он не знал русского языка, свое первое стихотворение он написал на французском языке в 4 года.
Кот: Я рад, что к вам пришёл, позвольте мне быть гостем у вас.
Учитель: Пожалуйста. Сядьте красиво, прислушайтесь. Вы слышите звук моря? (Звучит музыка Дебюсси “Море”)
Закройте глаза.
Представьте яркое солнце, которое согревает вас своими лучами, легкий ветерок обдувает лицо. Вы смотрите вдаль моря и представляете картины из сказок.
Видите бочку, плывущую по волнам, рядом лебедь с гордо вытянутой шеей, вот и золотая рыбка подплывает к старику.
Одна волна набегает на другую, вы чувствуете свежесть морского ветра, расправляете плечи и открываете глаза.
Картины из сказок вы представляли?
Перечислите названия (открыть названия на доске).
Сегодня в гостиной мы поговорим об этих сказках не только как читатели, но и как юные художники, ведь А.С. Пушкин использовал в своих произведениях целую палитру слов, подобную многообразию красок в природе.
Задание. У Вас на столах лежат рисунки с изображением одного из сказочных персонажей. Найдите отрывок из сказки, в котором представлен ваш персонаж.
Представьте цветовую палитру этого сюжета, изобразите её на альбомном листе с помощью цветных лепестков, которые находятся в конверте.
Выберите одного представителя из группы, который выразительно зачитает отрывок и объяснит выбранную вами цветовую палитру. Пояснение работы дано в памятках. Работаем дружно.
Звонит колокольчик.
Учитель. Без цвета море пустынно, а красавицы – безлики.
Настало время посмотреть, какой цветовой гаммой вы наполнили свой отрывок.
Защита работ: от каждой группы по одному представителю у классной доски с цветовой палитрой в руках на альбомном листе из цветных лепестков доказывают свой выбор, мнение “образ и цвет”.
Обобщение. Посмотрите, только что отрывок из литературного произведения вы наполнили красками. Ваш сказочный персонаж стал ярким, колоритным.
Задание. Но на сказки А.С. Пушкина созданы и музыкальные произведения. Постарайтесь, слушая этот музыкальный отрывок, представить персонаж, воплощенный композитором Камилем Сен-Сансом.
– Звучит музыка. Слушание.
– Беседа: кого Вы представляли?
Ответы детей.
– В каких красках представился вам лебедь?
Обобщение. Художник М.А. Врубель, увлеченный поэтическими образами Пушкина, царевну-лебедь увидел вот такой (показать репродукцию). Бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и грусти. Розоватый свет заката скользит по поверхности белоснежных крыльев, по легкому прозрачному покрывалу и мерцающим драгоценным камням на кокошнике и кольцах царевны.
– Какой словесный образ дал А.С. Пушкин царевне? (Отрывок наизусть). Обсуждение.
Вывод. Вот такая разнообразная палитра красок поэтического слова доказывает гениальность автора, позволяет точнее представить образы сказочных персонажей.
– Как Вы думаете, характер людей можно представить в цвете? Посмотрим инсценировку отрывка из сказки и попытаемся ответить на этот вопрос.
Уважаемый Кот, начните сказку.
Инсценировка из сказки “Сказка о рыбаке и рыбке”.
– Давайте поблагодарим наших исполнителей.
– Обсуждение увиденного: итак, какие качества характера старухи сумел показать в своей сказке А.С. Пушкин
Ответы детей.
– Каким Вы представили старика?
Ответы детей.
Цветовая палитра основных персонажей. Обсуждение в группах (парах). От каждой группы выходит один представитель и защищает с доказательством строками из сказок. Возникает на классной доске цветовая палитра персонажа в виде веера.
– В какой цветовой палитре вы изобразили характер старухи?
– Как такие цвета называются? (Холодная цветовая гамма)
– А характер старика – какие цвета ассоциируются с ним?
– Как такие цвета называются? (Тёплая цветовая гамма).
Вывод. Так значит и характер людей можно представить в цвете.
III. Заключительная часть. Обобщение.
Мы сегодня с вами проделали большую работу, узнали и увидели, как литературные произведения под пером автора могут говорить разнообразной палитрой образов и чувств, услышали, как красками наполняется музыка, и даже побывали художниками, а помогли нам в этом так хорошо знакомые сказки А.С. Пушкина.
4 июля 1998 года праздновалось 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина, а мы до сих пор читаем его сказки, произведения. Как Вы думаете, почему?
Ответы детей.
Я знаю, вы любите сказки, и Александр Сергеевич их очень любил. Он говорил, что “каждая сказка – есть поэма”. А само слово какое красивое! Сказка!... Кажется оно звенит и светится. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир приключений и чудес. Читайте сказки и любите их.
Урок заканчивается, и мне хотелось, чтобы Вы свои впечатления, свое настроение выразили на плодах дуба (карточка–тест в форме жёлудя) и оставили на нашем волшебном, сказочном дереве.
Спасибо за урок.
Литература:
- Антонова Г.А . Навстречу Пушкинскому юбилею – Начальная школа // № 1, 1998.
- Журавлев А.П. Звук и смысл книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. – 2-е изд., М., – Просвещение, 1991.
- Сонина Л.В. Земля предков А.С. Пушкина-Ганнибалов – Начальная школа // № 7, с.3.
- Старк В . “Домик Пушкинской сказки”, С-Петербургские ведомости, 1993, 13 августа.
- Цявловский М.А. “Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина”, Т 1,2. М., – изд-во АН СССР, 1951.