Обучение детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы речь была богатой,
Для красоты познания,
Изо, музыка, театр,
Студия дизайна.

Сроки

Тема

Виды работы

Развитие речи

Сентябрь, III неделя

Одежда

Украшение одежды вышивкой (шитье по проколам, иглой на картоне).

Понимание оттенков значения и проговаривание слов шьет, вышивает, зашивает, штопает.

Название частей одежды: воротник, рукава, манжеты, петля.

Сентябрь, I, II, III неделя

Осень

Заготовка фрагментов для коллажа “Осень” (работа с природным материалом).

Расширение словарного запаса по теме “Осень”.

Октябрь, IV неделя

Мы строим город

Развитие зрительно-пространствен-ного восприятия детей, развитие тонкой моторики рук.

Для коллективной аппликации создаются фрагменты (аппликация совместно с изо-студией).

Заборчик. Предлагается для работы цветные полоски бумаги, цветные палочки (спички) и т.п.

Педагог выстраивает “заборчик” из спичек в определенной последовательности, например, красный, белый, зеленый, красный, белый, зеленый и т.д. или красный, красный, белый, красный, красный, белый и т.д.

  1. Дети рассматривают образец, запоминают, проговаривая.
  2. Педагог закрывает образец, дети воспроизводят “узор” по памяти (не приклеивая).
  3. Открывается образец. Дети сверяют свою работу с образцом.
  4. Приклеивание.

Аналогично можно “посадить” цветы на клумбу, аллею деревьев и т.д.

Вводим в активный словарь детей слова: справа, слева, между, перед, после, за, высокий, низкий и т.п.

Ноябрь, II неделя

Посуда

Создание игры “Склей разбившийся чайник”.

Дети по шаблону обводят чайник, украшают его (например, аппликацией) и разрезают на части в различных направлениях.

Игра передается в группу как разрезные картинки для самостоятельной игры.

Закрепляем слова: носик, ручка, крышка, донышко, слева, справа, сверху, внизу.

Закрепляем названия основных и оттеночных цветов.

Согласование числительных с существительными. Счет: один чайник, два чайника, три…, четыре…, пять чайников.

Декабрь, III, IV неделя

Новогодний праздник

Развитие тонкой моторики рук. Шитье по проколам на картоне. Изготовление елочных украшений.

Согласование прилагательными, местоимений с существительными.

Закрепление в активной речи названий основных и оттеночных цветов.

Мой шар розовый.

Моя груша желтая и т.п.

Январь, II – III неделя

Домашние птицы

Создание коллективной работы “На птичьем дворе” (игра на плотной тканевой основе).

Птицы и птенцы крепятся на плотную ткань с помощью кнопок, крючков, пуговиц, липучек.

Отличительные черты птиц: клюв, перья, крылья. Названия птиц и их птенцов.

Играя с пособием, ребенок, сначала с помощью педагога, потом самостоятельно составляет рассказ:

– Вышла уточка к ручью. Уточка крякает: “кря-кря-кря”, зовет своих утят. Утята услышали мамин голос и прибежали. Утят много: один утенок, два утенка, 3…, 4…, 5 утят.

Март, II – IV неделя

Весна в природе.

Заготовка фрагментов для коллажа “Весна”.

Закрепление в активной речи предлогов: на, в, под, из, к.

Согласование прилагательных с существительными.

Апрель

Транспорт

Создание дидактической игры “Чего не хватает?”

Педагог закрепляет корпус самолета, без крыльев, на пластик (однотонную клеенку и т.п.) Ребенок фломастером (пальцем, обмокнутым в гуашь) дорисовывает крылья.

В дальнейшем краску стирают и пособие снова готово для игры – занятия.

Аналогично: машина – без кабины, без колеса и т.п.

Развитие фразовой речи.Закрепление формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе.

  • У машины нет кабины (самолет без крыльев).
  • Самолет – это воздушный транспорт.
  • Машина – это наземный транспорт.
  • Пароход – это водный транспорт.
  • Мой самолет большой, быстрый, красивый.

Дети логопедической группы занимаются в театральной студии. Руководитель театральной студии, согласовывая работу с логопедом, ставит перед собой следующие задачи: учить использовать выразительные средства - интонацию, мимику, жесты. Совершенствовать все стороны речи. Развивать диалогическую и монологическую речь, учить более точно и распространенно отвечать на вопросы и задавать вопросы. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника. Поощрять содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг. Продолжать обучать навыкам выразительного чтения, рассказывания.

Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, мы пришли к выводу, что для этих детей необходима также индивидуальная работа с педагогом и работа в малых подгруппах, где идет разучивание роли, рассуждение о характере персонажа, его голове, манерах поведения, о подтексте художественного произведения, о причинно-следственных связях.

Также работа ведется над воспитанием личностных качеств (совместно с педагогом-психологом). В спектакле по возможности стараемся дать такую роль ребенку, чтобы застенчивый почувствовал себя в игре героем, агрессивный ребенок – заботился о ком-то, помогал и т.п.

Ведется работа и по закреплению правильного звукопроизношения.