Программные задачи:
- продолжать знакомство с телами неживой природы;
- узнать, почему вода – чудо природы;
- способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды;
- развивать познавательную активность и интересы детей, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;
- развивать логическое мышление, память, исследовательский подход;
- осваивать отдельные способы охраны природы.
Предварительная работа:
- повторить и закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;
- беседы: “Значение воды в жизни человека”, “Уроки Мойдодыра”;
- чтение рассказов: “Подземные воды”, “Гроза”, “Явления природы”, “Вода в природе”;
- рассматривание иллюстраций в альбоме “Вода”, книги “Окошко в твой мир”, “Океан”, в Большой детской энциклопедии;
- заучивание стихотворений: В. Викторова – “Цветок”, С. Маршака “Круглый год”, А. Н. Плещеева – “Сельская песня”.
- загадки: “Белое покрывало всю землю одело”,
“Течет, течет, – не вытечет”.
– пословицы; поговорки:
“Много снега – много хлеба”,
“Берет нос в большой мороз”,
“Чище мойся, воды не бойся”,“Вода с гор потекла – весну принесла”.
- опыты, эксперименты с водой, наблюдения за ростом растений (каким растениям требуется больше воды).
- игры: “Морской бой”, “Ловим рыбку”, “Нырки”.
- целевая прогулка на водоем.
Материал:
- плакат “Круговорот воды в природе”;
- емкости для воды, спиртовка, пробирки;
- сыпучие вещества: соль, сахар, крахмал;
- растительное масло;
- гуашь, кисточки, палитра, мольберт, цветная бумага;
- предметные картинки, ножницы;
- фильтры, воронки, природный материал (речной песок, тряпочки, промокательная бумага).
Ход занятия:
Беседы с детьми: "Круговорот воды в природе". Каким опытом можно доказать, что в природе происходит круговорот воды?
Ответы детей.
Нальём в стакан из тонкого стекла немного воды и поставим его над пламенем спиртовки. Когда вода закипит и над ней начнёт собираться пар, закроем стакан блюдцем, нальём в блюдце холодной воды (кусочки льда). Наблюдаем, что происходит в стакане. На дне блюдца пар будет охлаждаться и превращаться в капли воды. Образовавшиеся капли будут падать вниз в воду.
Что же происходит в стакане?
Вода при нагревании испаряется, пар поднимается вверх, оседает на дне блюдца и капли падают вниз.
Происходит круговорот воды. Подобное явление мы наблюдаем в природе.
Рассмотрим плакат.
Вода с поверхности полей, лесов, рек, морей испаряется и пар поднимается вверх. Высоко над землей холоднее, чем у её поверхности. Там пар охлаждается, из него образуются облака, из облаков тучи. Из туч весной, летом, осенью выпадает дождь, а зимой снег.
Дождь не обязательно выпадает там, где образовались тучи. Ветер гонит тучи над землёй, и там, где капли уже не могут удержаться в воздухе, идёт дождь. Дождевая вода проникает в землю, попадает в ручьи и реки, а из них – в моря. С поверхности морей и суши вода снова испаряется и поднимается в виде пара в воздух. Так из года в год происходит круговорот воды в природе.
Вопросы:
Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега? Что происходит с испарившейся водой?
Каким опытом мы доказали, что в природе происходит круговорот воды?
День и ночь вода из ручьёв течёт в реки, а реки несут её в море. Почему моря не переполняются водой?
Что произошло бы на Земле, если бы вода перестала испаряться?
Ребёнок читает стихотворение В. Викторова "Цветок":
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем? –
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял
И завял.
Сколько бы он на лугу простоял?
Разбираем текст стихотворения вместе с детьми, ищем ответы на поставленные вопросы.
Логическая задача: "У речки".
Воспитатель рассказывает: – Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.
Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?
Делаем вывод: нужно беречь природу. Охранять воду от загрязнения. Если каждый человек будет бросать в речку что захочет, дно засорится, поднимется, а, значит, слой воды в ней уменьшится. В реке живет рыба, растения – они погибнут. Люди берут воду в речке, а если её не станет, то люди тут уже жить не будут.
"Вода–чудо природы".
Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо и не всегда замечает, что одно из них постоянно рядом с нами. Это чудо–вода. Назовите три состояния воды.
Вспомните все 4 времени года.
В каком состоянии или виде бывает вода летом, осенью, зимой, весной?
Везде ли нужна вода? Ответы детей.
Предлагаю самостоятельно провести опыты. Дети проходят в лабораторию, где на столах приготовлено оборудование для опытов. Дети делятся на подгруппы.
Задания:
- Вода–растворитель. Какие вещества растворяются и какие не растворяются в воде?
- Прозрачная и мутная вода. Фильтрование воды, разными способами (промокательная бумага, тряпочки, речной песок, фильтры).
- "Над спиртовкой не горит, в воде не тонет" (льдинки).
- Игра цвета(получить разные оттенки). Вопросы и выводы детей.
Изготовление игрушек из бумаги для игр с водой.
Оригами: (пароход, лодка).
Предлагаю детям провести самооценку.
Итог занятия."Живая и неживая природа".
Программные задачи:
- продолжать знакомство с телами неживой природы;
- учить различать живые и неживые тела природы;
- способствовать расширению и углублению представлений детей о природе посредством элементарных опытов (твердые тела, жидкость, газы);
- развивать познавательную активность и интересы детей, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;
- воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к неживой природе.
Материал:
- предметные карточки, картины;
- для опытов – баночки с водой, камни, деревянные кубики, спиртовка, проволока, лучинка, воздушный шарик, карандаши, полиэтиленовый мешочек;
- фланелеграф, картинки – символы (солнышко, тучка, снежинка) – для самоанализа;
- чайник, плоды шиповника.
Предварительная работа:
- занятия, проведение опытов, наблюдения в группах, на прогулках;
- чтение книг, рассматривание иллюстраций, работа в уголке природы, таблицы наблюдений, игры с водой, песком, ветром, и т.д.
Обогащение словаря:
- “тела”, “газообразный”, “глина”, “шиповник”, “растворитель”, “самоанализ”.
Ход занятия:
I. В своей речи мы употребляем слово “природа”. Мы говорим, она богата, красива и ее нужно беречь, охранять.
Что же мы называем словом “природа”?
Ответы детей.
На земле много гор, равнин, морей, рек, болот и т.д. Везде растут растения, деревья, живут разные животные. Мы видим Солнце, Луну, звезды, чувствуем движение воздуха – ветер.
Горы с их камнями, растениями и животными, моря с их водой, растениями и животными, воздух и все другое, что окружает человека и не сделано им, называют природой.
Предметы, окружающие нас – это тела.
Рассматривание картин.
Ответы детей.
Солнце, луна, камни, вода, дикие животные, растения, человек – это разные тела природы.
Карандаши, книги, дом, автомобиль – это тела, которые сделаны человеком.
Живые тела – дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
Все живые тела вместе – это живая природа.
Песок, камни, глина, воздух, вода – неживые тела. Неживые тела не дышат, не питаются, не размножаются. Их называют неживой природой.
Задание:
- рассмотреть карточки, подумать;
- выложить на фланелеграфе картинки – вверху – живая природа, внизу – неживая.
II. Загадывание загадок (живая и неживая природа).
Чего в гору не вкатить?
В решете не унести
И в руках не удержать? (вода)В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (река)Гуляет в поле, да не конь,
Летит на воле, да не птица. (ветер)Не прядет, не ткет,
А людей одевает. (овца)Под дубочком, под листочком,
Свился, скрючился клубочком. (ёж)
III. Опыты:
Работают все дети индивидуально.
- Твердые тела, жидкости, газы.
- Изменения в неживой природе.
- Вода – жидкость, растворитель.
Твердые тела имеют постоянную форму. Какие тела в природе не имеют своей постоянной формы? Почему?
(Выпаривание воды на огне – пар, превращение в твердое тело – лед).
Какие жидкости вы еще знаете?
Что еще может растворить вода?
(Чай, какао, сухое молоко…)
IV. Мини–фитобар.
Рассматривание чайника. Он сделан из белой глины, его в печи обжигали, покрыли краской, лаком и пустили в продажу. Глиняная посуда дольше сохраняет тепло.
Заваривание чая из шиповника. Какие изменения произошли? Что вы видите? Вода изменила цвет? Имеет запах? Давайте попробуем на вкус.
Дети пьют чай. Чай полезный, с лекарственным содержанием витамина “С”.
V. Самостоятельная работа с глиной (вылепить игрушки по желанию).
По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем, что когда игрушки высохнут, мы будем их раскрашивать в свободное от занятий время.
VI. Итог: самоанализ детей на фланелеграфе с помощью символов (снежинки, тучки, солнышко).