Цели урока.
Образовательная – познакомить учащихся с рядом интересных особенностей правильных многогранников; формировать представления учащихся на наглядном материале; применение формулы Эйлера; научить изготовлению моделей простейших многогранников без применения клея.
Развивающая – развивать умения учащихся работать с наглядными моделями многогранников; развивать наглядно-действенный и наглядно-образный вид мышления.
Воспитательная – формировать: интерес к экспериментальной работе, самостоятельность, аккуратность, стремление к знаниям.
Средства обучения: разноцветные модели многогранников, материал для изготовления моделей тетраэдра, куба: цветной картон, пластилин, палочки для канапе.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Учитель.
- Кто не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты? Этот “треугольник” находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида. Знакомый всем нам с детства треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного. Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство многоугольников. Самым простым многоугольником является треугольник. Но простым – ещё не значит неинтересным. Что мы знаем о треугольнике?
Ученик 1.
Треугольники можно разделить на группы по числу равных сторон:
- равнобедренные треугольники(две равные стороны называют боковыми);
- равносторонние треугольники(все стороны равны);
- разносторонние треугольники(равных сторон нет).
Ученик 2.
Треугольники можно разделить на группы в зависимости от градусной меры углов:
- остроугольный треугольник (все углы острые);
- прямоугольный треугольник (есть прямой угол);
- тупоугольный треугольник (есть тупой угол).
Учитель.
- Равносторонние треугольники ещё называют правильными треугольниками. Треугольники, соединяясь друг с другом могут образовывать другие фигуры. Например: шесть правильных треугольников, имеющих общую вершину, образуют правильный шестиугольник. Шестиугольник, как и сам треугольник, плоская фигура. Давайте попробуем решить одну задачу. У вас на партах имеется шесть палочек одной длины. Сложите эти палочки так, чтобы образовалось четыре треугольника(сторона каждого треугольника должна быть равной длине палочки).
Учащиеся выполняют задания с помощью палочек и пластилина. Дается время на самостоятельную работу, а учитель контролирует деятельность учащихся.
Учитель.
- Итак, посмотрим, что же получилось?
Учащиеся демонстрируют фигурку, которая у них получилась (рис.N1).
Ученик.
- Получилась объемная фигура, состоящая из четырех правильных треугольников.
Учитель.
- Верно. И эта фигура называется пирамидой, боковые грани – три треугольника, опираются на четвертый. С какими пирамидами вы знакомы из истории?
Ученик.
- Египетские пирамиды - это четырехугольные пирамиды.
Учитель.
- В зависимости от того, какой многоугольник лежит в основании, пирамиды бывают: четырехугольные, пятиугольные и т.д. Гранями любой пирамиды являются треугольники. Треугольная пирамида имеет ещё одно название – тетраэдр, т.е. четырехгранник (“тетра” - четыре, “эдр” - грань). Пирамида – “жесткое” геометрическое тело, т.е. его нельзя изменить, не сломав. Существуют и другие правильные многогранники:
Октаэдр (восьмигранник);
Додекаэдр (двенадцатигранник);
Икосаэдр (двадцатигранник).
Названия фигур написаны на доске. Учитель демонстрирует разноцветные модели этих правильных многогранников.
Учитель.
- Элементами многогранников являются вершина, ребра и грани. Сейчас каждая группа получит по многограннику. Ваша задача подсчитать число вершин, граней, ребер и заполнить следующую таблицу:
Правильные |
Вершины |
Грани |
Ребра |
В+Г-Р |
---|---|---|---|---|
Тетраэдр |
с | с | с | с |
Куб |
с | с | с | с |
Октаэдр |
с | с | с | с |
Додекаэдр |
с | с | с | с |
икосаэдр |
с | с | с | с |
Учащиеся после подсчетов заполняют таблицу. Учитель во время этой работы предлагает заполнить последнюю колонку. Выполнив подсчет, учащиеся делают вывод: для всех многогранников получился один и тот же результат – 2.
Учитель.
- Совершенно верно, а доказал это удивительное соотношение один из величайших математиков Леонард Эйлер, поэтому формула названа его именем: формула Эйлера. Этот гениальный ученый, родившийся в Швейцарии, почти всю жизнь прожил в России, и мы с полным основанием и гордостью можем считать его своим соотечественником. Что ещё удивительного вы заметили, выполняя эту работу?
Ученик.
- У каждого многогранника все грани – правильные многоугольники, в каждой вершине одного многоугольника сходится одно и тоже число ребер.
Учитель.
- На уроках вы уже изготавливали куб и тетраэдр по их разверткам, но там вы применяли склеивание граней. Сегодня мы изготовим модели простейших многогранников без склеивания элементов фигур. Перед вами лежит цветной картон. Изготовим две полоски шириной 4 см как показано на рис.N2. Согните и разогните каждую из полосок по пунктирным линиям, чтобы образовались сгибы. Наложите цветную полоску на белую. Сложите из белой тетраэдр так, чтобы цветной треугольник оказался внутри него, а затем оберните цветной полоской две грани тетраэдра и оставшийся треугольник вставьте в щель между двумя белыми треугольниками.
Учащиеся самостоятельно выполняют это задание. В результате должен получится тетраэдр. Учитель помогает учащимся справиться с затруднительными моментами, но получить объемный многогранник они должны самостоятельно, догадавшись как складывать полоски. Для того чтобы задание было выполнено правильно, учащиеся должны всё делать точно и аккуратно.
Учитель.
- А теперь выполним более сложную задачу. Попробуем выполнить плетение куба из трёх полосок разного цвета, разделённых на пять квадратов. У вас заготовлены эти полоски. Сложите любую полоску. Оберните её полоской второго цвета. Догадайтесь, каким образом это сделать. Что получилось?
Ученик.
- Мы получили куб, у которого передняя и задние грани одного цвета, а остальные другого.
Учитель.
- Хорошо. Продолжайте дальше. Третью полоску пропустите сзади куба в щель между полосками разного цвета, согните, и конечные квадраты также пропустите в щель между передней гранью и плоской гранью другого цвета. Итак, работа закончена. Давайте посмотрим, что вышло у вас. Попробуйте описать получившийся куб.
Ученик.
- Если полоски разного цвета, то у получающегося куба противоположные грани одинакового цвета.
- Этот куб интересен тем, что любые две полоски не зацеплены одна с другой, а все три зацеплены.
Учащиеся высказывают свои подлинные закономерности. Учитель оценивает выборочно модели учащихся.
Учитель.
- Существует другой способ плетения куба из таких же полосок. При этом каждые две полоски оказываются зацепленными, а одинаково окрашенными будут пары соседних граней. Дома попробуйте найти этот второй способ плетения куба, сделайте его и принесите его на урок. И ещё одно задание будет у вас на дом. Дополните полученный в начале урока тетраэдр до октаэдра, додекаэдра и икосаэдра.
III. Этап информации о домашнем задании и подведение итогов. Заключительный момент.
Учитель.
- Ребята, подведём итоги урока. Что нового вы сегодня узнали, чему научились? Где можно использовать приобретенные навыки?
Ученик.
- Сегодня на уроке мы научились изготавливать модели простейших многогранников без склеивания граней. Познакомились с формулой Эйлера.
- Форма правильных многогранников – образец совершенства. Поэтому ими можно украсить новогоднюю красавицу на Новый год. Научить младших сестер и братьев их изготовлению.
- Многогранники можно приспособить как подставку для карандашей, салфеток, шкатулок. Их можно украсить бисером, стеклярусами и получится хороший подарок для мамы и бабушки на 8 Марта.
Учитель.
- Надеюсь, что полученные на этом уроке знания и навыки пригодятся вам в дальнейшем обучении и в жизни. А урок я хотела бы закончить отрывком из стихотворения А.С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещеннья дух
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадокса друг.