Профильное обучение в старшей школе определено Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования.
В 2001-2002 учебном году в Усть-Эгитуйской школе осуществлялось профильное обучение по двум направлениям – это гуманитарно-педагогический профиль и образовательный с аграрным уклоном. В этом же году два профильных класса были включены в экспериментальные классы. Нами были выполнены диагностические контрольные работы (2 работы в 10-м классе и 2 работы в 11-м классе). В общеобразовательном классе математика велась по пятичасовой программе по учебнику А.Г.Мордковича и один час – выбор предмета по факультативному курсу. Для реализации профильного обучения были составлены учебные планы с учетом выбора предметов учащимися старших классов. Профилизация предполагает существенные изменения в структуре учебного плана и содержания обучения. Также на базе нашей школы созданы и действуют учебно-консультационные пункты Бурятского республиканского педагогического колледжа и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Основные задачи УПК: систематизация знаний, умений и навыков, диагностика, организация профориентационной работы с целью дальнейшего самоопределения. Преподаватели БРПК и БГСХА проводят сессионные занятия на базе школы, оказывают научно-методическую помощь в разработке программ, пособий, проводят текущий, рубежный и итоговый контроль.
Так как профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, то новая педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации обучения позволяет вести эту работу и в обычных классах с традиционным составом учащихся, без разделения их на потоки и группы. Использование этой технологии позволяет повысить положительную мотивацию учения детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.
Для эффективного внедрения метода использую:
- открытые листы обязательных результатов;
- дидактический раздаточный материал;
- методическое руководство и рекомендации.
Положительные результаты уровневой дифференциации:
- практически все учащиеся осваивают базовый уровень знаний, отсюда повышается общий уровень успеваемости и познавательный интерес учащихся;
- система проверочных работ и зачетов допускает несколько попыток сдачи пройденного материала по мере его активного усвоения. Это приводит к исчезновению страха перед контрольными и зачетами;
- коллективное повторение материала темы перед зачетом способствует эффективному закреплению материала.
Основная цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.
Ключевым элементом этой технологии обучения являются тематические зачеты, представляющие одну из возможных форм осуществления контроля за усвоением материала, в условиях уровневой дифференциации.
На стенде, перед началом изучения темы, вывешиваю задания на зачет. Перед зачетом провожу самостоятельную работу по карточкам. К дополнительной части задания переходят учащиеся после того, как получат оценку «зачет».
Для создания необходимых условий развития личности, наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся необходимы дифференциация и гуманизация.
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.
С социальной точки зрения, цель дифференциации – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития, стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимосвязях с социумом.
С дидактической точки зрения, цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Существует две формы дифференциации:
Внутренняя (внутриклассная, внутригрупповая) – совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей детей, на основе выделения разных уровней усвоения знаний, при овладении всеми школьниками обязательным базовым уровнем подготовки.
Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных способностей учащихся. С этой целью обычно варьируют темы изучения материала, дифференцируют учебные задания, обеспечивают возможность выбора разных видов деятельности, меняют характер и дозировку помощи со стороны учителя. При этом возможны: фронтальная работа на различных уровнях; внутриклассное деление учащихся на группы (постоянные, мобильные); работа в парах (постоянные и сменного состава); коллективная работа.
Особенность, внутренней дифференциации на современном этапе является направленность внимания не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться, как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся ( дифференцированный подход на основе психолого-педагогической диагностики и мониторинга), так и в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
– Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, темпа продвижения в изучении учебного материала, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.
Виды занятий и группы учащихся. | Основание дифференциации. | Формы дифференциации. |
Традиционная классно-урочная система. | Случайные признаки. | Индивидуальный подход, уровневая дифференциация. |
Факультативные занятия | Интересы и склонности. | Гибкая (эллективная) дифференциация. |
Профильные классы | Интересы и склонности к проектн. профессии. | Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация. |
Классы с углубленным изучением предмета | Интересы и склонности к проект. проф. и учебные успехи | Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация |
Индивидуальные занятия с одаренными детьми и отстающими | Интересы, учебные успехи, способности | Индивидуализация |
В 10-11-х классах применяла развивающий цикл уроков, следующих друг за другом:
- Уроки общего разбора темы (уроки лекции);
- Комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащегося (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти);
- Уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);
- Уроки-практикумы.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому организую уровневые дифференцированные работы учащегося на уроке, на всех его этапах: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Выделяются три типа дифференцированных программ А, В, С, разной степени сложности. Дифференцированные программы предусматривают два аспекта:
- обеспечение определенного уровня овладения ЗУН ( от репродуктивного до творческого).
- обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении ( от постоянной помощи учителя- работа по образцу, инструктаже и т. д. - до полной самостоятельности).
Программа «А» - как базовый стандарт.
Программа «В» - овладение учащегося умениями, навыками. Дополнительные сведения расширяют материал первого уровня.
Программа «С» - поднимает учащегося на уровень осознанного творческого применения знаний.
Три варианта дидактического материала для самостоятельных работ и практических заданий.
- «А» - соответствие обязательным результатам,
- «В» -включает дополнительные задачи и упражнения из учебника,
- «С»- задания из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор самому ученику.
В результате профильного обучения в условиях эксперимента с использованием педагогической технологии (дифференцированного обучения ) 2002-2003 учебный год закончили 15 учащихся: из них 11 учащихся поступили в высшие учебные заведения (Восточно-Сибирский государственный технологический университет- 2 чел., Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства - 2чел., Бурятская государственная сельскохозяйственная академия – 6 чел., Бурятский государственный университет – 1 чел.), 4 ученика – средние специальные учебные заведения (Читинское медицинское училище, Бурятский республиканский педагогический колледж, ГПТУ).