Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения

Разделы: Математика, Технология, Общепедагогические технологии


Профильное обучение в старшей школе определено Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования.

В 2001-2002 учебном году в Усть-Эгитуйской школе осуществлялось профильное обучение по двум направлениям – это гуманитарно-педагогический профиль и образовательный с аграрным уклоном. В этом же году два профильных класса были включены в экспериментальные классы. Нами были выполнены диагностические контрольные работы (2 работы в 10-м классе и 2 работы в 11-м классе). В общеобразовательном классе математика велась по пятичасовой программе по учебнику А.Г.Мордковича и один час – выбор предмета по факультативному курсу. Для реализации профильного обучения были составлены учебные планы с учетом выбора предметов учащимися старших классов. Профилизация предполагает существенные изменения в структуре учебного плана и содержания обучения. Также на базе нашей школы созданы и действуют учебно-консультационные пункты Бурятского республиканского педагогического колледжа и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Основные задачи УПК: систематизация знаний, умений и навыков, диагностика, организация профориентационной работы с целью дальнейшего самоопределения. Преподаватели БРПК и БГСХА проводят сессионные занятия на базе школы, оказывают научно-методическую помощь в разработке программ, пособий, проводят текущий, рубежный и итоговый контроль.

Так как профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, то новая педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации обучения позволяет вести эту работу и в обычных классах с традиционным составом учащихся, без разделения их на потоки и группы. Использование этой технологии позволяет повысить положительную мотивацию учения детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.

Для эффективного внедрения метода использую:

  • открытые листы обязательных результатов;
  • дидактический раздаточный материал;
  • методическое руководство и рекомендации.

Положительные результаты уровневой дифференциации:

  • практически все учащиеся осваивают базовый уровень знаний, отсюда повышается общий уровень успеваемости и познавательный интерес учащихся;
  • система проверочных работ и зачетов допускает несколько попыток сдачи пройденного материала по мере его активного усвоения. Это приводит к исчезновению страха перед контрольными и зачетами;
  • коллективное повторение материала темы перед зачетом способствует эффективному закреплению материала.

Основная цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.

Ключевым элементом этой технологии обучения являются тематические зачеты, представляющие одну из возможных форм осуществления контроля за усвоением материала, в условиях уровневой дифференциации.

На стенде, перед началом изучения темы, вывешиваю задания на зачет. Перед зачетом провожу самостоятельную работу по карточкам. К дополнительной части задания переходят учащиеся после того, как получат оценку «зачет».

Для создания необходимых условий  развития личности, наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся необходимы дифференциация и гуманизация.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.

С социальной точки зрения, цель дифференциации – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития, стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимосвязях с социумом.

С дидактической точки зрения, цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Существует две формы дифференциации:

Внутренняя (внутриклассная, внутригрупповая) – совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей детей, на основе выделения разных уровней усвоения знаний, при овладении всеми школьниками обязательным базовым уровнем подготовки.

Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных способностей учащихся. С этой целью обычно варьируют темы изучения материала, дифференцируют учебные задания, обеспечивают возможность выбора разных видов деятельности, меняют характер и дозировку помощи со стороны учителя. При этом возможны: фронтальная работа на различных уровнях; внутриклассное деление учащихся на группы (постоянные, мобильные); работа в парах (постоянные и сменного состава); коллективная работа.

Особенность, внутренней дифференциации на современном этапе является направленность внимания не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.

Внутренняя дифференциация может осуществляться, как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся ( дифференцированный подход на основе психолого-педагогической диагностики и мониторинга), так и в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

– Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, темпа продвижения в изучении учебного материала, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

Виды занятий и группы учащихся. Основание дифференциации. Формы дифференциации.
Традиционная классно-урочная система. Случайные признаки. Индивидуальный подход, уровневая дифференциация.
Факультативные занятия Интересы и склонности. Гибкая (эллективная) дифференциация.
Профильные классы Интересы и склонности к проектн. профессии. Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация.
Классы с углубленным изучением предмета Интересы и склонности к проект. проф. и учебные успехи Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация
Индивидуальные занятия с одаренными детьми и отстающими Интересы, учебные успехи, способности Индивидуализация

В 10-11-х классах применяла развивающий цикл уроков, следующих друг за другом:

  1. Уроки общего разбора темы (уроки лекции);
  2. Комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащегося (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти);
  3. Уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);
  4. Уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому организую уровневые дифференцированные работы учащегося на уроке, на всех его этапах: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяются три типа дифференцированных программ А, В, С, разной степени сложности. Дифференцированные программы предусматривают два аспекта:

  • обеспечение определенного уровня овладения ЗУН ( от репродуктивного до творческого).
  • обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении ( от постоянной помощи учителя- работа по образцу, инструктаже и т. д. - до полной самостоятельности).

Программа «А» - как базовый стандарт.

Программа «В» - овладение учащегося умениями, навыками. Дополнительные сведения расширяют материал первого уровня.

Программа «С» - поднимает учащегося на уровень осознанного творческого применения знаний.

Три варианта дидактического материала для самостоятельных работ и практических заданий.

  • «А» - соответствие обязательным результатам,
  • «В» -включает дополнительные задачи и упражнения из учебника,
  • «С»- задания из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор самому ученику.

В результате профильного обучения в условиях эксперимента с использованием педагогической технологии (дифференцированного обучения )   2002-2003 учебный год закончили 15 учащихся: из них 11 учащихся поступили в высшие учебные заведения (Восточно-Сибирский государственный технологический университет- 2 чел., Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства - 2чел., Бурятская государственная сельскохозяйственная академия – 6 чел., Бурятский государственный университет – 1 чел.), 4 ученика – средние специальные учебные заведения (Читинское медицинское училище, Бурятский республиканский педагогический колледж, ГПТУ).