Открытый урок "Лист — боковой орган побега. Внешнее строение листа"

Разделы: Биология


Цель: Сформировать понятие о внешнем строении листа.

Задачи:

  1. Сформировать знания о листе как важной боковой части побега.
  2. Познакомить с особенностями внешнего строения листа.
  3. Сформировать умение распознавать простые и сложные листья, их жилкование, положение на побеге.
  4. Продолжить формировать навыки работы с цифровым микроскопом.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. Мультимедийный процессор
  2. Проекционный экран.
  3. Диск с презентацией урока.

Раздаточный материал:

  1. Цифровой микроскоп Digital Blue.
  2. Чашка Петри № 1 с листом герани или листом хризантемы (можно использовать любые листья из имеющихся в классе).
  3. Инструктивная карточка № 1.
  4. Чашка Петри № 2 с листьями традесканции, бальзамина, хлорофитума.
  5. Инструктивная карточка № 2
  6. Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход урока:

Учитель: Сегодня нам с вами предстоит изучить еще один орган побега – лист. Главными особенностями листа является его плоская форма, зеленый цвет и боковое положение на побеге, т.е. он всегда располагается в узлах на стебле. Давайте посмотрим на рисунок, составим и запишем его определение.

Рисунок 1

Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?

Ученики: Лист это плоский зеленый боковой орган побега.

Учитель: Очень хорошо. Давайте запишем это определение в тетрадь. (Ученики записывают определение.) Теперь давайте познакомимся с внешним строением листа. 

Рисунок 2

Однако не у всех листьев можно выделить все 4 части. Давайте посмотрим следующий рисунок и определим, каких частей не хватает у представленных листьев.

Рисунок 3

Ученики: На рис. 1 нет черешка и прилистников. На рис.2 нет прилистников.

Учитель: Очень хорошо. Давайте теперь на практике проверим то, как вы запомнили части листа. Для этого выполним небольшую лабораторную работу. Возьмите инструктивную карточку № 1 и чашку Петри № 1 с образцом.

Инструктивная карточка № 1.

  1. Запустите программу Digital Blue, используя иконку на Рабочем столе.
  2. На предметный столик цифрового микроскопа поместите предложенный лист. Установите увеличение 10* и рассмотрите лист.
  3. Сделайте фотографию. Для этого нажмите на значок “фотоаппарат” внизу экрана.
  4. Перейдите в коллекцию рисунков, нажав на стрелку в левом углу экрана.
  5. Выберите сделанную вами фотографию, выделите ее и перейдите в редактор Paint.
  6. В редакторе Paint сделайте подписи частей листа, используя для этого кнопку А.
  7. Сохраните рисунок в вашей папке для демонстрации учителю. Для этого выберите команду export и укажите в появившемся окне название файла “Строение листа”.

Пример оформления лабораторной работы.

Рисунок 4

Рисунок 5

Учитель: Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству листовых пластинок.

Лист имеющий одну листовую пластинку называется простой, а несколько листовых пластинок – сложный.

Рисунок 6

Сложные листья можно классифицировать по числу листовых пластинок. Посмотрим на следующий слайд.

Рисунок 7

Теперь давайте запишем в тетради схему.

Рисунок 8

Учитель: Если внимательно рассмотреть листовую пластинку, то мы увидим на ней четко выраженные жилки. В них находятся проводящие сосуды, по которым из корня поднимается вода с минеральными веществами, а от листа к другим органам движутся растворы органических веществ. Расположение жилок на листе называется жилкование. 

Рисунок 9

Учитель: Жилки на листьях разных растений располагается по-разному. Ученые выделяют три типа жилкования: сетчатое, параллельное и дуговое. 

Рисунок 10

Учитель: Чтобы закрепить знания о типах жилкования давайте выполним лабораторную работу. Возьмите инструктивные карточки № 2 и чашку Петри № 2 и приступим к выполнению работы.

Инструктивная карточка № 2.

  1. Запустите программу Digital Blue, используя иконку на Рабочем столе.

  2. Рассмотрите предложенные вам листья при увеличении 10*, используя верхний или нижний свет (кнопка с изображением лампочки).

  3. Сделайте по одной наиболее удачной фотографии каждого предложенного вам листа.
  4. Перейдите в коллекцию рисунков, нажав стрелку в левом нижнем углу экрана.
  5. Выберите первую сделанную вами фотографию.
  6. Перейдите в редактор Paint и подпишите тип жилкования у данного листа. Используйте для этого кнопку А.
  7. Сохраните рисунок в вашей папке, использую команду export, назвав файл, так же как и тип жилкования.
  8. Проделайте с рисунками № 2 и № 3 операции, начиная с пункта 5.

Результат работы представлен на рисунках. 

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Учитель просит одного из учеников ознакомить одноклассников с результатами работы. Для этого файлы с его работой демонстрируются на экран с помощью мультимедийного проектора, а ученик объясняет, какие типы жилкования выбрал и почему.

Закрепление.

  1. Назовите части листа, представленного на рисунке.
  2. Среди представленных листьев выберите номера простых листьев. (Ученики поднимают карточки с цифрами соответствующие номерам простых листьев.)
  3. Среди представленных листьев выберите номера сложных листьев. (Ученики поднимают карточки с цифрами соответствующие номерам сложных листьев.)

К следующему уроку учитель проверяет файлы с лабораторными работами учеников, выставляет им оценки и распечатывает правильно выполненные работы. На следующем уроке он раздает работы учащимся, и ученики вклеивают данные рисунки к себе в тетради.

Рисунок 14

Рисунок 15