Цель: Сформировать понятие о внешнем строении листа.
Задачи:
- Сформировать знания о листе как важной боковой части побега.
- Познакомить с особенностями внешнего строения листа.
- Сформировать умение распознавать простые и сложные листья, их жилкование, положение на побеге.
- Продолжить формировать навыки работы с цифровым микроскопом.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- Мультимедийный процессор
- Проекционный экран.
- Диск с презентацией урока.
Раздаточный материал:
- Цифровой микроскоп Digital Blue.
- Чашка Петри № 1 с листом герани или листом хризантемы (можно использовать любые листья из имеющихся в классе).
- Инструктивная карточка № 1.
- Чашка Петри № 2 с листьями традесканции, бальзамина, хлорофитума.
- Инструктивная карточка № 2
- Карточки с цифрами от 1 до 10.
Ход урока:
Учитель: Сегодня нам с вами предстоит изучить еще один орган побега – лист. Главными особенностями листа является его плоская форма, зеленый цвет и боковое положение на побеге, т.е. он всегда располагается в узлах на стебле. Давайте посмотрим на рисунок, составим и запишем его определение.
Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?
Ученики: Лист это плоский зеленый боковой орган побега.
Учитель: Очень хорошо. Давайте запишем это определение в тетрадь. (Ученики записывают определение.) Теперь давайте познакомимся с внешним строением листа.
Однако не у всех листьев можно выделить все 4 части. Давайте посмотрим следующий рисунок и определим, каких частей не хватает у представленных листьев.
Ученики: На рис. 1 нет черешка и прилистников. На рис.2 нет прилистников.
Учитель: Очень хорошо. Давайте теперь на практике проверим то, как вы запомнили части листа. Для этого выполним небольшую лабораторную работу. Возьмите инструктивную карточку № 1 и чашку Петри № 1 с образцом.
Инструктивная карточка № 1.
- Запустите программу Digital Blue, используя иконку на Рабочем столе.
- На предметный столик цифрового микроскопа поместите предложенный лист. Установите увеличение 10* и рассмотрите лист.
- Сделайте фотографию. Для этого нажмите на значок “фотоаппарат” внизу экрана.
- Перейдите в коллекцию рисунков, нажав на стрелку в левом углу экрана.
- Выберите сделанную вами фотографию, выделите ее и перейдите в редактор Paint.
- В редакторе Paint сделайте подписи частей листа, используя для этого кнопку А.
- Сохраните рисунок в вашей папке для демонстрации учителю. Для этого выберите команду export и укажите в появившемся окне название файла “Строение листа”.
Пример оформления лабораторной работы.
Учитель: Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству листовых пластинок.
Лист имеющий одну листовую пластинку называется простой, а несколько листовых пластинок – сложный.
Сложные листья можно классифицировать по числу листовых пластинок. Посмотрим на следующий слайд.
Теперь давайте запишем в тетради схему.
Учитель: Если внимательно рассмотреть листовую пластинку, то мы увидим на ней четко выраженные жилки. В них находятся проводящие сосуды, по которым из корня поднимается вода с минеральными веществами, а от листа к другим органам движутся растворы органических веществ. Расположение жилок на листе называется жилкование.
Учитель: Жилки на листьях разных растений располагается по-разному. Ученые выделяют три типа жилкования: сетчатое, параллельное и дуговое.
Учитель: Чтобы закрепить знания о типах жилкования давайте выполним лабораторную работу. Возьмите инструктивные карточки № 2 и чашку Петри № 2 и приступим к выполнению работы.
Инструктивная карточка № 2.
Запустите программу Digital Blue, используя иконку на Рабочем столе.
Рассмотрите предложенные вам листья при увеличении 10*, используя верхний или нижний свет (кнопка с изображением лампочки).
- Сделайте по одной наиболее удачной фотографии каждого предложенного вам листа.
- Перейдите в коллекцию рисунков, нажав стрелку в левом нижнем углу экрана.
- Выберите первую сделанную вами фотографию.
- Перейдите в редактор Paint и подпишите тип жилкования у данного листа. Используйте для этого кнопку А.
- Сохраните рисунок в вашей папке, использую команду export, назвав файл, так же как и тип жилкования.
- Проделайте с рисунками № 2 и № 3 операции, начиная с пункта 5.
Результат работы представлен на рисунках.
Учитель просит одного из учеников ознакомить одноклассников с результатами работы. Для этого файлы с его работой демонстрируются на экран с помощью мультимедийного проектора, а ученик объясняет, какие типы жилкования выбрал и почему.
Закрепление.
- Назовите части листа, представленного на рисунке.
- Среди представленных листьев выберите номера простых листьев. (Ученики поднимают карточки с цифрами соответствующие номерам простых листьев.)
- Среди представленных листьев выберите номера сложных листьев. (Ученики поднимают карточки с цифрами соответствующие номерам сложных листьев.)
К следующему уроку учитель проверяет файлы с лабораторными работами учеников, выставляет им оценки и распечатывает правильно выполненные работы. На следующем уроке он раздает работы учащимся, и ученики вклеивают данные рисунки к себе в тетради.