Цели урока:
1) Обучающая: закрепить навык решения нестандартных уравнений способом
а) сравнение областей изменения функций
б) применения теоремы о единственности общей точки возрастающей и убывающей функций
2) Развивающая: продолжить развитие умения сопоставить факты, способность переводить теоретические знания в практические навыки.
3) Воспитательная: способствовать закреплению навыков четкого оформления решений задач.
I. Определить способ решения уравнения и обосновать выбор этого способа.
Уравнения, записаные на доске: а) x2 + 1 = Cos x
б) 2/x/ = 1 - x2
в) 2x =3 – x
г)
д) /x – 1/ + /x + 1/ = 2Sin(px)
е) logx = 1 – x |
Вопросы,
задаваемые по ходу рассуждений: а) Что общего у этих уравнений? б) На какие две группы можно разделить эти уравнения? I – а,б,г,д II – в,е в) На чем основано решение уравнений группы I? E(f(x) = (a,b]) E(g(x) = (b,d]) Следовательно, эти уравнения имеют решение лишь в том случае, когда имеет решение система уравнений: группа II f(x) – функция возрастающая, g(x) – убывающая, следовательно уравнение имеет решение x = x0 и оно будет единственным, если графики этих функций пересекаются в точке х0. Каким образом можно еще решить эти уравнения? (Построим графики этих функций) |
II. Самостоятельное решение уравнений с последующей проверкой.
а) 4х – 2х(12 – 2х) + 32 – 8х = 0
сделаем замену переменной:
2х = t; t > 0
t2 – t(12 – 2х) + 32 – 8х = 0
= (6 - x)2 – (32 – 8х) = x2 – 4x + 4 = (x - 2)2
2x = 6 – x ? (x – 2)
2x = 4
x = 2
2x = 8 – 2x
x = 2
Т.к. у = 2х функция возростающая, а y = 8 – 2х функция убывающая и х = 2 их единственная общая точка.
б) 2logх + хlogх + 4х – 32 =0
а) К решению какого уравнения можно свести заданное уравнение? (Ответ: квадратное относительно t)
Пусть log х = t,
тогда 2t2 + xt + 4x – 32 = 0
D = x2 - 4· 2(4x - 32) = x2 – 32x + 256 = (x - 16)2
t1,2 =
t1 = = -4
t2 = = 4 -
(возвращаясь к замене t = logх имеем: log х = -4 => х = ; log х = 4 - )
Т.к. y = log х – функция возрастающая, а y = 4 - х функция убывающая, то они могут иметь один корень х = 4. (Получить х = 4 можно и с помощью подбора)
в) arccos = (1 - );
(При решении этого уравнения используется ограниченность области изменения функции y = arccosx)
О.Д.З.:
1 =>
- х ( - ? ; -1 ] [ 1 ; + ? )
Т.к. (arccos) = [ 0 ; p ], то ( ( 1 - )) = [ 0 ; p ] =>
решая эту систему мы получаем:
х[-1;1]
учитывая О.Д.З.: получаем, что корнями уравнения могут быть х = -1 и х = 1.
Выполним проверку:
а) х = -1; arccos(-1) =
p = · 2 (верно) => x = -1 является корнем уравнения.
б) х = 1 arccos1 =
0 = 0 (верно) => x = 1 является корнем уравнения.
г) (5 + )(2 - Sinx) = 7 + Cos2y
(Это уравнениес двумя переменными решается так же как и уравнение
f(x) = g(x) путем сравнения областей изменения левой и правой части)
E (Sin2x) = (0;1]
E (5 + ) = [8;+)
E (2 - Sinx) = [1;2)
E ((5 + )(2 - Sinx)) = [8;+ )
E (7 + Cos2y) = [6;8] => это уравнение может иметь решение, если имеет решение система:
т.е.
(n,k z)
Задание на дом:
Решить уравнения:
- (Cos4x – Cos2x)2 = Sin3x + 5
- Cosp x + x2 – 6x + 10 = 0
- Cosx · Cos5x · Cos9x = 1
- + = x – x2 – 1,25