Тема. Путешествие в область научной и художественной литературы
Цели
- Сформировать понятие научной и художественной литературы, их различие.
- Развить умение различать специфику художественного текста от научного.
- Ввести в мир человеческих отношений, сформировать бережное отношение к природе.
Оборудование
- Произведения Дж. Родари: «Для чего нужны слезы», «Отчего идет дождь», Т. Белозеров «Лесной плакунчик», выставка книг Т. Белозерова, экологическая сказка «Путешествие Капельки», карта страны Литературы, почетные грамоты, сладкие призы, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы, целей урока
- Прочитайте тему урока.
- Сегодня мы продолжим свой путь по дороге открытий. Из области искусства через мост сравнения мы должны попасть в область научной литературы, где живут и трудятся ученые-теоретики и практики (учитель сопровождает свои слова показом на карте страны Литературы). А чтобы нам не заблудиться, познакомимся со следующими данными на с. 77.
- Во время путешествия мы должны провести научные исследования в сравнении художественного и научного текстов. Самым активным исследователям будет присвоено почетное звание «Ученый» и вручена медаль (шоколадная).
- Итак, кого мы называем ученым – теоретиком?
- Ученым – практиком?
- А поэтом?
2. Беседа
- Наш земляк, омич Тимофей Максимович Белозеров был прекрасным поэтом. Он обладал счастливой способностью - всюду находить, слышать и открывать удивительную музыку волшебного мира – мира поэзии. А удавалась ему это потому, что Тимофей Максимович ощущал себя частью сибирской природы.
- Сегодня на нашей выставке представлены его книги, которые вы можете взять в школьной библиотеке. Прочитанные стихи этого поэта навсегда останутся в вашем сердце.
- В этом можно убедиться, послушав сказку «Лесной плакунчик».
3. Чтение сказки по ролям наизусть
- Понравилась сказка?
- Когда мы плачем?
- Какие бывают слезы? (Радости, горя, обиды, зависти, злости)
- Для чего нужны слезы?
4. Работа с рассказом ДЖ. Родари «Для чего нужны слезы?»
- Прочитайте самостоятельно. Ответ найдите в рассказе. (Самостоятельное чтение).
- Так, для чего нужны слезы?
- Как объяснил это явление Дж. Родари? Как ученый или как..?
- Вспомним, какая речь называется научной? Художественной?
- Найдутся ли среди нас достойные звания «Ученый-теоретик», которые назовут отличительные черты художественного текста от научного? Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию?
- А что такое «энциклопедия»? Как бы ответили ученые-теоретики?
- Наш эксперт прочитает точное объяснение этого слова в толковом словаре.
- Почему рассказ не является научным?
- Найдите ненаучные слова, подчеркните их. Прочитайте.
- Итак, есть слезы радости, печали. О каких еще слезах говорит Дж. Родари? (Крокодиловы слезы).
- Как понимаете этот фразеологический оборот вы?
- Как объясняет это наш словарик на с. 155?
5. Подготовительная работа к восприятию рассказа Дж. Родари «Отчего идет дождь»
- Оказывается плачет не только человек, но и природа.
- Когда так говорят: «Природа плачет»?
- Отчего идет дождь? Как бы объяснили это явление вы, ребята?
- Послушайте объяснение данного явления природы в экологической сказке: «Путешествие Капельки»:
«Давным-давно высоко в небе жили дружной семьей Гроза, Молния, Туча, дедушка Гром и его внучки Капельки. Дедушка Гром был очень сердитый, любил покой и тишину. Капельки же были такие шалуньи, что приводили его в гнев. Он сердился и громко гремел. На шум выходили бабушка Молния и мама Туча. И получалась страшная неразбериха.
Но однажды случилась беда. Одна сестричка Капелька сорвалась и упала вниз, на землю. Забеспокоились все: дедушка Гром стал греметь, Молния засверкала, Туча нахмурилась и потемнела. Отправились сестренки-Капельки выручать сестрицу.
- Где же ее искать? Давайте куда упадем, там и спросим.
Упали они на землю и тут же спросили у матушки Земли, не видела ли она их сестрицу?
- Отчего же, видела. Она проскользнула мимо меня и побежала к реке.
- Спасибо.
И побежали искать дальше. Добрались до речки и решили спросить у нее: не видела ли она их сестричку?
- Она была у меня в гостях, да сегодня солнце уж больно ярко светит, Так жарко печет, что Капелька испарилась, превратилась в пар, а ветер ее куда-то унес.
- Как же нам теперь найти сестричку? – огорчились Капельки.
Но тут Солнышко так пригрело, что и они превратились в пар и поднялись над речкой. Тут их подхватил ветерок и понес все выше и выше, и донес до самого дома. Здесь они вновь встретились со своей сестричкой. Вот уж обрадовались и дедушка Гром, и бабушка Молния, и мама Туча, и тетушка Гроза. Только с тех пор капельки часто отправлялись навестить матушку Землю, Речку и ветерок».
6. Работа с рассказом Дж. Родари «Отчего идет дождь?»
- Прочитаем, как это объяснил Дж. Родари (чтение учащимися вслух).
- Как описал это явление природы Дж. Родари: как ученый или как…?
- Давайте выслушаем версию 1 группы, А учащиеся 2, 3, 4 групп попробуют согласиться или опровергнуть ее, проведя научно-исследовательскую работу по следующим заданиям.
7. Работа в разноуровневых группах
Групповые задания.
Ответить на вопрос: «Отчего идет дождь?» словами текста.
Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом.
Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом.
Используя только научные слова текста, составить объяснение: «Отчего идет дождь?».
8. Проверка самостоятельной работы
- Какой же это рассказ: научный или художественный?
- В каком виде и где можно найти воду?
- Откуда берется вода в реках и озерах?
9. Подведение итогов урока
- Чем мы с вами занимались на уроке?
- Какие научные исследования проводили?
- Сегодня вы попытались работать как ученые-исследователи. У многих из вас это очень хорошо получилось.
- Итак, за активную работу в данных исследованиях присуждается почетное звание «Ученый» и награждаются медалями следующие учащиеся…
Остальным ребятам за работу на уроке вручаются поощрительные призы.
10. Домашнее задание
- На уроке вы побывали в роли ученых, а дома вы должны стать «Художниками кисти и слова», нарисовав и придумав свою сказку «Путешествие Капельки».
- Прочитаем домашнее задание на с. 78.
Творческие работы учащихся.
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» (Сухомлинский).
Уруев Леша.
Путешествие Капельки
Высоко в небе на маленькой тучке жили Капельки.
Однажды Капелька наступила на край тучки и упала на дерево. Она скатилась по ветке и попала на цветок. Мимо него пробегал Заяц и задел его, и Капелька упала на нос. Он испугался, но когда увидел, что это всего лишь Капелька, то рассмеялся над собой.
- Давай дружить, - говорит Капелька.
- Давай, - согласился Зайчонок.
И стали они вместе путешествовать по лесу. На пути им встретился Мышонок. Он хотел проглотить Капельку, но Зайка заступился за нее. Потом они вместе играли в перегонки: Капелька плыла по лесному ручейку, а зверюшки бежали по травке. Им было весело.
Из-за тучи вышло солнце. Капельке захотелось домой. Она попрощалась с друзьями и забралась по лучу солнышка на свою тучку, где ее ждали подруги.
Юденко Алена
Путешествие Капельки
Жила-была в тучке Капелька – Маруся. Жила она не плохо, но скучно. Как-то раз ее родители ушли на работу, а наша Капелька отправилась в путешествие. Медленно падала она на землю и попала в ручеек. Там она встретила своих близняшек, которые как и Маруся, убежали из дома. Капельки весело играли, но вдруг ручеек понес их к озеру. Солнышко стало светить все ярче и ярче. Наши беглянки превратились в пар и медленно-медленно поднялись в свои тучки, где их давным-давно ждали родители.
Фахрутдинова Маша
Полет снежинок
Белые снежинки медленно кружатся.
Словно бы танцуя танец в вышине.
А потом не слышно на землю ложатся.
Будто засыпая в сладком-сладком сне.Белые снежинки, что же вам приснится,
В этой необычной, сказочной стране?
Как бы мне хотелось с вами подружиться
И летать как птица в звездной вышине.