Конспекты интегрированных занятий: "Волшебные краски", "Сказочная птица"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: расширять представления детей о природных красителях. Учить детей опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань. Дать детям знания, что свекольный сок окрашивает ткань в темно-красный цвет, морковь – в желто-оранжевый, шелуха лука – в коричневый, листья крапивы – в зеленый.

Освоить с детьми новый способ нанесения рисунка с помощью листьев – монотипия.

Воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности.

Материал: свекла, морковь, терка, тарелочки, бинт, отвар из луковой шелухи, из листьев крапивы, белые лоскуты, гуашь, поролон, палитры, вода, осенние листья, разные по цвету и размеру.

Ход занятия.

Дети сидят за столами, воспитатель – напротив. На столах отвары овощей в блюдцах, белые лоскуты.

Воспитатель: Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила… дети, с наступлением осени листва меняет цвет и мы говорим, что их покрасила осень. Мы тоже можем взять кисти и раскрасить мир в яркие цвета. А как вы думаете, откуда появились краски? (Ответы детей). Да, ребята, современные краски изготавливают из нефти и минералов. А давным-давно, когда люди только стали разумными и научились делать ткани, они захотели окрасить их, но чем? И тогда человеку на помощь пришли растения. Сейчас мы с вами тоже попробуем окрасить ткань, пользуясь растительными красками.

Посмотрите, у вас на столах в блюдцах краски разных цветов. Какие это цвета?

Дети: красный, оранжевый, коричневый и зеленый.

Воспитатель: а теперь посмотрите, что у меня на столе – на столе свекла, морковь, сухая крапива, луковица. Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, из свеклы. А как я ее получила? Ведь свекла твердая, а краска у вас в блюдцах – жидкая.

Ответы детей. Воспитатель показывает детям терку.

Воспитатель: что можно сделать со свеклой, используя терку?

Дети: можно натереть, а затем взять марлю и выжать сок.

Воспитатель: а теперь догадайтесь, из чего я получила краску оранжевого цвета?

Дети: из моркови.

Воспитатель: а как я ее получила?

Ответы 2-3 детей.

Воспитатель: правильно, а как я получила коричневую краску? Да, я получила краску из лука, а как я ее получила?

Предположения детей, кто-то рекомендует потереть лук.

Воспитатель: для того, чтобы сделать краску из лука, я взяла луковую шелуху, сняла ее с луковицы, положила в кастрюлю, залила водой и долго кипятила, потом процедила и получила коричневую краску. А из чего я получила зеленую краску? Я взяла рукавицы, пошла в огород и нарвала там крапивы. А почему в рукавицах? Потому что крапива жжется, обжигает. Потом я крапиву высушила, залила ее водой и также, как луковую шелуху, прокипятила. И крапива, даже сухая, окрасила воду в зеленый цвет. А теперь и вы можете, как люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскут белой ткани пинцетом и опускаем в блюдце с растительной краской.

Дети самостоятельно окрашивают ткань, некоторые в 2-3 цвета один лоскут. Воспитатель спрашивает у детей, из чего и как получился тот или иной цвет.

Воспитатель: видите, ребята, какие замечательные краски дает нам природа. Посмотрите на это осенние листья, какого они цвета?

Дети перечисляют цвета листьев.

Воспитатель: а теперь возьмите эти листочки, встаньте и представьте, что вы листья.

Звучит аудиозапись П.И.Чайковский "Времена года. Осень"

Воспитатель:

Мы – листочки, мы – листочки,
Мы волшебные листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Музыка сменяется, "дует сильный ветер", в группу входит грустная девочка – Осень.

Воспитатель: здравствуй, Осень. Почему ты такая грустная?

Осень: здравствуйте, ребята! Я сегодня надела свой прекрасный, разноцветный плащ, глядя на который, все называют меня золотой. Но налетел холодный северный ветер и сорвал все яркие краски с моего плаща. А на улице не осталось ни одного красивого листочка. Теперь я стала некрасивая.

Воспитатель: Осень, не переживай, посмотри, какие красивые у нас листочки, ими мы украсим твой плащ.

Дети раскладывают на большом столе плащ, укладывают на него листочки. Но когда плащ поднимаем, все листочки осыпаются. Что же нам делать?

Входит преподаватель изодеятельности.

Преподаватель: ребята, я знаю, как вам помочь, мы напечатаем узор на плаще осени. И в этом нам могут помочь осенние листочки. Посмотрите, как я буду это делать. Берем осенний лист, набираем краску на губку и быстрым движением наносим на лист, потом берем его, переворачиваем и крепко прижимаем к плащу. Можно использовать 2-3 различные краски.

Дети подходят к столам, посередине расстилаем плащ, вокруг него стоят баночки с краской.

Преподаватель: Осень, ты тоже можешь помочь нам.

Во время работы детей следим за правильной техникой выполнения, советуем, как красиво подобрать цвета, как распределить узор равномерно по всей поверхности плаща. Во время работы детей звучит инструментальная музыка Вивальди "Времена года".

Осень: дети, большое спасибо за такой красивый плащ, как только краски высохнут, я полечу радовать всех.

Воспитатель: ребята, что новое вы сегодня узнали, что научились делать.

Итог занятия.

Конспект интегрированного занятия

Тема: "Сказочная птица"

Программное содержание: учить различать эмоционально-образное содержание пьесы, расширять словарь детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах, настроениях, выраженных в музыке. Уметь передавать характер музыки в движениях. Учить создавать образ необычной, сказочной птицы; развивать творческую активность, воображение детей.

Материал: красочная (сказочная) птица, серые птички по количеству детей; яблоко на дереве, мешочек с семенами семечек, сало, иллюстрации с птицами, цветные платки в виде крыльев, карта.

Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку О.Полякова "Журавли".

Музыкальный руководитель: ребята, расскажите, какая это музыка? Какой характер у этой музыки? Как вы думаете, почему эта мелодия называется "Журавли"?

Дети: потому что осенью птицы, а в том числе и журавли, улетают в теплые края и от этого нам грустно.

Музыкальный руководитель: а как вы думаете, под эту музыку мы будем встречать или провожать птиц? А сейчас послушайте другое музыкальное произведение. Какое оно по характеру?

Звучит "Детская полька" М.Глинки. Ответы детей. За ширмой появляется сказочная птица и серые птички. Звучит грамзапись "Щебет птиц"

Птички: посмотрите, посмотрите, какая красивая птица, какие красивые крылышки, хвостик, хохолок.

Сказочная птица: да, добрый волшебник раскрасил мои перышки, потому что я скоро улетаю в теплые края.

Птички: мы тоже готовимся к отлету и хотим быть такими же нарядными, как и ты. Ну вот только где же найти нам такого волшебника, чтобы он сделал нас такими же нарядными и красивыми.

Сказочная птица: вы станете такими же красивыми, если вам помогут ребята. Но сделать это они смогут только в сказочной мастерской. А попасть в эту мастерскую не так-то просто. Вам предстоит пройти сложные испытания. А поможет вам вот эта карта.

Воспитатель: давайте посмотрим на карту, куда же нам нужно отправиться? Так, нам нужно прийти к дереву. Давайте посмотрим, что тут за задание.

Читает: "Если мы сможем правильно отгадать загадку, то мы сможем взять яблоко с дерева".

Загадки:

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует –
Коноплю ворует. (Воробей)

Кто на елке на суку
Счет ведет "ку-ку… ку-ку!" (Кукушка)

Верещунья, белобока,
А зовут ее… (Сорока)

Воспитатель: все верно. Давайте посмотрим, куда же нам дальше идти? Ой, ребята, а дальше у нас лежит дорога через пропасть. Давайте возьмемся за веревку и пройдем этот нелегкий путь друг за другом осторожно, чтобы не упасть с обрыва.

Переходят через "пропасть" (положенный на полу канат).

Воспитатель: молодцы! Вы перебрались через это сложное препятствие. Ой, посмотрите, здесь нас тоже ждет сюрприз (сало). Давайте его положим в корзинку, может нам это где-нибудь пригодиться.

Смотрим на карту.

Воспитатель: ребята, путь наш не легок, нам еще нужно перебраться вдоль глубокого ущелья. Давайте с вами приставным шагом друг за другом, чтобы не оступиться, преберемся на другую сторону.

Под музыку дети идут вслед за воспитателем.

Воспитатель: ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли. Мы пришли в лес. Сколько здесь птиц! Давайте назовем, какие это птицы? А какие они, зимующие или перелетные? А что они едят? Чем питаются? Правильно, ребята! Птицы любят семечки, зерно, хлебные крошки, синички любят сало. А как вы думаете, то, что у нас в корзинке, подойдет для того, чтобы накормить птиц? Давайте их покормим, положим в кормушку корм, пусть они едят.

Ну, ребята, сегодня мы с вами молодцы, прошли такой сложный путь, для того, чтобы попасть в сказочную мастерскую, а как вы думаете, что помогло нам в преодолении препятствия? Дружба и то, что мы были сплоченными, выполняли все вместе, сообща. Давайте в конце нашего пути споем песню о дружбе.

Ребята, вот мы и попали с вами в сказочную мастерскую, посмотрите, как тут красиво, как все ярко и красочно.

Стоят столы, на столах клей, кисти, полоски цветной бумаги, силуэты птиц, салфетки, клеенки.

Воспитатель: ну что, поможем птичкам стать нарядными? Ребята, а как же мы с вами сможем без ножниц работать с бумагой? (способ отрыва) А как мы будем намазывать клей? (На силуэты) Из какой бумаги будем делать украшения для птиц? (Из разноцветной).

Самостоятельная работа детей. По окончании работы птиц сажаем на кормушку. Отмечаем, какие красивые и аккуратные получились птички.

Музыкальный руководитель: ребята, а давайте мы с вами превратимся в птиц и под музыку полетаем по залу.

Дети одевают "крылья" из платков и под музыку "В мире животных" изображают птиц, передвигаясь свободно по залу.

Литература к конспекту "Сказочная птица"

  1. П.Г.Саморукова Как знакомить дошкольников с природой. – Москва "Просвещение"
  2. А.Малышева, Н.Ермолова Аппликация в детском саду – Ярославль, Академия развития
  3. Субботина "Развивающие игры"

Литература к конспекту "Волшебные краски"

  1. Дошкольное воспитание, №10-2000 с.17
  2. Литература и фантазия сост. Л.Е.Стрельцова – Москва, "Просвещение",1992
  3. Гончар А.Б. "Зачем и как человек одевается" – Москва "Лайда"