Цели урока: обобщить и систематизировать знания о производной и ее применения для исследования функций.
Тип урока: обобщающий урок по теме.
Ход урока.
I. Устный счет.
1. Дифференцируема ли функция в области ее определения:

2. Вычислить, если возможно:

Ответ: не имеет смысла.
3. Найти область значений функции:
![]()
Ответ [0,5;2].
4. Доказать, что уравнение
решений не
имеет.
Ответ: множества значений этих функций не имеют общих элементов, следовательно, уравнение решений не имеет.
5. Продолжить решение: 
Ответ: функция на (0;1) не интегрируема.
6. Найти ошибку:
т.к. х>0, то уравнение решений не
имеет.
7. Найти производную функции: 
8. Решить уравнение:
Ответ: х=0.
II. Продолжим работу по исследованию функций. Как только речь заходит о функции, сразу же говорится об области ее определения и изменения. Вопросы к учащимся:”Что называется областью определения функции? Что называется областью значений функции?
Задание №1 Найти область значений функции:
”Это
задание предлагается выполнить следующим
образом: ученик у доски без использования
производной, класс – с использованием
производной. Можно попросить учащихся
прокомментировать решение.
Решение без использования производной: ![]()
Уравнение будет иметь
решение, если его дискриминант будет
неотрицательным, т. е. ![]()
Ответ:[0,5;1,5]
III. Монотонные функции.
Вспомнить определение монотонных функций,
определение возрастающей функции, достаточное
условие возрастания функции
.
Задание №2 При каких значениях м функция
возрастает на всей числовой прямой?
Решение: данная функция будет возрастать на
множестве всех действительных чисел, если ее
производная будет неотрицательна на этом
множестве, т. е.
.
Это условие будет выполняться, если ![]()
Ответ:[0;28]
IV. Наибольшее и наименьшее значение функции.
Вспомнить с учащимися алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Задание№3. Найти наибольшее и наименьшее
значение функции ![]()
Решение:

Критические точки: х=2; х=0; х=3.Найдем значения функции в этих точках и сравним полученные результаты. Ответ: max y(x)=y(0)=4; min y(x)=y(3)=-4.
V. Экстремумы функции. Повторить определение экстремума функции, а также необходимое и достаточное условие существования экстремума. Следующее задание предлагается учащимся для самостоятельного решения по вариантам. Первые пять работ можно оценить.
Задание №4. Исследовать на экстремум:
(задание для первого варианта) ![]()
Решение. Все точки экстремума функции должны удовлетворять уравнению y’(x)=0, т.к. y(x) имеет производную в каждой точке числовой прямой. Найдем y’(x) и решим уравнение y’(x)=0.

Для нахождения точек экстремума воспользуемся вторым достаточным условием существования экстремума, для чего найдем вторую производную данной функции.

Если функция имеет в донной точке возможного экстремума положительную вторую производную, то функция в этой точке имеет минимум, если же -отрицательную производную, то в этой точке– максимум. Осталось решить уравнения:

Ответ: полученные значения являются точками экстремума функции.
Задание для второго варианта.
Исследовать функцию на экстремум: ![]()
Ответ: х=-П+4ПК-точка максимума; х=П/2+2ПК-точка минимума функции.
VI.Непрерывность функций.
Определение непрерывных функций. Определение точек разрыва, классификация точек разрыва.
Задание№5 При каких значениях в функция
будет непрерывна в точке х=4.
Решение:

VII. Асимптоты
Вспомнить определение асимптоты
Алгоритм нахождения наклонной асимптоты.
Задание №6.
Найти абсциссу точки пересечения касательной к графику функции y=x^2+3 в точке с абсциссой х=-1 и наклонной асимптоты графика функции y=arctg x.
Решение:

Для нахождения абсциссы точки пересечения касательной и наклонных асимптот решим совокупность двух систем линейных уравнений и запишем ответ.
Ответ: х=П/4-2,5; х=-П/4-2,5.
VIII. Применение производной к доказательству тождеств и неравенств.
Введя какое-либо новое понятие, изучив свойства, мы пытаемся его использовать не только для решения новых задач, но и для решения известных уже заданий. Сегодня остановимся на доказательстве тождеств. Для доказательства тождеств с помощью производной следует пользоваться достаточным условием постоянства функции.
Задание №7.
Доказать тождество:

Доказательство: Т. к. f’(x)=0, то f(x)=const.Для этого достаточно вычислить f(x) в любой точке, например, при х=0, т.е. f(0)=0,25. Тождество доказано.
Задание №8.
Доказать неравенство:

Доказательство:
Производная равна нулю при х=0,5 ![]()
Задание на дом.
Подведение итогов урока.