Бинарный урок с элементами ролевой игры

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: Республика Саха Якутия


Цель: составить комплексную характеристику–образ самой большой республики России.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания об особенностях и уникальности природы, ресурсов региона. Делать выводы об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей, в том числе о роли пространства; оценивать последствия антропогенного воздействия.
2. Формировать умения работать с источниками географической информации, решать задачи в ходе индивидуальной и групповой работы.
3. Учиться планировать и оценивать свою деятельность, конструировать вопросы.
4. Совершенствовать навыки общения.

Оборудование:

карты, учебные атласы 8, 9 класс, дидактический материал (книги, тексты, схемы, статистический и иллюстративный материал, диаграммы, космические снимки), задачники (распечатки) на группу, бланки для заполнения опорных конспектов на каждого ученика, лист самооценки работы группы, командировочные удостоверения, жетоны, словарь терминов, материалы оформленных стендов, выставка книг.

Класс делится на группы – “филиалы” Сибирского отделения Академии наук России:

1 – институт геологии,
2 – институт климатологии и гидрологии,
3 – институт мерзлотоведения,
4 – институт этнографии и экологии,
5 – экономический институт.

По ходу урока каждый ученик заполняет опорный конспект (ОК), в котором отмечается в рамках следующая информация: визитка, начало освоения территории русскими землепроходцами, “заколдованная кладовая” (ресурсы), особенности природы, проделки “вечной” мерзлоты, человек (народы, обычаи, традиции и т.д.), хозяйственная деятельность, горькие плоды цивилизации (проблемы), краски–образы, самооценка.

Между разделами ставятся стрелки взаимосвязей.

Предварительной работы учащихся с дополнительной информацией нет. Учитель организует самостоятельную учебную и творческую деятельность учеников на уроке. Задания даются на дозированное время. За правильное выполнение учитель выдает жетоны– кружки, на которых ребята рисуют “смайлики” – лица, оценивая свою работу.

Ход урока.

1. Объявление темы, цели и задач урока.

Эпиграфы: “Люблю местные особенности. Из них, как из густых красок, на полотне вырисовывается Россия.” (М. Горький).

“В Европе есть только одна страна, где можно понять, что такое пространство,– это Россия”. (Гайто Газданов).

И в такой единственной стране мира Якутия – самая большая республика. Какими же характеристиками – красками мы можем закрасить ее “пространственное” полотно ?

2. Актуализация знаний.

Напишите 2–3 ключевые фразы на тему: “Что я знаю о Якутии?” После обсуждения каждая группа дает свое обобщение (резюме), повторяться не следует. Создается первоначальное впечатление о территории.

3. Начало оформления опорного конспекта – визитка. Записи на доске.

S = 3,1 млн. кв. км ( 18% S России); население – 988 тыс. чел. ( 0,6% N России);

средняя плотность населения 0,3 чел. на 1 кв. км; г. Якутск– 194 тыс. чел.;

число городов– 13; городское население– 65%.

Время образования :

Сибирская губерния – 1708 г.,
Якутская область – 1805 г.,
Якутская АССР (Республика) – 1922 г. [29]

Рассказ о гербе Якутии. [24]

4. Разминка. (См. Приложение 1). Каждой группе дается отдельное задание, в котором встречаются незнакомые сведения. Нужно выбрать единственно возможное решение. Отвечающий объясняет выбранный вариант и отказ от других.

5. Пространство и время – понятия взаимосвязанные. Решаем задачи на определение времени (См. Приложение 2). Какие выводы можно сделать при их решении? Ребята отмечают удаленность региона от центра, сложность управления, разницу во времени в самой республике, влияние на здоровье быстрого пересечения часовых поясов и т.д. (О преимуществах и проблемах большой территории см. [14])

Какие еще черты географического положения Якутии надо добавить? Анализ карты.

6. Продолжим изучение номенклатуры. Работаем с картой, выбираем из списка объекты Якутии. Задание составлено для точечного рисунка. В списке с названиями объектов в скобках даны номера точек, которые надо соединить. При правильном соединении точек получается рисунок соболя, ответ легко проверяется. Я привожу другой, упрощенный вариант задания. (См. Приложение 3).

7. Самостоятельная работа в группах.

Подготовьте выступления по тематике вашего института. Руководитель института распределяет материалы среди своих коллег. Планирует их деятельность: отобрать самую важную информацию, обработать необходимые диаграммы, статистические сведения, подобрать и проанализировать иллюстративный материал и т.д.

8. Рассказы научных сотрудников. Слушатели оформляют ОК, выбирают информацию для формулировки вопросов. В своих выступлениях ребята, оперируя известными фактами, дополняют и углубляют знания интересными сведениями, делают выводы. После ответов на доску вывешиваются иллюстрации, зрительно дополняющие словесный образ Якутии.

Отмечу некоторые темы сообщений:

А) Институт геологии: богатства недр республики, использование их человеком; геологическое строение, сейсмичность, потухшие вулканы Якутии и др. Отрывок об алмазах см. в Приложении 4.

Б) Институт климатологии и гидрологии: особенности климата и их причины, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей; реки Якутии, образование наледей, целебные свойства талой воды, р. Лена и др. Когда в Якутии стало холодно см. в Приложении 5.

В) Институт мерзлотоведения: условия образования многолетней мерзлоты, мерзлотные формы рельефа (термокарст, полигональные структуры, гидролакколиты, аласы и др.); плюсы и минусы многолетней мерзлоты, техногенное воздействие на мерзлоту и его последствия и др. Об институте мерзлотоведения России см. Приложение 6.

Г) Институт этнографии и экологии : якуты (традиции, обычаи, культура и т.д.); экологические проблемы, тайга Якутии и дельта р. Лены– объекты международной программы “Живая природа”, Усть–Ленский заповедник и др. О традиционном занятии якутов – табунном коневодстве см. в Приложении 7.

Д) Экономический институт: хозяйственное развитие Якутии, кризисные явления, стратегия и перспективы развития; транспорт. Какими видами транспорта можно добраться из Архангельска в Якутск? Отмечаем особенность железнодорожных и автомобильных путей. О важности дорог в пространственном освоении Якутии см. в Приложении 8.

9. Задание группам. Представители ваших научных учреждений отправляются в командировку, им выдается командировочное удостоверение. Вы должны выбрать заинтересовавший вас институт, составить вопрос, записать его в удостоверение и отправиться за ответом. Предусмотрена оценка качества вопроса и ответа. Можно обратить внимание, какой институт пользовался наибольшим “спросом”. Некоторые ответы озвучиваются.

10. В заключение ответьте на мои вопросы (См. Приложение 9).

В разных сферах деятельности людям приходится учитывать территориальные особенности, иначе ошибки в этом могут вызвать серьезные проблемы. Попробуйте сделать вывод по следующему важному вопросу. В высших эшелонах власти не раз возникали “пространственные” дебаты: “Если бы у восточных склонов Урала плескался океан, то Россия давно бы стала высокоразвитой страной”. Предлагается сэкономить средства, вкладываемые в экономическое и социальное развитие и освоение Восточных и Северных территорий России. Что бы вы ответили на вопрос: “Нужны ли России ее пространства (в том числе и Якутия)?” Размышление над ним и будет вашим домашним заданием.

Итог урока. Рефлексия, заполнение раздела “самооценка” в ОК. Краткая самооценка групп.

Приложение 1.

Разминка.

Выберите единственно возможное решение, не противоречащее здравому

смыслу и общекультурной информации.

Улус – это

  1. Река, впадающая в одноименный залив Чукотского моря на территории Якутии.
  2. Название административной единицы в Якутии.
  3. Редкий зверь, помесь куницы и соболя, обитающий на Новосибирских островах.
  4. Канал, соединяющий реки Лену и Яну. (Ответ: 2).

Сахаэто

  1. Самый крупный порт на берегу моря Лаптевых.
  2. Известный курорт на реке Нижняя Тунгуска.
  3. Самоназвание якутского народа.
  4. Река на границе Якутии и Китая. (Ответ: 3).

Тарын – это

  1. Якутское название многолетних наледей.
  2. Алмазоносная горная порода.
  3. Грязекаменный поток, образующийся в результате сильных дождей в горах.
  4. Стихийное бедствие, сопровождающее извержение якутских вулканов. (Ответ: 1)

Алас – это

  1. Кобылье молоко.
  2. Самый крупный город Якутии.
  3. Сборник древних карт Сибири 16 века, обнаруженный в Якутской библиотеке.
  4. Плоские понижения, занятые лугами, озерами, образующиеся за счет протаивания многолетней мерзлоты. (Ответ: 4)

Якутат – это

  1. Населенный пункт на Аляске (США), бывшее русское поселение в Русской Америке.
  2. Название железнодорожной станции на магистрали Мирный – Якутск.
  3. Наименование жителя Якутии.
  4. Вершина–пятитысячник в Верхоянском хребте. (Ответ: 1)

Приложение 2.

Задачи.

1. Администрация Архангельской области решила поздравить якутов с национальным праздником. Во сколько часов надо отправить срочную телеграмму, чтобы она пришла к открытию праздника в Якутске в 10 часов утра? (В 4 часа утра, лучше отправить заранее).

2. Путешественник из Якутска попадает в Оймякон. Надо ли ему переводить часы? Если да, то в какую сторону? (На 2 часа вперед ).

3. Во сколько часов раздастся звонок в Якутске, если чиновник из Министерства финансов в Москве будет звонить в 12 часов дня? (В 18 часов).

4. Счастливый отпускник из Среднеколымска решил провести лето в санатории “Голубая волна” на Черном море. К какой разнице во времени ему придется адаптироваться? (8 часов).

5. У якутских школьников каникулы начинаются в 13 часов 30 минут 22 марта. Какое время будет в этот момент у ожидающих каникул школьников Северодвинска? (7 часов 30 минут).

Приложение 3.

Задание. Используя карту, выберите из списка географические объекты Якутии:

1. р. Обь,
2. р. Лена,
3. Море Лаптевых,
4. Енисейский кряж,
5. Новосибирские острова,
6. Китай,
7. Верхоянский хребет.
8. Алданское нагорье,
9. р. Яна,
10. р. Амур,
11. п–ов Таймыр,
12. хр. Черского,
13. р. Оленек,
14. р. Индигирка,
15. Охотское море,
16. о. Врангеля,
17. Колымская низменность,
18. Нерюнгри,
19. Улан– Удэ,
20. Оймякон,
21. Приленское плато,
22. Вилюйское водохранилище,
23. оз. Байкал,
24. Тикси,
25. Усть– Нера,
26. Мирный.

Ответ: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 25, 26.

Приложение 4.

Алмазные грани Якутии.

В основе развития Якутии лежит редкостный ресурс – алмазы.

Искали их давно, а обнаружили в августе 1954 г. в бассейне р. Вилюй. Молодой геолог Лариса Попугаева считается российским первооткрывателем кимберлитовой трубки “Зарница “. Открыто сообщать об алмазах запрещалось, поэтому по рации было передано: ”Нашли вечную стоянку оленей, срочно высылайте самолет “. Через год были найдены трубки “Мир”, “Удачная” и др. Очень быстрыми темпами стал развиваться алмазоперерабатывающий комплекс; строится г. Мирный, поселки, Вилюйские ГЭС, гранильная фабрика (в Свердловской обл.), дороги, ЛЭП и др. В Мирном – главном центре алмазодобычи, работа ведется до глубины 500 м., пробуется подземная добыча. Создано акционерное общество “Алмазы Россия–Саха” (АЛРОСА).

Якутские алмазы имеют мировое значение – 25% запасов. По добыче Россия занимает четвертое место после Австралии, Ботсваны, Конго (Киншаса), а по стоимости первое в мире. [1]

Приложение 5.

Когда в Якутии стала холодно?

Ученые считают, что резкое похолодание зимой и уменьшение количества осадков в Якутии началось примерно 30 млн. лет назад, (как и в Антарктиде). Около 10– 12 млн. лет назад зимой грунты стали промерзать, но летом еще оттаивали. Вечная же мерзлота появилась на севере Якутии 2 млн., в центре –1 млн. лет и на юге– 500 тысяч лет назад. В это время здесь уже жили люди. [7]

Приложение 6.

Институт мерзлотоведения Сибирского отделения Академии наук – единственный в мире, находится в Якутске.

Основные научные мерзлотные работы ведутся в подземных лабораториях: широкая лестница вниз на глубину 20 м, коридор в мёрзлых стенах, покрытых мелкой изморозью, как россыпью алмазной пыли. По сторонам коридора ниши и кабинеты–лаборатории. В жару там работают в ватных костюмах, меховых шапках и валенках круглый год t держится – 4 С. Здесь изучают историю формирования мёрзлых толщ, влияние холода на те или иные вещества, процессы, реакции, исследуют структуру мёрзлых пород, льдов и др. Сюда можно привезти и сохранить для исследования найденные в любом районе страны замёрзшие останки животных, вымерших десятки тысяч лет назад,: мамонтов, шерстистых носорогов и всё, что заслуживает внимания учёных.

Так что милости просим в наш “холодильник”. [5]

Приложение 7.

Якутия –самый северный район табунного коневодства. Были выведены особые породы этих животных: выносливые и неприхотливые, но малопродуктивные (доились только летом).Об якутской лошадке много добрых слов могут сказать все путешественники– по трудным якутским дорогам и болотам –это незаменимый вид транспорта, и до Колымы ходили, груз возили. Кроме того, лошадь– это и мясо, и жир, и кумыс. Лошадь почитается и сейчас. В конце июля проводится веселый праздник Ысыах – праздник лошади (еще его называют праздником обновления природы). Лошадь по–настоящему не стала домашней. Осенью она пасется рядом с человеком, а на зиму вожак уводит свой косяк в лес, там и живут они на подножном корму. [20]

Приложение 8.

Дороги Якутии.

Очень длинные, необычные, бывают опасные. Посмотрите на карту,– где в Якутии проходит железная дорога, а в каких районах– автомобильная трасса? На огромной территории дороги бывают только зимой. У некоторых водителей даже свои самодельные карты есть: “летние” и “зимние” дороги. Зимники– временные автодороги– можно проложить в труднодоступной летом тайге, через болота– бадараны и по льду на реках. Самые длинные зимники протянулись на тысячи километров– до океана (летом груз по реке повезут до Магадана) соединяют Северный Ледовитый и Тихий океаны. Такие перевозки дороги, но самолетом еще дороже. В Якутии образовалась даже особая инфраструктура– обслуживание автодорог и зимников. На ледовых переправах особенно опасно по первому льду. Чтобы обезопасить водителя, к ножу бульдозера, который идет впереди, прикрепляют длинное бревно. Концы его лежат на лыжах по бокам машины. Бывают случаи, когда провалившаяся под лед машина, оказывалась не в воде, а на следующем слое льда. Явление “пустолед” известно якутам давно. Из путешественников упоминал о нем Ф. Врангель– провалившуюся под лед лошадь якуты достали сухой и даже говорили, что на реках слоев льда может быть несколько. [26]

Приложение 9.

Викторина.

1. Цена драгоценных камней измеряется в каратах – 1 карат равен 200 мг. В 1980 г. в Якутии был найден самый крупный алмаз в 343 карата. Сколько он весит? (Ответ: 68,6 г.)

2. Этот металл, добываемый в Якутии, обладает хорошей ковкостью: кусочек в 31 г. можно расковать в лист 4 х 4 м или вытянуть в нить длиной 8 км. Назовите его. ( Золото ).

3. Какой город севернее Якутск или Архангельск?

4. Как решить проблему строительства ТЭС на мерзлом грунте– он ведь растает? (Построить на сваях).

5. Что означает слово “оймякон” в переводе с эвенкийского?

А) поднебесная вершина,
Б) теплый ключ,
В) клык моржа,
Г) заполярная местность. (Ответ: Б ). [ 21]

6. На конференцию по рациональному использованию ресурсов и развитию отраслей хозяйства Республики Саха (Якутия) прибыли представители разных территорий. О каких ресурсах заботился каждый из них?

Пункты. Ресурс.
1) Депутатский
2) Вилюйск
3) Алдан
4) Айхал
5)Олекминск
6) Усть– Оленек
7)Нерюнгри
а) золото
б) алмазы
в) олово
г) каменный уголь
д) рыба
е)природный газ
ж) лес

(Ответ: 1в, 2е, 3а, 4б, 5ж, 6д. 7г ).

7. Помогите семье Петровых из г. Мирный спланировать летний отдых, если мама не желала менять резко климат и ехать за границу, сыновья хотели посетить район для геологического исследования какого–нибудь ресурса, а папа мечтал об отдыхе на курорте. Предложите место, удовлетворяющее всех членов семьи. (Поселок Кемпендяй ).

8. Отгадайте, какому городу принадлежит каждый герб: 1. Алдан, 2. Вилюйск. . 3.Среднеколымск, 4. Олекминск. (Рисунки гербов см. [24] )

9. Назовите общие черты Якутии и Архангельской области.

Список использованной литературы.

1. Г.А. Агранат. Алмазные грани Якутии. Газета “География”. 2002, № 31, с. 3–8.
2. Г.А. Агранат. Нужны ли России ее просторы? География. 2001, № 35, с.3–10, № 37, с. 3–6.
3. Т.А. Адашова. Транспортно–географическое положение Дальнего Востока. География. 2001, № 3, с.10–13, № 5, с. 7–9.
4. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. – М.: Северные просторы, 1999.
5. Н.А. Вельмина. Пленница вечного холода.–М.: Мысль, 1979.
6. Б. Втюрин, Ш. Гасанов. Вечная мерзлота и строительство. Наука и жизнь, № 10, 1974, с. 11.
7. М.К. Гаврилова. Когда стало холодно в Якутии? Человек и стихия, 1989, с. 77–78.
8. Дойдет ли железная дорога до Якутска? География, 2001, № 3, с. 14.
9.  Золото: запасы, добыча, аффинаж. Спецвыпуск. География, 1999, № 35.
10. В.В. Климанов. Разные субъекты. География, 1998, № 5, с. 1–3.
11. К.С. Лазаревич. Половодье на Лене. География. 2001, №22, с. 31–32.
12. К.С. Лазаревич. Климатические данные по территории России и ближнего зарубежья. Я иду на урок географии. Физическая география России. “Первое сентября”, 2000, с. 133–164.
13. С.Ф. Львов, И.Л. Черкасов. Северо–Восток России. Проблемы и приоритеты социально– экономического развития. География. 1996, № 29, № 31.
14. Н.Ю. Маерова. Пространства России. Комплексный подход. География. 2002, с. 13–19.
15. Д.Ф. Маймусов. Криолитзона России. География в школе. 2002,№ 3, с. 32–38.
16. П.И. Мельников, Т.Е. Ильмина. Обживая мерзлоту.– М.: Советская Россия. 1984.
17. В.Н. Михайлов, Е.С. Повалишникова. Дельта Лены– самая северная и большая в России. География. 1999, № 6, с. 8–9.
18. И.Д. Мызников. Автодорога “Амур”. География. 2003, № 7, с. 9–10.
19. А.А. Никонов. Вулканы России. География. 1998, № 14.
20. В. Орлов. Рожденная в снегах. Вокруг света, 1990, № 2, с. 7–9.
21. А.С. Панков. Оймяконский меридиан.– М.: Мысль, 1979.
22. О.А. Петрусюк. Социально–экономические и геополитические аспекты ресурсной специализации северо–восточных территорий России. География в школе. 2000, № 7, с.12–17.
23. А.И. Полетаев. Алмаз. География. 1996, № 43.
24. С.В. Рогачев. Якутская символика: алмазы, орнаменты, реки. География. 2000, № 26, с. 16.
25. Л.В. Смирнягин. Якутия (Республика Саха). География. 1996. № 40, с. 14–15.
26. В.П. Супруненко. Анабарский зимник. Тысяча километров по сто тринадцатому меридиану. География. 1998, № 15, с. 10–11.
27. СССР из космоса. (Альбом космических снимков и схем дешифрирования). ГУГК, М.: 1983.
28. О.Н. Толстихин. В краю наледей. – Л.: Гидрометеоиздат, 1978.
29. С.А. Тархов С.А. Изменение административно–территориального деления России за последние 300 лет. География. 2001, № 15, № 21.
30. В. Тимаков. Вечная мерзлота, как она есть. Северные просторы. 1992, № 11–12, с. 14–15.
31. Б.С. Хорев. Краткий обзор географического размещения основных отраслей современного российского производства. География в школе. 2002, № 9, с. 14–25.

(Список неполный. Я не называю хрестоматии, словари– справочники и фундаментальные издания).