Творческий отчет учащихся по теме: "Технология хранения и поиска информации"

Разделы: Информатика


Цель: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Технология хранения, поиска сортировки информации» в форме творческого проекта.

Техническая база: локальная сеть, мультимедийный видеопроектор.

Программное обеспечение: MS Windows XP, MS Excel, MS Access.

На ПК подготовлена папка с фотографиями учащихся.

Структура урока:

I. Вводное слово учителя (10 мин.)

II. Самостоятельное выполнение заданий учащимися (30 мин.)

III. Защита проектов учащимися. (5 мин. * 6 проектов = 30 мин.)

IV. Подведение итогов урока (10 мин.)

I. Вводное слово учителя

«Заключительный урок по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации». Урок – творческий отчёт».

Для активизации знаний по теме учитель задаёт вопрос ученикам: Что нужно знать и уметь на уроке?». Учащиеся отвечают. Далее совместное целеполагание: по наводящим вопросам учителя, ребята формулируют цель урока – систематизация и обобщение знаний и умений, которые они получили, изучая данную тему. Учитель сообщает, что необходимо выполнить практическое задание по созданию базы данных и выступить с защитой своей работы. Работать учащиеся будут парами. Учитель заранее подбирает ребят так, чтобы в паре был «генератор идей» и «исполнитель». Учитель выдаёт конверты с заданиями, поясняет ход выполнения и защиты работы, критерии оценки работ.

Задание

  1. Создать базу данных «Название базы данных» на компьютере. Создать не менее 5 запросов разного вида, создать отчёт по основной таблице и отчёт по любому из запросов.
  2. Подготовить выступление, где отразить цели создания базы данных на компьютере, рассказать технологию создания, сделать выводы и подчеркнуть практическую значимость работы.

II. Самостоятельное выполнение заданий учащимися «рис. 1»

Рис. 1

Названия баз данных различны, например, «Записная книжка», «Классный руководитель», «Тренер», «Студент», «Абитуриент», «Медицинская карта». Учащиеся создают базу данных, заполняют её, придумывают работу с базой, исходя из целей её создания.

Им необходимо:

  1. Описать состав базы, назначение и цели её создания, а также перечислить, какие виды работ предполагается осуществлять в этой базе.
  2. Рассмотреть, из каких объектов может состоять база данных, каковы свойства этих объектов, выбрать необходимые параметры для моделирования. Определить количество полей, их названия, тип и размер. Выбрать главный ключ базы данных.
  3. Запустить СУБД Access. Создать новый файл БД на диске. Создать исходную таблицу. Создавая таблицу в режиме конструктора, необходимо указать имя каждого поля, тип, и если нужно, размер. Установить ключевые поля. Созданную таблицу обязательно сохранить, дав ей имя. Создать экранную форму с помощью Мастера, указав имя таблицы, на базе которой будет создаваться форма. Заполнить базу данных (не менее 10 записей), используя форму.
  4. Создать запросы (не менее 5). Создать отчёты по таблице и по любому из запросов с помощью Мастера.
  5. Подготовить выступление, где отразить цели создания базы данных на компьютере, рассказать технологию создания, сделать выводы и подчеркнуть практическую значимость работы.

III. Защита проектов учащимися

Ученики выступают парами. Один сидит за ПК, второй стоит у экрана видеопроектора. Выступление длится 4 минуты, ответы на вопросы одноклассников 1 минута. Отвечать может любой из группы.

Критерии:

  • Структура базы данных чёткая и логичная, поля отражают необходимые свойства объектов, правильно определены типы полей и их размеры.
  • Наглядное представление информации об объекте.
  • Запросы разнообразные (итоговые, с вычислениями, на выборку, с параметром и так далее).
  • Отчёт по основной таблице и отчёт по любому из запросов.
  • Защита проекта чёткая, убедительная, логичная. Ответы на вопросы краткие и правильные.
Структура
(5 баллов)
Форма
(3 балла)
Запросы
(6 баллов)
Отчёты
(2 балла)
Защита проекта
(4 балла)
Итог
(сумма баллов)
1            
2            
3            
4            
5            
6            

Одноклассники внимательно слушают выступление, задают вопросы, по окончании оценивают работу по данным критериям, заполняют бланк, суммируют баллы. Записывают итог на отдельный листок, выданный учителем.

IV. Подведение итогов

После каждого выступления листочки собираются учителем, и баллы заносятся с помощью MS Excel в таблицу. По окончании выступлений у учителя есть результаты выступлений всех групп. Подсчитывается средний балл каждой группы. Итоги выводятся на экран видеопроектора. Учитель высказывает свои замечания и пожелания, отмечает лучшие работы.

Объявляет результат:

  • «5» от 20–17 баллов
  • «4» от 16,9–14 баллов
  • «3» от 13 –11 баллов
  • «2» ниже 11 баллов

Члены группы получают одну оценку.

Ребята подводят итог урока.

Гимнастика для глаз.