Новый взгляд на координаты точек. Перевод чисел из различных систем счисления в десятичную и обратно

Разделы: Информатика


Ещё один способ перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему заключается в подборе чисел, которые должны входить в состав ряда степеней двойки, и, просуммировав которые, мы получим заданное десятичное число.

Ещё раз запишем полученные результаты степень двойки по возрастанию для лучшего визуального восприятия данного ряда чисел:
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024

Рассмотрим этот способ перевода на конкретном примере: переведём число 567 из десятичной системы счисления в двоичную систему.

Видно, что первое значение, которое входит в ряд степеней двойки и меньше заданного числа 567, – это 512. Записываем 1 для данного разряда и выполняем вычитание: 567–512.

Получилось число 55. Следующее число, входящее в заданный ряд и меньшее теперь уже числа 55 – это 32: в соответствующем данному числу разряде тоже надо поставить 1. Но между 512 и числом 32 располагаются в записанном нами ряду степеней двойки числа 64, 128, 256. Мы их не можем миновать просто так и оставить без внимания: запишем в соответствующих им разрядах нули. Итого, запись нашего двоичного числа преобразуется уже в следующий вид: 10001 (первая единица соответствует 512–ти, нули – 256, 128, 64, и последняя единица –32–м)
Выполняем действие: 55–32=23 . Следующее после 32 число 16 сразу подходит нам, так как оно меньше 23. Следовательно, в разряде, соответствующем 16, мы тоже записываем 1. Двоичное число приобретает вид: 100011.

Вновь выполняем действие: 23–16=7. Следующее, подходящее для результата число ряда – это 4. В разряде, соответствующем числу 8 (которое мы миновали), мы ставим 0, а в разряде, соответствующем 4, пишем 1. Двоичное число приобретает вид: 10001101.

Вновь выполняем действие: 7–4=3. Следующее подходящее число – 2 . Ставим в соответствующем разряде 1.

Выполняем действие: 3–2=1. Ставим последнюю единицу в разряде, соответствующем 1. Законченная запись числа приобретает вид: 1000110111.

Все объяснения можно было свести к следующей записи:

1 0 0 0 1 1 0 1 1 1

512 256 128 64 32 16 8 4 2 1

из которой явственно видно, суммированием каких чисел ряда степеней двойки можно получить заданное число 567. Над нужными числами стоят 1, над числами, не используемыми при суммировании, ставится 0.

Ну а теперь, для закрепления, переведём число 736 в двоичную систему счисления:

1 0 1 1 1 0 0 0 0 0

512 256 128 64 32 16 8 4 2 1

При изучении темы о переводе чисел различных систем счисления перед преподавателями возникает проблема – как заинтересовать учащихся процессом перевода: ведь просто выполнять арифметические действия представляется малоинтересным. Можно предложить им задание на закрепление, суть которого заключается в переводе координат точек, представленных в недесятичных системах счисления, в их обычный десятичный вид записи числа. Затем эти координаты использовать при построении рисунка в графическом редакторе Microsoft Paint (на рис.1 представлена сетка для построения, которую учитель должен приготовить заранее).

Рисунок 1

Перевод чисел двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему (варианты заданий)

Вариант №1

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

X

100002

11102

11102

11002

11002

11012

11102

11102

1116

1416

1416

1516

Y

1002

1002

102

102

10102

11002

10102

101102

1816

1616

А16

С16

продолжение таблицы

 

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

X

1616

1616

1416

248

228

228

208

208

218

228

228

Y

А16

216

216

48

48

28

28

128

148

128

48

Результат построения на рис.2

Рисунок 2

Вариант №2

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

X

10102

10002

100102

100102

11102

228

128

128

228

Y

102

10002

1102

101102

101012

248

208

148

108

продолжение таблицы

 

10

11

12

13

14

15

X

168

1216

1216

16

16

А16

Y

168

1416

616

816

216

216

Результат построения на рис.3

Рисунок 3

Вариант №3

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

X

100002

100002

10102

100002

11002

208

168

228

Y

102

1002

1002

10102

10102

168

168

248

продолжение таблицы

 

9

10

11

12

13

14

15

16

X

268

248

1816

1416

16

1416

1416

1016

Y

168

168

А16

А16

416

416

216

216

Результат построения на рис.4

Рисунок 4

Вариант №4

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

X

1102

10102

100002

100102

1416

1616

1416

1316

1A16

Y

11102

100002

11102

11112

F16

E16

E16

D16

816

продолжение таблицы

 

10

11

12

13

14

15

16

17

18

X

1D16

348

348

328

158

138

11002

10002

1102

Y

916

78

48

68

118

108

10102

11002

11102

Результат построения на рис.5

Рисунок 5