Внеклассное мероприятие "Во славу Отечества"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…”
А.С.Пушкин.

Цели:

1) повторить и систематизировать знания по истории нашей Родины по разделам “Древняя Русь”, “Московская Русь”.
2) развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях.
3) расширять кругозор учащихся, развивать интерес к предмету.

Оборудование: плакат с изображением одежды и вооружения русского воина, кроссворды, карточки с пословицами, аудиозапись, репродукция картины В.Васнецова “Богатыри”, учебник “Наша Родина в прошлом”, (автор Н.И.Ворожейкина).

Ход внеклассного мероприятия.

I. Вступление

Учитель: Тема сегодняшнего занятия: “Во славу Отечества”. В нашей школе уже восемь лет действует кадетский корпус “Виктория”. С первого класса мальчики стремятся учиться в кадетских классах. И где бы ни применили они свои знания – на гражданском или военном поприще, главное, чтобы каждый из воспитанников был мужчиной, патриотом, высоконравственным человеком, личностью, достойным гражданином своей страны.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия…

Эти слова мы произносим с гордостью, часто пишем с большой буквы на уроках русского языка. Глубже проникнуть в смысл этих слов помогает предмет - история. Сегодня воспитанники нашего класса должны показать свои знания по истории, вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую.

Занятие будет проходить в виде состязания двух команд.

Представление команд-дружин.

1 дружина.

Витязь: Я витязь Николай, сын Сергея из рода Стяговых. Пришел со своей дружиной.

Дружина: Мы поляне из стольного града Киева, столицы Древней Руси

2 дружина.

Витязь: Я витязь Евгений, сын Михайлы из рода Шолоховых. Пришел со своей дружиной.

Дружина: Мы северяне с берегов Северского Донца.

1 дружина: Мы, поляне, пришли взять дань с земли северской в пользу князя Киевского.

2 дружина: Северяне готовы отдать дань, но вы должны доказать в честном состязании, что достойны получить её. Да пусть рассудит нас совет старейших.

Представление жюри - совета старейшин.

II. Состязание команд – дружин.

1-е состязание: “Разгадай кроссворд”

Учитель. Уважаемые ратоборцы. Состязание наше будет интеллектуальным. Вы должны показать знания истории государства Российского. Итак, первое состязание кроссвордное. Кроссворды исторические. Разгадав их, мы должны получить самые святые слова.

1) Первое, очень родное для всех слово надо “найти” в стихотворении русского поэта Ивана Никитина. (Звучит аудиозапись стихотворения Никитина “Русь”).

Текст аудиозаписи:

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

2) О каком городе впервые упоминается в летописи в 1147 году. (Москва).

3) При каком князе Москва стала обладать достаточной мощью, чтобы возглавить общерусское выступление против Зоотой Орды? (Дмитрий)

4) Князь Дмитрий, собрав дружину для битвы, поехал за последним советом к старцу. (Звучит аудиозапись слов Сергия).

“Если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо бороться с ними и кровь свою пролить,” – молвил старец Дмитрию. “А ты, Дмитрий, будешь жив. Иди на битву”. Он перекрестил князя и молвил: “Ты победишь!””.

Назовите имя старца. (Сергий).

5) Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после Куликовской битвы. (Донской).

6) Чем закончилось для русских сражение с ордынцами на реке Дон. (Победа).

Учитель: Какое слово получилось по вертикали? (Родина).

Ученик:

Россия – Родина моя,
Холмы, дубравы и долины,
Грома морей и плеск ручья
Прими, Россия, слово сына.

Песня. “Родина моя” сл. Е.Евтушенко, муз. Б.Терентьева.

Родина, Россия, Русь. Сколько ей лет? Как жила она прежде, бедовала или радовалась? Что означает само это загадочное слово – Русь?... Учёные высказывают много версий. А вот в толковом словаре живого великорусского языка Даля записано “Русь – это… ”.

Но прочитаем мы это слово по вертикали во втором кроссворде.

1) Назовите имя чингизида, который привел огромную, в 300 тыс.рать на Дон, чтобы вновь разорить Русь. (Мамай).
2) Сколько в истории Руси ратных полей боевой славы? (три). Как называется первое ратное поле? (Куликово).
3) Назовите имя русского богатыря, вступившего в поединок перед битвой с могучим ордынцем Челубеем. (Пересвет)

Какое слово получилось по вертикали? (Мир).

В словаре Даля (1882 г.) записано “Русь-мир, белсвет…”

Мир – это святое слово. Без него невозможно счастье.

Учитель: Что для жизни нужно?

Дети: Солнце!

Учитель: Что для дружбы нужно?

Дети: Сердце!

Учитель: Что для сердца нужно?

Дети: Счастье!

Учитель: Что для счастья нужно?

Дети: Мир!

2-е состязание: “Бей ответом прямо в цель”

1) Назовите первую столицу русского государства. (Киев).
2) В каком году киевский князь крестил своих подданных (988 г.)
3) Как звали киевского князя? (Владимир “Красное солнышко”).
4) Назовите русских князей, которые получили прозвища по названию рек. (Александр Ярославович Невский 1240г. и Дмитрий Донской 1380 г.).

Высока высота поднебесная,
Глубока глубина окиян – моря,
Быстры, светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.

3-е состязание: “Бей ответом прямо в цель”

Победит тот, кто больше назовёт былинных богатырей.

1. Илья Муромец
2. Добрыня Никитич
3. Василий Буслаев
4. Волх Всеславьевич
5. Никита Кожемяка
6. Святогор
7. Алёша Попович
8.Вольга Святославович
9.Микула Селянинович
10.Чурила Пленкович
11.Дунай-сват

На картине художника Васнецова изображены три из них, о которых вам поведает ратник Иван.

“Илья Муромец, Д.Никитич, А.Попович. Три богатыря стоят на страже русской земли. Число “3” в народе означало много. Илья Муромец на черном коне. Это он победил Страшного Соловья разбойника. А когда в бою палицей своей размахивал, падали враги кругом замертво! Крепкая рука Добрыни Никитича порывисто выхватывает тяжелый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Рвётся в бой русский витязь Алёша Попович - третий всадник. Ни в чём он от своих товарищей не отстаёт. Поэтому трое богатырей, стоящих на заставе – это как бы весь народ охраняет свою землю”.

Нет на свете человека, который не мечтал бы быть похожим на богатырей русских. Для этого с раннего детства надо приучать себя к работе, спорту. К этому стремятся и наши воспитанники.

Песня. “Для чего нужна зарядка” муз. Рыбкина.

(Группа учащихся выполняет физические упражнения под музыку)

4-е состязание: “Собери воина в дорогу”

Перед Вами изображены одежда и вооружение русского воина – богатыря. (рис.№1, рис.№2, рис.№3)

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Назовите детали одежды русского богатыря и его вооружения. (Шлем, мисюрка, ерихонка, кольчуга, меч, колчан, лук, щит, булава, рогатина, чекан, бердыш, копьё, кистень).

5-е состязание: “Историческое лото”

Славяне отличались отвагой, смекалкой, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили “Да будет мне стыдно!” И слова своего не нарушали. Все это отразилось в пословицах. Предлагаю составить целые пословицы из частей.(Найди вторую часть пословицы)

1. Не силой борются, 1… а товарища выручай
2. Сам пропадай, 2…хвались с боя
3. Враг боек, 3… там победа
4. Не хвались в бой идучи , 4…а умением
5. Лучше смерть, 5… да русский стоек
6. Где смелость, 6…чем позор

Ответы: 1–4, 2–1, 3–5, 4–2, 5–6, 6–3.

6-е состязание: “Назови автора”

Высказывания выдающихся людей запомнились и передавались из поколения к поколению. Со временем их стали называть крылатыми выражениями. Вспомните, кому принадлежат слова:

“Кто с мечём на русскую землю придёт, от меча и погибнет” (А.Невский)

“Тяжело в ученье – легко в бою” (А.Суворов)

“Стреляй редко, да метко…” (А.Суворов)

III. Показательные выступления воспитанников по дзюдо.

Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из родников, удивить красотой. Только защитить себя сама не может. Стать богатырём, защитником можно занимаясь в спортивной школе олимпийского резерва “Олимпиец”. (Показательное выступление воспитанников по дзюдо).

IV. Подведение итогов.

Награждение победителей.

Итак, как решил совет старейшин? Заслужили поляне, чтобы северяне заплатили дань? Или они уйдут с земли северской ни с чем?

V. Заключение.

1. Отрывок из стихотворения Андрея Ивановича Тургенева “К Отечеству”.

Читает воспитанник:

Сыны отечества клянутся,
И небо слышит клятву их!
О, как сердца в них сильно бьются!
Не кровь течёт, но пламя в них.
Тебя, отечество святое,
Тебя любить, тебе служить –
Вот наше звание прямое:
Мы жизнию своей купить
Твоё готовы благоденство.

2. Слова воспитанников.

Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины моей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!

Ученики хором:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

3. Гимн кадетов, муз.В.Агафонова, стих. А.Беляка. Исполняют воспитанники.