ТЕМА УРОКА
“Измерение силы тока и напряжения. Расширение
пределов измерительных приборов”
ЦЕЛИ УРОКА | ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА | СТРУКТУРА УРОКА | |
1) Образовательная сформировать у учащихся представление о шунтах, подключаемых параллельно к амперметру, и добавочном резисторе, подключаемом последовательно к вольтметру; нуачить подбирать шунты к амперметру и добавочный резистор к вольтметру. 2) Развивающая продолжить формировать умение сравнивать и анализировать; 3) Воспитывающая продолжать выработку умения работать в группе (развитие коммуникабельности) |
1) эпидиаскоп с экраном – 1 шт. 2)
вольтметр лабораторный (0-6В) – 3) амперметр лабораторный (0-2А)- 4) проволока медная с площадью поперечного сечения 0,126*10-6 м2 – моток. 5) набор резисторов известного значения от 10 кОм до 100 Ом 6) линейка метровая |
Этапы урока | Форма проведения |
1. Организационный этап | |||
2. Проверка домашнего задания | тестирование | ||
3. Подготовка к активному усвоению новых знаний | фронтальный опрос | ||
4. Изучение нового материала | работа по инструктивной карте | ||
5. Первичное закрепление | работа по образцу | ||
6. Применение знаний | работа в операционном модуле по алгоритму | ||
7. Подведение итогов урока | |||
Информация о домашнем задании |
ПРИМЕЧАНИЕ: этапы 2 и 3 проводятся параллельно.
ХОД УРОКА
Название и дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии | ||
1.Организационный этап ДЗ. Подготовка учащихся к началу урока. |
Приветствие, выявление отсутствующих. Тема нашего урока:"Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерительных приборов" Сегодня на уроке мы познакомимся с важным примером применения последовательного и параллельного соединения элементов цепи. Рассмотрим различные схемы включения электроизмерительных приборов, научимся расширять их пределы, и попытаемся самостоятельно изготовить новый прибор. |
||||
2. Проверка домашнего задания. ДЗ. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, стимулирование учащихся к самообразованию. |
А начинаем мы с проверки домашнего
задания. Каждый получил поурочную карту, с
которой он будет работать на протяжении
сегодняшнего урока. Проверка домашнего задания проводится в форме хорошо вам знакомого тестового контроля. Работаем быстро, четко, по окончании работы сдаем работы своему консультанту. |
Учащиеся отметили правильные ответы в тесте и сдали его консультанту. Он начинает проверять работы, а в это время идет фронтальный опрос. | Учащиеся разбиты на группы по 6 человек, среди них есть консультант, который проверяет свою работу и работы своих товарищей и выставляет в сводную ведомость количество набранных баллов (от 0 до 5) | ||
3. Подготовка к активному
усвоению новых знаний. ДЗ. Подготовка учащихся к тому виду учебной деятельности, который будет доминировать при усвоении учащимися новых знаний, формирование познавательных мотивов к предстоящей деятельности. |
Тема нашего урока тесно связана с
предыдущем мaтериалом. - Что мы изучили на прошлом уроке? Давайте вспомним особенности последовательного и параллельного соединения. - В чем состоит особенность последовательного соединения? - Что можно сказать о силе тока в любой части цепи? - Чему равно сопротивление и напряжение в таких цепях? Зашипите на доске эти уравнения. - Где можно встретить последовательное соединение проводников? Теперь поговорим о параллельном соединении проводников. - В чем состоит особенность этого соединения? - Что можно сказать о силе тока в цепи? - Чему равно общее сопротивление и напряжение в таких цепях? - Где можно встретить параллельное соединение проводников? Часто в электрические цепи включают контролирующие приборы. - Назовите эти приборы? - Вспомните особенности включения их в цепь. |
Два ученика, по очереди, выходят к доске и записывают по 3 уравнения в таблицу. | На отвороте доски оформлена таблица, которую заполняют учащиеся. | ||
Физическая величина | Последо- вательное соединение |
Параллельное соединение | |||
Сила тока | |||||
Напряжение | |||||
Сопротивление | |||||
4. Изучение нового материала. ДЗ. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях. процессах. На основе новых знаний вырабатывать умения. |
Очень часто бывает так, что сила тока в
цепи или напряжение превышают значение на
которые рассчитаны приборы, и из этой ситуации
есть два выхода: либо надо воспользоваться
другим прибором, которого может и не оказаться
под рукой, либо попытаться изготовить новый
прибор самостоятельно. Задача не такая сложная,
как может| показаться, и с помощью полученных
сегодня знаний мы изготовим эти приборы. Повторив основные вопросы прошлого материала мы с вами обращаемся к заданию № 2 нашей инструктивной карты, и, по алгоритму предложенному в задании , попытайтесь самостоятельно получить формулу сопротивления шунта. Точно также получите формулу добавочного сопротивления. |
Двух учащихся по очереди вызываю с их картами и через эпидиаскоп проецирую их работу на экран. Они объясняют ход своих рассуждений. | |||
5. Первичное закрепление. ДЗ. Формировать у учащихся умения применять знания по образцу |
Давайте применим полученные нами
формулы для решения задачи. Обратите внимание на экран. Здесь представлена решенная задача и вам прелагается по образцу решить свою задачу самостоятельно. |
||||
РАБОТА ПО ОПЕРАЦИОННОМУ МОДУЛЮ |
|||||
б. Применение знаний ДЗ. Формирование у учащихся умения применять знания в измененной ситуации. |
Прочтите цели всего модуля. - Как вы их понимаете? Далее, читая цели к каждому учебному элементу и выполняя задания, постарайтесь достичь этих целей. Результатом вашей работы будет изготовленный прибор. |
Учащиеся работают с модулем | |||
7. Подведение итогов урока. ДЗ. Дать оценку работе учащихся. |
Хорошо. Все справились с работой. Оцените самостоятельно свою работу на уроке по "6" балльной шкале (по 2 балла за каждое задание)и выставите свой балл в сводную ведомость. С помощью консультанта выставите себе оценку за урок. | Учащиеся оценивают свою работу и консультант выставляет в ведомость оценку за урок. | |||
8. Информация о домашнем задании. ДЗ. Дифференцированно дать домашнее задание. |
В зависимости от полученной оценки запишите домашнее задание |
ТЕМА УРОКА “Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерительных приборов”
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Усвоить понятие шунта и добавочного сопротивления, способы их подключения
- Уметь рассчитать сопротивление внешнего шунта к амперметру и добавочного сопротивления к вольтметру.
- Изготовить шунт и добавочное сопротивление к предложенным приборам.
Важным примером применения последовательного и параллельного соединения проводников являются различные схемы включение электроизмерительных приборов. Какие это схемы и когда они применяются мы должны выяснить в ходе сегодняшнего урока.
ЗАДАНИЕ 1.
Проверка домашнего задания.
КОММЕНТАРИИ Проверьте ранее изученный материал с
помощью такого теста. |
СОДЕРЖАНИЕ |
1. Каково напряжение на участке цепи
постоянного тока с электрическим сопротивлением
2 Ом при силе тока 4 A?
2. Сопротивление проводника длиной 100 м с площадью поперечного сечения 104 м2 равно 2 Ом. Каково удельное сопротивление материала проводника? А. 2*106 Ом*м. Б. 2 Ом*м. В. 2*10-6 Ом*м. 3. Напряжение на проводнике R 1 (рис. 1) равно 4В. Какое напряжение будет на проводнике R2? А. 2 В. Б. 4 В. В. 8 В. 4. В электрическую сеть с напряжением 220 В (рис. 2) включили лампу и реостат. Каково напряжение на реостате, если вольтметр, подключенный к лампе показал 120 В. А. 120 В. Б. 100 В. В. 220 В. 5. Какой ток проходит через реостат (рис.3), если через каждую лампу идет ток 1,5А. Лампы одинаковы. А. 3 А. Б. 1,5 А. В. 4,5 А. |
ЗАДАНИЕ 2.
Изучение нового материала.
КОММЕНТАРИИ Выведите формулу
для расчета добавочного сопротивления и шунта. |
СОДЕРЖАНИЕ |
1. Прочтите следующий текст. Допустим, что имеется амперметр, рассчитанный на максимальный ток I, а требуется измерить большую величину тока. В этом случае к амперметру присоединяют параллельно малое сопротивление Rш, обычно называемое " шунтом "( от английского "шунт"-добавочный путь). 2. Начертите схему включения амперметра и шунта и обозначьте направление токов и сопротивления. Используйте следующие условные обозначения: I; Iш; Rа; Rш; Uа; Uш. Дайте расшифровку этих обозначений. 3. Выведите уравнение для вычисления сопротивления шунта. Для этого:
4. Прочтите текст: Отличие внутреннего строения вольтметра от амперметра заключается в том, что дополнительный резистор включается внутри корпуса последовательно с основной катушкой. Поэтому, чтобы расширить предел его измерения к нему последовательно включают добавочное сопротивление Rд. 5. Начертите схему включения вольтметра и добавочного сопротивления, обозначьте токи, напряжения и сопротивления, введите следующие условные обозначения: U; U в; Uд; I в; Iд; R в; Rд. Дайте расшифровку этих обозначений. 6. Выведите уравнение для вычисления добавочного сопротивления. Для этого:
|
ЗАДАНИЕ 3.
Практическая работа. Модуль практического задания. (Тип модуля: операционный)
№ УЭ | ЦЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ | УКАЗАНИЯ УЧИТЕЛЯ |
УЭ 0 | Интегрирующая цель всего модуля. 1. В процессе выполнения практического задания вы должны обобщить знания о шунтах и добавочных сопротив-лениях, способах их подключения. 2. Научится применять полученные знания при решении задач. 3. Изготовить на практике шунты и добавочные сопротивления к предложенным приборам. |
Прочти внимательно цели модуля. | |
УЭ 1 | Закрепить полученные знания, решив задачу по образцу. | Школьный вольтметр, рассчитанный на напряжение 6В имеет сопротивление 700 Ом. Определить какое дополнительное сопротивление должно быть к нему присоединено, чтобы можно было измерить напряжение до 120В? | Прочитай цели модуля. С помощью задачи решенной на доске, и прослушав внимательно объяснение учителя, самостоятельно реши предложенную задачу. Если затрудняешься обратись к своему консультанту. |
УЭ 2 | 1. Рассчитайте сопротивление шунта и
добавочного резистора к предложенным приборам. 2. Изготовьте шунт и подберите добавочный резистор, используя предложенную проволоку и резисторы. |
Порядок выполнения практического
задания. 1. Рассмотрите выданные вам приборы, и на лицевой панели найдите внутреннее сопротивление приборов. Ra = ; Rв = ; 2. По шкале приборов определите предел измерения амперметра и вольтметра. Iа = ; Uв = ; 3. Зная, необходимое вам, новое значение силы
тока и напряжения определите коэффициент
расширения для амперметра n1= ; 4. Используя полученные на уроке формулы, рассчитайте сопротивление R ш = ; Rд = ; 5. Зная, что площадь поперечного сечения предложенного провод равна 0,126*10-6 м2 и, что она изготовлена из меди r = ; по формуле I=R*S/ r рассчитайте необходимую длину проволоки и отрежьте ее от мотка. L = ; Подбери добавочные резисторы, так, чтобы сумма их значений равнялась R д, соедини их последовательно. 6. Закрепи полученный шунт и добавочное сопротивление на приборе. |
1. Прочитай внимательно цели модуля. 2. Если затрудняешься, обратись к консультанту или учителю. 3. Если испытываешь затруднения, найди нужную формулу в инструктивной карте. 4. Необходимые данные возьми из справочника физических констант. 5. Не забывайте об особенностях подключения шунтов и добавочных сопротивлений |
УЭ 3 | Оценить свою работу. | Резюме: самостоятельно оцените, достигли ли вы цели модуля? | Для этого вернитесь к цели всего модуля. |
УЭ 4 | Выставить баллы, полученные на уроке | Оцени свою работу самостоятельно, максимальное количество баллов “6” Учитывая баллы за проверку домашнего задания, вместе с консультантом, выставите себе оценку за урок. | Если у вас 10-11 баллов, то получаете “5”; 8-9 б. – “4”; 6-7 б. – “3” |
УЭ 5 | Задание на дом: Оценка “5” - № 780-782 сб. задач Рымкевича; оценка “4” - № 1007, 1008 сб. задач Степановой; оценка “3” - п. 56, коспект, № 1007 сб. задач Степановой |
В зависимости от оценки, запишите Дом./Зад. |