Повышение интенсивности учебного процесса в общеобразовательных учреждениях привело к тому, что обеспечение высокой трудоспособности учащихся и сохранение их здоровья стало одной из насущных задач, стоящих перед педагогами, валеологами и врачами. Следовательно, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной разгрузки.
Атмосфера положительных эмоций и переживаний, радости и доброжелательности, сопереживания успеху имеет большое значение при изучении иностранного языка, так как она придает эмоциональную окраску учению, переключает учащегося с его повседневных забот, снимает напряжение, усталость, стимулирует познавательную деятельность учащегося. Учение, сопровождаемое отрицательными эмоциями, угнетает учащегося и является непродуктивным.
Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Исследования ряда учёных (П.К. Анохин, Н.П. Бехтерева, А.Р. Лурия) доказывают, что одной и той же деятельности, реализуемой в разных условиях, соответствует своё функциональное состояние мозга, которое является фоном развития этой деятельности. Успех выполнения деятельности зависит от того, насколько функциональное состояние мозга будет соответствовать характеру выполняемой им деятельности. Изменение функционального состояния головного мозга человека ведёт к изменению частоты его биоэлектрических колебаний. Это функциональное состояние готовит различные нейронные ансамбли головного мозга к восприятию раздражителей из внешней среды и в то же время способствует распространению возбуждения на другие его участки. Чем больше таких участков головного мозга задействовано в осуществлении деятельности, тем она продуктивнее.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т Сивков), то есть иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к утомлению и снижению активного внимания.
В письме Министерства образования Российской Федерации № 420 от 5.07.01 акцентируется внимание на неблагополучие здоровья учащихся и рекомендуется ввести в учебный процесс оздоровительные мероприятия с целью сохранения и укрепления здоровья молодежи. В связи с этим мы разработали и издали методические рекомендации по разрядке напряженности и снятию физического переутомления на уроке французского языка [3].
Согласно рекомендациям Совета Европы, мы стараемся уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Для снятия усталости обучаемых и повышения их работоспособности на уроке преподавателю необходимо планировать короткую разрядку длительностью 3-5 мин. Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой на изучение иностранного языка и вызывает радость. А обучение иностранному языку на современном этапе всегда должно быть радостным.
В распоряжении у преподавателя различные формы разрядок:
– физкультминутка, которая может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором;
– игры;
– смена вида деятельности;
– музыкальная пауза и т.д.
Мы, как и Я.И. Бондаревский, рекомендуем включать в педагогический процесс психофизические упражнения, способствующие снятию напряжения и оптимизирующие функциональное состояние учителя-ученика [1]. Вот несколько примеров таких упражнений:
1. Ferme les yeux! Respire calmement, la bouche fermée. Imagine que le bout de ton nez est un crayon. Dessine lentement des O de plus en plus grands. Ecris mentalement ton nom à l’intérieur de ce O. Imagine que tu l’as écrit avec un crayon rouge, puis bleu, puis vert.
2. Fermez les yeux! Respirez calmement, la bouche fermée! Haussez les épaules vers le haut, puis laissez-les tomber d’un seul coup. Faites-le deux ou trois fois. Ouvrez vos yeux sans bouger les épaules. Tournez la tête et regardez la plus loin possible en arrière, d’abord du côté droit, puis du côté gauche.
3. En inspirant, abaissez la tête et tournez-la très lentement vers la gauche, puis en arrière. Expirez et tournez la tête vers la droite puis vers l’avant. Faites le tout très lentement et en laissant les épaules basses. Faites la même chose en commenfant par la droite.
Своевременное и умелое проведение преподавателем психофизических упражнений дает возможность обучаемым немного отключиться от урока, чтобы еще с большей активностью включиться в него.
На перемене также необходимо активно подвигаться, включив в процесс все 640 мышц тела человека. А это, в свою очередь, дает возможность с новой силой включить 16 миллиардов нервных клеток коры полушарий головного мозга для активного участия их в творческом процессе на втором часе занятия.
Влиянию дозированных физических нагрузок на умственную работоспособность учащихся посвящена диссертация Н.А. Фомина. Автор отмечает улучшение умственной работоспособности учащихся в результате проведения физкульт-пауз в ходе уроков в общеобразовательных учреждениях. Снятию высокого напряжения зрительного и слухового анализатора и вынужденной сидячей рабочей позы способствуют специальные валеологические упражнения [5].
Рекомендуется проводить с учащимися и дыхательные упражнения. Общеизвестно, что в спокойном состоянии естественный процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц). Проводить данный вид упражнений в нашем регионе необходимо, ввиду неблагополучного влияния экологии на организм учащихся. П.И. Костенок проанализировал результаты медицинских осмотров школьников последних двух лет в г. Пласт Челябинской области и в п. Красногорский Еманжелинского района. В этих населенных пунктах приблизительно равные социальные, климатические, санитарно-гигиенические условия, за исключением того, что в Пласте имеется обжиговый завод, использующий в производстве мышьяк и относящийся к первому классу вредности. Исследованием областной санитарно-эпидемиологической станции установлено, что 54 % всех болезней детей г. Пласт приходится на органы дыхания. Этот факт объясняется длительным воздействием на организм мышьяковых соединений [2, c. 64].
Мы предлагаем следующие упражнения для дыхания:
Fermez les yeux! Respirez lentement la bouche fermée! Faites attention à votre respiration en comptant lentement jusqu’à quatre. Laissez votre souffle monter jusqu’au sommet du crâne. Retenez-le (bloquez votre respiration) en comptant jusqu’à quatre! Expirez en comptant jusqu’à quatre! Faites la même chose en comptant jusqu’à cinq, puis jusqu’à six.
Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением неуклонно растет, учителю необходимо проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
Fermez les yeux!
Ouvrez-les! Clignotez vite pendant 2 minutes! Levez-vous et regardez droit devant vous le plus loin possible. Puis regardez le bout de votre doigt qui est à 30 centimètres de vos yeux (3-5 secondes). Répétez cet exercice 10 fois! Ceux qui portent les lunettes peuvent faire cet exercice sans les enlever.
Fermez les yeux! Ouvrez-les! Regardez tout droit devant vous, puis en haut, en bas, à droite, à gauche. Maintenant faites le même exercice mais en diagonale – en haut, en bas. Ensuite fermez les yeux et faites cet exercice encore une fois. A la fin de cet exercice faites les mouvements circulaires.
Своеобразным отдыхом на уроке является релаксация (от латинского relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление), состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения [4, c. 338]. Этот вид разрядки лучше проводить с учащимися средней и старшей ступени обучения Можно проводить сеансы нервно-мышечной релаксации. Преподаватель или учащийся читает для всех текст, выполняя одновременно и сам этот комплекс упражнений. Упражнения можно выполнять под спокойную, тихую музыку.
La main ouverte. Concentrez-vous sur votre main droite fermée. Sur l’inspiration, il faut ouvrir doucement cette main, rythme respiratoire et mouvement corporel sont en accord. Sur l’expiration, il faut refermer cette main. Même exercice trois fois. Puis pause et ensuite la même chose avec la main gauche. Cette technique brève et facile développe la concentration sur soi, et a un effet relaxant.
Le poing fermé. Cette technique repose sur un principe de la relaxation jacobsonienne, c’est-à-dire sur une alternance de tension et de relâchement. Tendre le bras droit, fermer le poing et le serrer fortement. Puis le relâcher et laisser tomber le bras le long du corps. Sentir la différence entre la droite et la gauche. Faire la même chose avec le bras gauche, puis avec la jambe gauche, la jambe droite, les deux jambes et le bassin.
Сеанс психологической релаксации проводится также в сопровождении приятной музыки. Преподаватель читает ранее изученный текст на французском языке тихо, размеренно, выдерживая солидные паузы. Учащиеся должны представить себе все, что слышат, отдаться на волю образам, возникающим в воображении.
Le voyage symbolique. Vous êtes dans une cuisine. Observez-la. Comment sont les murs, le sol? Qu’y a-t-il à l’intérieur? Vous sortez de la cuisine et vous prenez un couloir. Comment est-il? Que ressentez-vous dans le couloir? Dans ce couloir, il y a un vase. Regardez-le. Que faites-vous face à ce vase? Vous arrivez au bout du couloir et vous ouvrez une porte. Vous entrez dans une forêt. Observez cette forêt. Observez les arbres. Observez le sol. Et voici qu’arrive un ours. Que se passe-t-il avec lui? Vous quittez l’ours et vous vous trouvez face à un mur. Que faites-vous? Devant vos yeux se trouve une plage. Que faites-vous sur cette plage? Comment est la plage? Que ressentez-vous? Maintenant revenez aux sensations de votre corps. Quelles sont ces sensations? Comments vous sentez-vous? Observez.
Мы предлагаем использовать на уроке экспресс-метод эмоциональной разгрузки.
EXPRESS-METHODE DE LA DETENTE DE LA TENSION EMOTIONNELLE
1. Croisez les doigts derrière le dos. Les émotions négatives se
concentrent surtout dans la nuque et les épaules de l’homme. Il faut tendre les bras et
le dos (3 secondes), s’étirer, détendre, détendre vraiment les épaules et les bras.
Secouez les mains pour faire baisser la tension..
2. Croisez les doigts devant vous. Il faut s’étirer, laisser tomber les épaules et les
mains, se détendre. Secouez les mains (retour à l’énergie de la terre).
Pendant cet étirement l’hormone “du bonheur” se répand dans l’organisme.
3. Les sentiments négatifs s’accumulent dans la nuque, c’est pourquoi il faut
détendre les épaules.
a) Soulevez les épaules avec la tension, puis abaissez-les. Répétez cet exercice 3
fois. Puis levez chaque épaule quelques fois rapidement (qui sert de déclancheur).
b) Mettez le menton sur la poitrine.
c) Tournez le menton à droite, puis à gauche. Répétez cet exercice 3 fois, faites
tourner le cou lentement.
d) Asseyez-vous droit et commodément. Sentez le relâchement du cou.
EXERCICE RESPIRATOIRE
Un des moyens effectifs de la détente de la tension émotionnelle est la faiblesse sur le fond de la respiration de l’yogi:
- asseyez-vous sur la chaise librement;
- fermez les yeux;
- écoutez votre respiration calme et régulière.
Respirez d’après le schéma “4 x 4 x 4”:
Inspiration – 4 secondes;
Arrêt de la respiration – 4 secondes;
Expiration 4 secondes.
Faites cet exercice nasale 3 fois. Ecoutez votre respiration, sentez l’air qui remplit vos poumons, se disperse dans votre corps jusqu’aux bouts des doigts, puis libère les poumons. Aucune pensée pendant cet exercice. Il faut avoir l’esprit libre.
LA GYM DES DOIGTS
Tout le monde sait qu’il y a un lien droit entre la motricité et l’activité intellectuelle. Pour éviter la fatigue et garder l’esprit lucide faites l’exercice suivant:
- accoudez-vous sur la table (mettez les coudes sur la table);
- fixez les mains tout droit;
- serrez les poings;
- étirez le pouce verticalement, puis serrez-le.
- Etirez-le horizontalement et serrez-le.
Répétez cet exercice 3- 4 fois. Et ainsi de suite avec chaque doigt. A la fin secouez les mains, étirez-vous, croisez les doigts.
EXERCICE “SOURIRE”
Fixez votre sourire pendant 10-15 minutes. Vous devez sentir l’affaiblissement des muscles.
Sentez le bien qui se disperse dans votre corps grâce à votre sourire.
Gardez cet état.
EXERCICE THERAPEUTIQUE POUR FAVORISER LA REFLEXION
Vous êtes fatigué.
Il faut presser la racine du nez à l’aide du pouce et de l’index de deux côtés.
Il faut masser à l’aide du pouce la première articulation du petit doigt (de l’auriculaire) pendant 20 secondes.
Поддержанию высокого эмоционального тонуса учащихся способствует и юмор. Опыт показывает, что короткие, интересные, остроумные и занимательные тексты находят у них самый живой отклик. Французские дидакты Пьер Жиро и Пьер Грипари также утверждают, что необходимо использовать юмор (игру слов, смешные истории) при изучении французского языка как иностранного [6, с. 40]. Шутка, юмор оживляют занятие, и не только. Смех является необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся, снимает усталость, скованность, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала. Мы, как и Ж.-В. Мартэн, придерживаемся такого мнения - “Rire en classe, c’est aussi “lubrifier” [6, с. 40].
Эмоциональная атмосфера на занятии может создаваться за счет материалов занимательного характера, не только стихов и песен, но и пословиц и поговорок, загадок и шарад, ребусов и кроссвордов.
В заключение хотелось бы отметить, что, увлекаясь объяснением нового грамматического материала, чтением текста или беседой по теме, учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили отодвинуть процесс утомления и избежать переутомления. Эмоциональный настрой учителя, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии напряжения на уроке.
Библиографический список
- Бондаревский Я.И. Основы лечебной педагогики. – Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образ., 1993. – 118 с.
- Костенок П.И. Функционально-личностные педагогические основы физического развития школьников: Монография. – Челябинск: Изд-во Челяб. пед. ун-та, 1998. – 172 с.
- Методические рекомендации по организации и проведению разрядки на уроке французского языка / Т.И. Жаркова. – 2-е изд-е, перераб и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. пед. ун-та, 2003. – 117 с.
- Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Фомин Н.А. Влияние дозированных физических упражнений на умственную работоспоспособность и некоторые вегетативные функции детей школьного возраста: Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Л., 1964. – 24 с.
- Martin G.-V. Didactique: l’heure de l’humour / Le franзais dans le monde. – 1989. – № 225. – Р 39-40.