Коллективные способы обучения на уроке литературы в 5-м классе при изучении темы "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Разделы: Литература


101395

Место урока в системе уроков литературы:

Урок является логичным завершением работы над поэмой и предполагает собой систематизацию, обобщение полученных знаний, их личностную оценку самими учащимися с точки зрения глубины и содержательности.

Цели урока: систематизировать, обобщить знания о поэме, ее художественном своеобразии; выявить знания, полученные в процессе изучения поэмы( сюжет, основные образы, языковых средства); научить воспринимать поэтический текст как произведение искусства; научить самостоятельно оценивать как свои знания, так и свою работу в коллективе, работу всего коллектива; способствовать дальнейшему овладению навыками выразительного, беглого, сознательного чтения; способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе; способствовать развитию творческих навыков актерского мастерства (умения передать чувства героя, автора); способствовать развитию таких  процессов как память, мышление, воображение и др.; воспитывать любовь к родному языку, русскому литературному наследию, в том числе гениальному наследию А.С. Пушкина; воспитывать умение воспринимать и ценить прекрасное.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Оборудование:учебник или самостоятельное издание поэмы, тетрадь по литературе; оценочные листы; информационные таблички; карточки для работы по Мурманской методике; раздаточный материал для картинного пересказа, иллюстрации; ордена для награждений учащихся; ТСО.

Время: 45 + 45 = 90 мин.

Этапы и ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы не просто подводим итоги работы над поэмой. Наша задача поделиться своими знаниями друг с другом, научить друг друга. Оценивая свою работу, мы должны постараться объективно оценить и работу всего коллектива.

Итак, тема нашего урока: Поэма А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.(Тему учащиеся записывают в тетрадь. Учащимся выдаются оценочные листы),прил.А.

II. Ход урока.

1) Представление групп.

На доске записаны высказывания об А.С. Пушкине : ( читает учитель)

Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу! (Д.Самойлов)

Что Бог не может, – сможет гений,
Он чудеса творит шутя. ( Д. Кугультинов).

Любовь! Россия! Солнце!
Пушкин! –
Могущественные слова… (И.Северянин)

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет! (Ф.И. Тютчев)

Прочитаем чудесные высказывания русских поэтов об А.С. Пушкине. Две строчки выделены красным. Прочитаем их: “Любви и чести верен Будь!”.Кому принадлежат эти слова? (Мудрому Финну).

Как вы думаете, могут ли эти слова стать достойным эпиграфом к нашему уроку? Почему? Ээпиграф записать в тетрадь).

Пришло время познакомиться с участниками урока.( Группы встречать аплодисментами )

1гр.: Литературоведы (они помогут нам вспомнить о сюжете поэмы, ее художественном своеобразии).

2гр.: Историки (наши архивариусы: даты, факты, события).

3гр.: Театроведы (знают все об опере М. Глинки “Руслан и Людмила”).

Поэтическая минутка:

Поэт присутствует на уроке (один из учеников). Особенно отличившихся на уроке он награждает почетным орденом, равносильным отметке “5”.

Ученик в роли Александра Сергеевича:

Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных Муз.

2) Обмен теоретическим материалом.

Ученые приготовили для нас много интересной информации. Выступление каждой группы готовится заранее под руководством учителя.

Задача каждой группы прослушать выступления друг друга и заполнить теоретические карточки.( в карточки нужно вставлять только пропущенные слова (см. приложение к уроку Б)).

Проверка осуществляется с использованием кодоскопа. Выставляются оценки в оценочный лист:

0 ошибок–5 баллов;
1 ошибок–4 балла;
2 ошибки–3 балла;
3 ошибки–2 балла.

3) Коллективная работа по Мурманской методике

Поэтическая минутка.

Ученик в роли Александра Сергеевича:

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

Приступаем к работе в группах.

Внимательно прочитайте задания на карточках, у вас их три: красная, желтая, зеленая. Ваша задача: проработать все три цвета. При работе используйте алгоритм – это последовательность ваших действий. (прорабатываются все карточки путем обмена. Последовательность действий отражена в алгоритме (см. приложение к уроку В)).

4) Подведение итогов работы по Мурманской методике.

Этапы:

1. Проверка выразительного чтения (при проверке выразительного чтения учащиеся имеют возможность заработать орден.)
2. Занесение результатов в оценочные листы.
3. Обсуждение:

Какая карточка показалась самой трудной?

Сложной ли была работа?

Понравилась ли работа в группе?

Кто заработал только высшие баллы?

Поэтическая минутка.

Ученик в роли Александра Сергеевича:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
По дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

5) Групповой пересказ.

Перед вами сложная задача: внимательно прочитайте стихотворные отрывки из поэмы. (“Людмила у Черномора”, “Рассказ Финна”, “Рассказ Головы”)

Попробуйте пересказать предложенный вам эпизод поэмы. Помните: поучаствовать в пересказе должен каждый.( Пересказ – работа всей группы. Группы оценивают друг друга, поднимая вверх карточки-баллы. Высший балл – 5.

6) Блиц-вопрос от А.С. Пушкина (на дополнительный балл). Правильно ответивший награждается орденом.

Сначала я назвал свою поэму “ Людмила и Руслан ” и только потом изменил название на знакомое вам “Руслан и Людмила”. Как вы объясните такую замену?

В подтверждение вашего ответа, Прослушайте фрагмент из оперы “Руслан и Людмила”. Подумайте, сохраняется ли в опере образ отважного витязя, как это подчеркивает музыка, как изменяется она в процессе звучания? Каков характер исполнения арии? Звучит фрагмент арии Руслана “Дай ,Перун, булатный меч…”.

7) Подготовка к инсценировке.

Испытать на себе все печали и радости героев, перенестись в то далекое время нам поможет актерское мастерство. Но быть актером очень сложно. Почему? Посмотрим, как умеют перевоплощаться профессионалы.

Просмотрите фрагмент из худ. фильма “Руслан и Людмила”.

8) Просматриваем фрагмент худ. фильма “Руслан и Людмила”: Людмила у Черномора.

Оцените:

Удалось ли актрисе войти в образ Людмилы?

Каков характер Людмилы?

Что удалось актрисе особенно хорошо?

Какие черты героини изображены с юмором?

9) Инсценировка.

Попробуем и мы себя в этом сложном деле. Инсценируем начальный момент поэмы ( эпизод “ Похищение Людмилы”). Лучших “актеров” наградить орденами. Все участники инсценировки получают в оценочный лист 5 баллов.

Постараемся войти в образ:

Владимир – власть, сила.
Фарлаф – хитрость, коварство.
Ратмир – мечтательность.
Руслан – мужество, отвага, любовь.
Людмила – беспечность, нежность, юность.

10) Итоги проведения инсценировки. ( лучших актеров наградить орденами).

Поэтическая минутка

Я говорил: тому, что было
Уж не бывать, уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты.
Но вот опять затрепетали
Под мощной властью красоты.

III.Итог урока.

Беседа: Что запомнилось больше всего на уроке?

Что показалось особенно сложным ?

Что нового открыли для себя?

Понравилось ли работать в группе?

Как вы оцениваете работу всего коллектива?

Собрать оценочные листы для выставления отметок в журнал.

IV. Домашнее задание.

Еще раз проверить свои знания вы сможете дома, отгадав кроссворд.

Кроссворд можно найти в рабочей тетради по литературе для 5 кл. (Комиссарова Е.В., Турьянская Б.И. Рабочая тетерадь по литературе. 5 класс /Под ред. Т.Ф. Курдюмовой/. – М.: Русское слово. – 1997. – 137с.)

Спасибо, урок окончен!

До новых встреч с Александром Сергеевичем Пушкиным!

Приложения:

А) Оценочный лист.

(фамилия,имя )

Теорет.вопросы

Коллективная работа

Групповой перессказ Инсцени

ровка

Сумма баллов оценка

Ж

З

К

               

Б) Теоретические карточки.

История.

Свою поэму А.С.Пушкин начал писать в ________ году, а закончил в _______. В 1825 году к поэме был добавлен ________________________________________.Надпись “Победителю – ученику…” принадлежит____________________. Поэма-сказка, эпизод которой позаимствовал А.С.Пушкин для своей поэмы, называлась _____________.

Театроведедение.

Опера “Руслан и Людмила” родилась в _______ году. Оперу создал великий русский композитор __________________. Премьера состоялась на сцене Большого театра в городе _____________. Либретто- словесный текст оперы, ее краткое ____________. ______________ – действующее лицо поэмы, которое в опере отсутствует.

Литературоведение.

Сюжет –____________ событий в литературном произведении. Экспозиция- изображение действующих лиц еще до_______________основного действия. Завязка-начальный ____________в развитии событий. Кульминация – самый ________ момент. Развязка –______________ момент произведения.

В) Работа по Мурманской методике.

Карточка с желтым сигналом.

Внимательно прочитайте определение юмора, выдели и подчеркни ключевые слова.

Юмор – смешное в жизни и искусстве, которое возникает тогда, когда писатель хочет показать какое-то несоответствие в жизни или поступках людей. Юмор – это добрый, веселый смех.

Прочитайте отрывок из поэмы. Найдите и выпишите строчки, где есть юмористическое изображение.

Подготовь выразительное чтение отрывка.*

*Но в тайне думает она:
“Вдали от милого, в неволе,
Зачем мне жить на свете боле?
О, ты, чья гибельная страсть
Меня терзает и лелеет,
Мне не страшна злодея власть:
Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров –
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!”
Подумала и стала кушать.

Карточка с красным сигналом.

Внимательно прочитай определение афоризма, выдели и подчеркни ключевые слова.

Афоризмы – “крылатые слова”, изречения, выражающие с предельной краткостью значительную глубокую мысль в запоминающейся форме. В отличие от пословицы афоризм имеет авторство. Нередко афоризмы – цитаты из художественных произведений.

Например: “Любви все возрасты покорны!” (А.С. Пушкин) = образец записи.

Прочитайте отрывки из поэмы. Найдите и выпишите афоризмы (образец смотри выше). Подготовь выразительное чтение отрывка.*

А)

*”Чего ты хочешь от меня? –
Нахмурясь, голова вскричала. –
Вот гостя мне судьба послала!
Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь.
Прощай!”. Но витязь знаменитый,
Услыша грубые слова,
Воскликнул с важностью сердитой:
“Молчи пустая голова!
Слыхал я истину бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!”

Б)

Читатель, расскажу ль тебе,
Куда красавица девалась?
Всю ночь она своей судьбе
В слезах дивилась и смеялась
Ее пугала борода,
Но Черномор уж был известен,
И был смешон, а никогда
Со смехом ужас несовместен.

Карточка с зеленым сигналом.

Внимательно прочитай определение архаизма, выдели и подчеркни ключевые слова.

Архаизмы – устаревшие синонимы современных слов.

Например: сей – этот; ланиты – щеки; брашна – явства, кушанья.

Образец записи: “Забыты кубки круговые, брашна (кушанье) неприятны им”.

Прочитайте отрывки из поэмы. Выпишите строки, где есть архаизмы (см. образец). Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.*

А)

Тогда неслышными шагами
Она поближе подошла;
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.

Б) *”

Стой!” – грянул голос громовой.
Он оглянулся: в поле чистом,
Подняв копье, летит со свистом
Свирепый всадник, и грозой
Помчался князь ему навстречу
“Ага! Догнал тебя! Постой! –
Кричит наездник удалой, –
Готовься, друг, на смертну сечу;
Теперь ложись средь здешних мест;
А там ищи своих невест”.

Алгоритм работы.

  1. Возьми карточку с цветовым сигналом.
  2. Прочитай, проработай самостоятельно материал первого задания.
  3. Самостоятельно выполни второе задание. Попроси у учителя ответ, проверь и оцени себя.
  4. Найди партнеров с другими цветовыми сигналами. Обозначь в тетради цвет той карточки, которую будешь выполнять.
  5. Расскажи партнерам о первом задании, пусть они расскажут о своем.
  6. Обменяйтесь карточками и выполняйте задания самостоятельно.
  7. Проверьте и оцените друг друга.

  8. Потренируйтесь в выразительном чтении отрывка.
  9. Поблагодарите друг друга. Вернитесь на рабочее место.