Основные направления работы над предложением:
Сопоставление слова и предложения
как речевой единицы.
Наглядно показать, что предложение состоит из
слов.
Определение первого, последнего слова в
предложении.
Определение количества слов в предложении.
Определение главного (Кто? Что?) слова в
предложении.
Дать практическое представление о связи слов в
предложении, необходимость согласования и
управления.
Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в
конце предложения.
Учить определять границы предложения в тексте.
Называть количество предложений. Повторять 1-ое,
2-ое, 3-е предложение.
Учить составлять предложение из слов в нужной
грамматической форме.
Последовательность работы над предложением:
Нераспространенные предложения: субъект - предикат (Девочка рисует).
Распространенные предложения из 3-4 слов:
а) субъект - предикат - объект (Девочка рисует дом);
б) субъект - предикат - объект - объект (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект - предикат - объект - локатив (Дети играют в саду);
г) субъект - предикат - объект - локатив (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект - предикат - объект - атрибутив (Бабушка подарила внучке красивую куклу)Предложения с однородными членами.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Зная, какие трудности испытывает ребенок с речевыми нарушениями при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я систематизировала материал по данному разделу и составила план-схему по работе над предложением.
При составлении плана необходимо :
Подобрать игры и упражнения по работе над предложением.
Из заданий выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка.
Расположить игры и упражнения в порядке возрастания сложности.
Подобрать игры и упражнения для развития мыслительных процессов.
Речевой материал использовать как средство предупреждения дисграфии.
Усвоить лексико-синтаксические отношения между членами предложения.
По анализу и синтезу словесного состава предложения использовать карточки- символы:
Наличие индивидуального наглядного материала (карточек - символов), условных обозначений слов позволили обеспечить:
Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.
Высокую речевую активность и умственную нагрузку.
Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.
Экономное использование учебного времени.
Реализацию познавательных возможностей детей-логопатов.
В предложенном плане представление поэтапнго обучения детей составлению разных типов предложений, и каждый этап представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании логопеда дополнен.
ПЛАН - СХЕМА работы над предложением в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Этапы работы |
Тема |
Задачи |
Содержание работы |
1 этап |
Предмет и слово | Формировать умение быстро и точно находить слова для обозначения предметов окружающего мира. Учить классифицировать слова, обозначающие названия живых существ и неживых предметов. Различать понятия "предмет", "слово". Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать наблюдательность. | Игра "Мы узнаем
мир по именам". Игра "Кто больше назовет окружающих предметов". "Разделить слова на 2 группы по вопросам Кто? Что? Игра "Задай вопрос (картинки) Кто это? Что это?" Игра "Оживи слово" Дети озвучивают картинки. Вывод: Все что нас окружает - это предметы неживые. Все, кто нас окружает - это живые существа. Любой предмет можно обозначить символом. Слово - это набор звуков, имеющих значение. |
Слово-предмет | Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Учить графически изображать слова- предметы. Познакомить с карточкой - схемой, обозначающее слово-предмет (карточка 1). Развивать зрительное и слуховое внимание и память. | Рассмотреть
картинки, отобрать те, которые обозначают:
а)живые предметы, б)неживые предметы. Поставить
вопрос в)запомнить их, назвать только те, которые отвечают на вопрос Кто? Что? Игра "Запомни, повтори" (7 слов) Слуховой диктант (10 слов) ЗАПОМНИ: Слово-предмет мы будем обозначать(карточка 1) Игра "Прогулка в лес". Кого можно встретить в лесу? Что можно увидеть в лесу? |
|
Слово-действие | Учить детей
различать слова, обозначающее действие предмета.
Помочь понять роль слова- действия. Познакомить с
карточкой- схемой, обозначающее слово-действие
(карточка 2). Учить графически изображать слово-предмет и слово -действие. Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия. Уточнить вопросы: Кто? Что делает? |
Игра "Что может
делать человек?" Слова, которые вы назвали, обозначают действия и отвечают на вопрос "Что делает?" ЗАПОМНИ: Слово-действие мы будем обозначать(карточка2) Игра "Назови что я делаю? (действия логопеда с разными предметами. Работа с двумя карточками "Слово-предмет" (карточка 1) и "Слово-действие" (карточка 2). Игра "Будь внимательным" (логопед называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку). Слуховой диктант (7-8 слов -действий) Прочитать предложение с помощью рисунков- схем (карточка 2 - карточка 1). Игра "Поработай слово-действие" В игре два участника: один из них представляет слово- предмет, второй выступает в роли слова-действия. Слово-предмет совершает всевозможные действия, а слово-действие называет эти действия. Игра "Кто как передвигается? (по теме "Живая природа") "Кто как ест?" "Кто как голос подает?" "Кто это может делать?" Вопрос - ответ (по лексической теме "профессии"). "Что делает врач, учитель, повар?" "Кто какие звуки издает?" (Дверь скрипит, ветер - воет, машина - гудит) |
|
Слово-признак | Познакомить
детей со словами, обозначающими признак
предмета. Учить правильно изменять слова,
обозначающие признаки по родам. Познакомить со схемой (карточка 3). Развивать слуховое внимание, память. Подвести детей к выводу о том, что слово-признак и слово-действие зависят от слова-предмета. |
Рассмотреть
предметы, дать описание по плану: форма, цвет, на
вкус, на ощупь,, материал из которого сделан
предмет. Задание: Поставить вопрос к словам: зеленый, свежий, желтая, красивое. Графическое изображение слова-признака. ЗАПОМНИ: Слово-признак мы будем обозначать (карточка3) Упражнение на развитие слухового внимания и памяти. Из услышанного ряда слов назвать только те, которые обозначают признак предмета. Нарисовать слова: кудрявые облака, голубой ручей, лучистое солнце. Подобрать слова-синонимы: аккуратный (чистый, опрятный) Грустный (печальный, скучный, невеселый), Смелый (храбрый, отважный, бесстрашный. Подобрать слова-антонимы к словам признакам: умный -глупый; смелый - трусливый; злой - добрый. Придумать слово к слову: осень какая? День какой? Настроение какое?. Игра-соревнование, кто больше назовет слов-признаков к предмету" Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы: Прыгучая, пушистая, рыженькая ... (белка) Маленький, круглый, колючий... (еж). Чистое, свежее, душистое... (полотенце) Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам: вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова? (Слова-признаки). Графический диктант (слова-признаки) |
|
Предлог | Уточнить
пространственные отношения, выраженные
предлогами "в, на, над, под, за, от, со, с, из-под,
из-за, через,н. Познакомить с графическим изображением предлога (карточка 4). Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, включать в предложение пропущенный предлог. |
Знакомство со
схемами предлогов, уточнить, когда мы говорим эти
маленькие слова: В - когда предмет находится внутри, На - когда предмет находится сверху, Под - когда предмет находится внизу и т.д. Выставить парами предметные картинки. Придумать предложение с предлогами: гриб - елка, гриб - сковородка, шишка - елка; еж - елка, заяц - куст, лиса - нора; птица - ветка, белка - дупло, бабочка - цветок. "Прочти предложение без предлога". Что такое предлог? (Маленькое слово перед словом) Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги? |
|
2 этап |
Предложение | Дать детям
понятие о предложении. Учить детей различать
понятия "Слово" и "Предложение"; правильно
согласовывать в числе глагол с существительным,
прилагательное с существительным. Формировать
навык составления схемы предложения, опираясь на
слуховое восприятие. Закрепить понятие об интонационной законченности предложения. Сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове, как единице предложения. Учить составлять простое нераспространенное предложение с использованием графического изображения слов. Учить определять главное слово в предложении. Определять количество слов, последовательность слов. Учить составлять предложение о действиях, называть 1-ое, 2-е слово. |
Предложение-
единица человеческой речи, которая выражает
законченную речь. Предложение состоит из слов. Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Все на свете из чего-то состоит: облака из множества водяных капель, лес из деревьев, а наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова живут в предложении в согласии. Разбираются предложения (2 - 3) из 2 слов. Графическое изображение предложения. Корова мычит.(карточка 1 и карточка 2). Начертить схему предложения в тетрадях. Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в предложении? Графический диктант (работа со схемой слов) Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь. |
Учить составлять
предложение из 3-х слов: делить на слух простое
предложение на слова, называть их по порядку.
Учить выкладывать предложение с применением
известных грамматических и синтаксических
правил. Учить составлять предложение по "живой модели". |
Игра с движениями
"Ехали, поехали". Дети изображают поезд, логопед
называет слова. Слово-предмет (дети хлопают в
ладоши - остановка. Слово -действие (дети произносят звук Ч,Ч,Ч...-движение поезда) Слово - признак (дети машут рукой). Предлог (топают ногой - тормоз). Игра "Живое предложение". Продолжить предложение, которое начинаются одинаково "На столе лежат красные яблоки". На столе (карточка 2, карточка 3, карточка 1). Игра "Сплетем венок из предложений": - Большой дом. - Дом построили строители. - Строители строят многоэтажные дома. Игра "Поймай слово в предложении" (1-е, 2-е,3-е, 4-е). Игра "Оживи слово", "Оживи предложение" (по предметной картинке) Упражнение "Собрать предложение из слов" (девочка, петь, песня, красивая) Напечатать последнее (первое) слово в предложении "На окне сидит муха". Задание: Нарисовать картинку и придумать по ней предложение. Выложить предложение, используя карточки-символы. Провести анализ словесного состава предложения. |
||
Учить
придумывать предложение, придерживаясь единого
сюжета. Учить распространять основу предложения до 5 - 6 слов, используя карточки- символы, грамотно его оформлять. Учить детей сокращать предложение до основы, используя карточки - символы слов. |
У детей
предметные картинки (девочка, мяч, дом, парк,
качели). Логопед начинает: "Это Маша, она
пообедала и решила поиграть" Продолжает
ребенок, у которого на картинке мяч. Ребенок: "Маша взяла мяч и стала подбрасывать его вверх. Задание: найти предложение по соответствующей схеме. Составить предложение соответствующее схеме. Составить предложение с парой слов "Кисточка - краски". Предложения: "Мальчик скачет". (карточки- символы) "Мальчик скачет на коне". "Мальчик скачет на быстром коне". "Мальчик скачет на быстром вороном коне". Логопед придумывает предложение, дети осмысляют его. Затем логопед просит детей сократить предложение: "Оля читает бабушке интересную книгу. Оля читает бабушке книгу. Оля читает бабушке. Оля читает. ВЫВОД: остались главные слова в предложении. Упражнение "Измени одно слово." Логопед предлагает послушать предложение, повторить его, заменив в нем одно слово. Например: "Ребята пришли из школы. Дети пришли из школы. Девочки пришли из школы". |
||
3 этап |
Обучение связной речи. | Учить
повторять рассказ из 3-4 предложений с
использованием карточек-символов. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете и по картинке. (сюжетной), грамматически правильно оформлять предложения (в рассказе). Учить считать количество предложений в рассказе и контролировать количество слов в предложениях с помощью картинок-символов. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов - описаний, загадок - описаний в творческих рассказах. |
Логопед
читает рассказ, выкладывает карточки-символы,
дети считают количество предложений. "Наступила золотая осень. В лесу листопад. Кружатся, летят, падают на землю осенние листья. Птицы улетели в теплые края." Пересказать рассказ без карточек. |