Цель. Создание оптимальных условий для математического образования в малокомплектной школе для самоопределения и саморазвития ребенка как личности, подготовка выпускника к послешкольный жизнедеятельности.
Модель предполагает такую организацию:
- Уроки
- Индивидуальные консультации
- Факультативные занятия
- Подготовка к экзаменам
- Подготовка к олимпиадам
- Мониторинг обученности и деятельности по математике
- Дополнительное образование
- Профориентация старшеклассников
- Работа летней математической школы
- Работа общества “УМ” - увлеченных математикой
- Работа кабинета математики
- Внеклассная работа “рис. 1”
Учитель выполняет координирующую, управляющую и направляющую функции.
Концептуальные положения:
- Педагогика сотрудничества, где учитель и ученик являются равноправными субъектами образовательного процесса.
- Развивающее обучение, направленное на развитие всей совокупности качеств личности ученика, т.е. реализация возможностей ученика через математическое образование.
- Проблемное обучение, направленное на самостоятельный поиск новых понятий и способов действия и формирующее личностную мотивацию ученика, его познавательные способности.
- Личностно-ориентированный подход к обучению, предполагающий создание ситуации успеха для каждого ученика, создание индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
- Профильное обучение, ориентированное на общекультурное, прикладное и профессиональное образование и определяемое набором учебных предметов, содержанием и способами развития умственного мышления.
- Содержательный аспект.
Ведущие принципы отбора содержания:
- Преемственность
- Научность
- Системность
- Индивидуализация и дифференциация
- Элективность
- Интегративность
- Компетентностный подход
Особенности содержания:
Моделирование образовательной среды, развивающей математические способности ученика, включает в себя создание математического образовательного пространства состоящее из:
- Деятельность на уроке
- Опережающее обучение
- Проблемное обучение
- Развивающее обучение
- Профильное обучение
- Организация внеклассной деятельности
- Индивидуальные консультации
- Факультативные занятия
- Экзаменационные консультации
- Подготовки к олимпиадам
- Летняя математическая школа.
- Общество учащихся “УМ” - увлеченных математикой.
Следующей особенностью содержания образования является опережающее обучение. Предполагается следующий перечень тем для опережения:
5 класс.
- Признаки делимости.
- Свойства степеней.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
- Начальные сведения из геометрии.
- Треугольники, четырехугольники и их свойства.
- Свойства смежных и вертикальных углов.
- Признаки равенства треугольников.
- Окружность и круг.
6 класс.
- Множества чисел.
- Система уравнений.
- Решение линейных уравнений с модулями.
- Формулы сокращенного умножения.
7 класс.
- Система линейных уравнений с параметрами.
- Анализ функций.
- Степень с целым показателем.
- Решение квадратных уравнений.
- Графический способ решения системы уравнений.
8 класс.
- Начала тригонометрии.
- График квадратичной функции.
- Квадратные неравенства.
- Степень с рациональным показателем.
- Площади фигур.
- Задачи по планиметрии (ЕГЭ).
9 класс.
- Векторы из стереометрии.
- Многогранники и тела вращения.
- Логарифмические уравнения.
- Показательные уравнения.
Нужно всячески поддерживать опережающее обучение. Похвалить, удвоить баллы при рейтинговой системе контроля, повысить оценку, только тогда они будут заинтересованы.
Мотивационная характеристика.
Выход на новый уровень мотивации – саморазвитие, т.е. научить ребенка учиться, чтобы самосовершенствоваться, быть компетентным.
- Аспект технологии.
Процессуальная часть.
Малая наполняемость классов (меньше 20 уч-ся) позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Построение учебного процесса основывается на мониторинговом отслеживании психолого-педагогической характеристики учащегося. Мониторинг обученности и деятельности учащихся по математике учитывает состояние здоровья, тип темперамента, общее развитие, обучаемость, который оценивается по 5-бальной шкале (ОН – очень низкий, Н – низкий, С – средний, В – высокий, ОВ - очень высокий), по которому определяется личный рейтинг в баллах и соответственно уровень его развития (уровень актуального развития, зона ближайшего развития) “рис. 2”:
1-10 - общее развитие ребенка
11-20 – обучаемость
21-30 – деятельность на уроках
31-40 - участие во внеклассной работе
Например: Шишигина Лия – ученица 10-го класса
Рейтинг: 130 баллов
ОВ – 1 5 б.
В – 15 60 б.
С – 23 69 б.
Н – 1 4 б.
Развитие: УАР – уровень актуального развития.
Обратить внимание на дополнительное образование (заочная школа при ВУЗе, репетиторство, летние республиканские лагеря, каникулярная школа и др.)
На основе диагностики разрабатываются индивидуальные планы коррекционной работы с учащимися. Таким образом, личностно-ориентированный подход в обучении математике на основе мониторинга обученности позволяет учителю максимально развить способности каждого ученика, создать ситуацию успеха для каждого воспитанника, основная цель которого научить ребенка ориентироваться в жизни, стать саморазвивающейся личностью.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, при котором учитывается индивидуальное отношение ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление самостоятельно использовать полученные знания в ситуациях, не заданных обучением.
Способы обучения:
- опорные конспекты;
- тематические вопросники (систематизация);
- опережающее и блочное обучение
- игровая технология
Способы контроля:
- тестовая технология;
- рейтинговая система;
- зачетная система;
- устные и письменные переводные экзамены.
- Развивающий аспект.
Модель образовательного пространства в малокомплектной сельской школе, развивающей математические способности учащихся, способствует росту самооценки к формированию позитивной “Я” - концепции, результаты деятельности предполагают личное достижение и успехи ученика. Применение различных технологий способствует развитию мышления через развитие навыков творческой деятельности, самостоятельной работы, активности учащихся. Развивающий компонент опыта прослеживается в:
- значимости теоретических знаний;
- передаче способов умственных действий;
- формировании пространственного мышления;
- формировании грамотной математической речи;
- в общекультурном развитии;
- в воспитании позитивной “Я” концепции.
Ученик и учитель как два субъекта одного процесса должны действовать вместе. Ученик - твой сообщник, а не подчиненный. Дать возможность стать им самим в роли учителя. У нас работает студия “Ученик - учитель”. Учащиеся дают “репетиторские” занятия, в основном на опережающие и трудные темы. Проводятся конкурсы “Лучший консультант”, “Лучший репетитор”, “Лучший затейник” и.т.д. Члены общества “УМ” - увлеченных математикой – мои первые помощники во всем. Требования к учителю – быть помощником, старшим другом, советчиком в овладении мастерством.
Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Через математику ускорить развитие наследственных данных личности. Например, если у ребенка наяву художественные данные, то не надо требовать глубоких знаний по математике. А предложить ему изучить более серьезно геометрию, порекомендовать написать рефераты по темам “Проективная геометрия”, “Леонардо да Винчи и математика”, “Компьютерная графика” и.т.д. А если ребенок имеет литературные способности, то предложить написать сказку, стихотворение более точно определяющее данную тему по математике, и не требовать от них более полного доказательства теорем и вывод формул. Им в будущем предстоит доказывать свои суждения. Нужно всячески поощрять их творческие начала и достижения в любом виде деятельности, пусть даже в спорте или в художественной самодеятельности. Ведь, в конце концов, не обязательно, чтоб все учащиеся занимались только математикой. Главное – чтобы они нашли свое место в жизни, стали полезными и нужными обществу людьми. А математика поможет им в умении планировать и анализировать свои действия, организовать и рационализировать свою деятельность, преодолевать трудности и творить.
Таким образом, в условиях сельской малокомплектной школы можно создать оптимальные условия для математического образовательного пространства, которое развивало бы математические, творческие и организаторские способности сельских школьников для их самоопределения и саморазвития.