Цели и задачи: - повторение и обобщение пройденного материала;
- развитие умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы;
- воспитание объективности в самооценки, стремления самоутверждения личности
- подведение итогов изучения темы.
Оборудование урока: - карта путешествия;
- карточки с заданиями;
- рыбки, удочка для игры “Историческая рыбалка”;
- жетоны;
- карты самоконтроля и предложений учащихся;
- фонограммы шума моря и леса.
План урока:
I. Сообщение темы и задачи урока.
Инструктаж по условиям урока-игры.
II. Проведение игры-путешествия:
1.Замок исторических вопросов.
2.Замок дат.
3.Озеро исторических задач.
4.Град исторических терминов.
5.Ярмарочная площадь.
6.Град юбилейный.
7.Роща загадок.
III. Подведение итогов урока.
На протяжении нескольких месяцев мы изучали историю России XVI – XVIII веков. На этом уроке вы должны повторить и в определенной степени обобщить учебный материал по данной теме, также закрепить в памяти исторические понятия, необходимые факты, даты. Все это будет проходить в форме игры - исторического путешествия. И у меня сегодня к вам просьба – прежде всего, поиграть от души, со спортивным азартом. На доске маршрут нашего путешествия по государству “История”, в нем каждый камешек, каждая березка в роще связана с историей нашей страны.
Уже в старину на границах Российского государства были учреждены таможенные избы, где со всех проезжающих брали “мыт” - или пошлину. В нашей игре мыт – это ваши ответы на вопросы. За каждый правильный ответ – вы будете получать баллы. Если к концу нашего путешествия вы наберете: - 23 – 24 балла – то ваша оценка “5”.
- 18 – 22 балла – то ваша оценка “4”.
- 17 – 12 баллов – то ваша оценка “3”.
Если вы наберете меньше 12 баллов – то вам придется повторить путешествие.
Все письменные задания необходимо выполнять за определенное время, если вы не успеете, то будете оштрафованы. А если наоборот – сделаете быстрее, то получите возможность заработать дополнительные баллы. Проверять ваши письменные задания мне помогут консультанты – ученики 11-х классов. За устные ответы вы будете получать гривны: 1 гривна = 1 баллу. В конце путешествия подсчитаем баллы, которые Вы наберете! Ну что, ребята, готовы? Тогда в путь!
1 станция нашего путешествия – “Замок исторических вопросов”.
1). Кто является первым русским царем? (Иван IV).
2). Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак).
3). Когда в России оформилось крепостное право? (1649г., Соборное уложение).
4). Сколько самозванцев было в России? (2).
5). С какого года в России начинает править династия Романовых? (с 1613г.)
6). Как звали первого представителя династии Романовых? (Михаил).
7). Почему современники называли XVII век – “бунташным”?
8). Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
9). Что произошло раньше: восстание под руководством Степана Разина или Емельяна Пугачева?
10). Какое главное событие решило исход Северной войны?
11). С какой целью и при каком царе происходила Северная война?
12). Назовите императоров и императриц, правивших в XVIII веке?
13). Что такое импорт?
14). Что такое экспорт?
15). Назовите известных Вам полководцев и флотоводцев XVIII века?
2 станция нашего путешествия – “Замок дат”.
В течение учебного года мы изучили их большое количество. И сейчас Вам предстоит выполнить задание, установить соответствие между событиями и датами. На своих листах Вы должны написать цифры (означающие событие), а рядом букву (означающую дату этого события). Кто раньше справится с заданиями – получит возможность выполнить дополнительное задание.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
1 |
Полтавская битва | А |
1700-1721 |
2 |
Разделы Речи Посполитой | Б |
1709 |
3 |
Северная война | В |
1682 – 1725 |
4 |
Царствование Екатерины II | Г |
1772, 1793, 1795 |
5 |
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева | Д |
1773 - 1775 |
6 |
Швейцарский и итальянский походы А.В.Суворова | Е |
1714 |
7 |
Сражение при Гангуте | Ж |
1799 |
8 |
Царствование Петра I | З |
1762 - 1796 |
3 станция нашего путешествия – “Озеро исторических задач”. В нем плавают рыбки, на которых написаны краткие характеристики людей, живших в XVIII веке. Вы должны догадаться, о ком так говорили.
РЫБКИ – ВОПРОСЫ:
1). “Работник на троне” (Петр I)
2). “Великий помор” (М.В.Ломоносов)
3). “Державный младенец” (Иван VI)
4). “Просвещенная императрица” (Екатерина II)
5). “Амператор Петр III ” (Е.И.Пугачев)
6). “Бунтовщик хуже Пугачева” (А.Н.Радищев)
Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Продолжаем путешествие.
4 станция – “Град исторических терминов”.
Возьмите листочек с заданиями и в течение 6 минут, раскройте содержание 6 терминов. Кто быстрее справиться с заданиями, может получить возможность заработать дополнительные баллы.
ТЕРМИНЫ:
- Абсолютная монархия;
- Крепостное право;
- Мануфактура;
- Меркантилизм;
- Сословия;
- Рекрутский набор.
5 станция – “Ярмарочная площадь”
Сейчас Вы должны будете рассмотреть картинки, символы и догадаться, каким историческим событиям они посвящены.
1). Ножницы
2). Новогодняя ёлка
3). Собачья голова и метла
4). Трубка, картофель, томаты
5). Крестьянские лапти, вилы, топор, костер
6). Держава, окруженная семью боярскими шапками.
6 станция – “Град юбилейный”.
Эпиграф:
“…Люблю тебя, Петра творенье,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменит другую
Спешит, дав ночи полчаса….”
А.С.Пушкин.
Возьмите листочки и ответьте на 4 вопроса, посвященных юбилею Санкт – Петербурга.
ВОПРОСЫ:
1). Назовите дату основания Санкт – Петербурга.
2). Назовите первое здание, построенное в Санкт – Петербурге.
3). Назовите главную улицу города.
4). Перечислите известные Вам памятники архитектуры и скульптуры Санкт – Петербурга.
Наше путешествие подходит к окончанию и нам,осталось проехать через последнюю станцию.
7 станция - “Роща загадок”.
Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с её помощью легче узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Наши предки понимали, что бы подружится с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они испытывали человека с помощью упражнений на сообразительность. Сейчас я проведу подобное испытание с вами.
ЗАГАДКИ:
1)
Под дубком, дубком
Свернулась клубком –
И с хвостиком.
( Репа)
2)
Красна, а не девка,
С хвостом, а не мышь.
( Морковь)
3)
Промеж грядок,
Лежит гусь, гладок.
( Огурец).
4)
Комковато, ноздревато
И мягко, и ломко
И всех милей.
( Хлеб).
5)
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мёд.
От рогатого берут
И живулькам дают.
( Молоко).
6)
Красненькие сапожки
В земле и лукошке.
( Свекла).
7)
В воде родится,
А воды боится.
( Соль).
Вот и подошло к концу наше путешествие. И в завершение его мне хочется прочитать такое стихотворение:
“Времена теперь другие
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны
Какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Слава русской старине
Слава нашей стороне!"
Сейчас наши консультанты подсчитают количество баллов, которое Вы набрали. А Вы заполните карту самоконтроля и предложений.
Моменты урока, вызвавшие интерес. | Что не понравилось на уроке. |
Моя оценка за урок по пятибалльной системе. | Мои предложения по уроку. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.