Красота внешнего облика. Мои жесты

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

– создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у младших школьников начального представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми;
– способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов;
– содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.

Оборудование:

– тема классного часа;
– пословица “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”/немецкая пословица/;
– рисунки жестов;
– задания на листочках с указанием определённого жеста.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

2. Объявление темы классного часа.

– Какие языки вы изучаете?

Дети: русский, английский, татарский, на уроках информатики – язык программирования.

– Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека “body language”. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.

Жест – движение рукой или телом, что–то обозначающее или сопровождающее речь.

Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.

Дети показывают жест большой палец вверх.

– Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак – “Прекрати говорить!/ грубо/ Замолчи!” Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.

Дети показывают поднятый вверх указательный палец.

– У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему?

Дети размышляют на эту тему.

3. – Сегодня мы с вами поговорим о жестах человека, как они влияют на его культуру. Перечислите жесты, которые вам знакомы.

Дети

– приятные/ поклоны, рукопожатия/

– добрые /поглаживание по головке, похлопывание по плечу/

– вредные/почёсывание затылка, размахивание руками/

– обидные/пальцем у виска/

– решительные/зазывание /

– профессиональные/ отдача чести у военных/

– определённой группы людей/глухонемые, иностранцы/

– Сейчас мы проведём игру “Угадай жест”.

Выходят ученики и получают листочки с заданием показать какой–либо жест. Другие учащиеся пытаются разгадать значение жеста.

– Умение читать жесты помогают понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?

Дети: словами “здравствуйте”, “привет”, кивком, рукопожатием, поцелуем.

– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.

Выслушиваются ответы детей.

4.Физкультминутка.

– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.

Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.

– Какие жесты вам неприятны?

Дети называют обидные жесты.

– Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

Дети: выбирают из 3 предложенных вариантов: да, нет, иногда. Тех, кто признался, что использует обидные жесты, хвалю за смелость и честность.

5. – Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки?

Дети рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным.

Устраивается показ и объяснение каждого знака.

6. Обобщение.

– Что нового узнали для себя сегодня.

Выслушиваются ответы детей.

– Прочитайте пословицу “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”. Объясните смысл.

– Желаю вам стать образцовыми гимназистами, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.

– А теперь, с помощью жеста, покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

Дети все показывают жест “большой палец вверх”.

Выбор данной темы классного часа был не случаен, т.к. это класс, в котором учатся одни мальчики. Классный час был проведён в абсолютно незнакомом классе другой школы города, т.к. это было условием конкурса “Учитель года – 2003”. Думаю, что такие занятия дают возможность задуматься о хороших и плохих манерах, способствуют глубокому пониманию того, что человек не только говорит, но и делает.