Цели:
– создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у младших школьников начального представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми;
– способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов;
– содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.
Оборудование:
– тема классного часа;
– пословица “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”/немецкая пословица/;
– рисунки жестов;
– задания на листочках с указанием определённого жеста.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Объявление темы классного часа.
– Какие языки вы изучаете?
Дети: русский, английский, татарский, на уроках информатики – язык программирования.
– Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека “body language”. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
Жест – движение рукой или телом, что–то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
Дети показывают жест большой палец вверх.
– Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак – “Прекрати говорить!/ грубо/ Замолчи!” Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
– У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему?
Дети размышляют на эту тему.
3. – Сегодня мы с вами поговорим о жестах человека, как они влияют на его культуру. Перечислите жесты, которые вам знакомы.
Дети
– приятные/ поклоны, рукопожатия/
– добрые /поглаживание по головке, похлопывание по плечу/
– вредные/почёсывание затылка, размахивание руками/
– обидные/пальцем у виска/
– решительные/зазывание /
– профессиональные/ отдача чести у военных/
– определённой группы людей/глухонемые, иностранцы/
– Сейчас мы проведём игру “Угадай жест”.
Выходят ученики и получают листочки с заданием показать какой–либо жест. Другие учащиеся пытаются разгадать значение жеста.
– Умение читать жесты помогают понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?
Дети: словами “здравствуйте”, “привет”, кивком, рукопожатием, поцелуем.
– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.
Выслушиваются ответы детей.
4.Физкультминутка.
– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.
Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.
– Какие жесты вам неприятны?
Дети называют обидные жесты.
– Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?
Дети: выбирают из 3 предложенных вариантов: да, нет, иногда. Тех, кто признался, что использует обидные жесты, хвалю за смелость и честность.
5. – Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки?
Дети рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным.
Устраивается показ и объяснение каждого знака.
6. Обобщение.
– Что нового узнали для себя сегодня.
Выслушиваются ответы детей.
– Прочитайте пословицу “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”. Объясните смысл.
– Желаю вам стать образцовыми гимназистами, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.
– А теперь, с помощью жеста, покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.
Дети все показывают жест “большой палец вверх”.
Выбор данной темы классного часа был не случаен, т.к. это класс, в котором учатся одни мальчики. Классный час был проведён в абсолютно незнакомом классе другой школы города, т.к. это было условием конкурса “Учитель года – 2003”. Думаю, что такие занятия дают возможность задуматься о хороших и плохих манерах, способствуют глубокому пониманию того, что человек не только говорит, но и делает.