Исследовательская работа в процессе изучения значения слова как средство развития интереса к русскому языку

Разделы: Русский язык


Трудно представить современный урок без активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся, способствуют формированию умений самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, решать учебные задачи. Чтобы учеба стала потребностью, нужен интерес. Его появление обеспечивает исследовательская работа, когда участники урока погружаются в поиск ответов на поставленные вопросы (лучше сформулированные ими же самими).

Для того чтобы организовать исследование, необязательно посвящать этому целый урок, особенно когда учитель ограничен временем, отведенным на изучение определенной темы. Иногда бывает достаточно нескольких минут, чтобы у учащегося  возник интерес к традиционным, "обычным",  заданиям урока, таким, например, как знакомство с новой лексикой. Рассмотрим пример организации  исследования в процессе словарной работы.

Поскольку уроки русского языка в 5-7 классах бывают в течение рабочей недели практически ежедневно, можно уделить внимание выяснению значения слова "сретенье" как раз 15 февраля, в день празднования Сретенья.

Беседа о том, какой праздник русские люди с давних пор отмечают 15 февраля и почему он важен для них, как правило, выявляет неосведомленность детей относительно этого праздника. Конечно, учитель может сам рассказать историю Сретенья, но маловероятно, что это вызовет особый интерес у слушателей, и еще менее вероятно, что ребята запомнят полученную информацию надолго. Есть немало примеров того, как быстро учащиеся забывают факты биографии известных писателей и поэтов, сведения об исторических событиях и т.п. Лучше предоставить возможность самим ребятам найти ответы на поставленные вопросы. А для этого организовать небольшое исследование. Работа в группах позволит сэкономить драгоценное время и вовлечь весь класс в решение общей учебной задачи.

Группа №1 отыскивает в словарях (толковом, этимологическом, словаре иностранных слов и др.) значения  "сретенье",  выписывает их, сравнивает и делает вывод  о том, каково же  лексическое значение данного слова ("сретенье" от церковнославянского "встреча").

Группа №2 выясняет историю славянского  праздника Сретенье. Ребята изучают подготовленный заранее учителем материал на данную тему (в цифровом формате при наличии технических средств или на бумажных носителях), затем отбирают необходимую информацию и готовят небольшой рассказ об этом празднике.

У языческих славян день 15 февраля знаменовал встречу времен года -  зимы с долгожданной весной. Этот день отмечали гуляньями. Плели из соломы куклу Ерзовку, украшали ее и задабривали, чтобы она принесла любовь, достаток. Затем сжигали, так как считали, что  этот огонь добавлял тепла, приближал весну.

Группа №3 изучает разнообразные приметы и обряды языческого праздника Сретенья (их ребята могут сами отыскать в статьях Интернета, если в кабинете есть компьютеры или планшеты), анализирует полученную информацию, отбирает 5-10 наиболее важных примет, знакомит с ними одноклассников, обосновывает свой выбор.

Например, считалось,  если снежок на Сретенье, весна будет затяжная. Оттепель в этот день - весна будет ранняя и теплая. Капель на Сретенье - к урожаю пшеницы, ветер - к урожаю фруктов. Наши предки были убеждены, что в  день Сретенья ветер очищает ветки деревьев от нечистой силы, обеспечивая урожай фруктов. Отсюда обычай: на утренней заре надо трясти ветки. Возможно, это способствовало тому, что с веток слетал мусор, из-под коры выпадали спрятавшиеся там вредители - угроза будущему урожаю.

Группа №4 выясняет историю христианского  праздника Сретенье, знакомясь, как и участники группы №2, с материалами, предложенными учителем. Задача ребят доходчиво объяснить одноклассникам, о какой встрече рассказывается в Библии.

Речь идет о первой встрече Христа с человеком. На 40-й день рождения младенца Дева Мария принесла ребенка в храм, где её встретили старец Симеон и пророчица Анна. Симеону было уготовано жить более 300 лет, чтобы принять на руки Христа. После того как он передал Сына Божьего Матери, Симеон покидает этот мир.

Группа №5 - это ребята, любящие и умеющие выразительно читать стихи. Им предлагается инсценированное прочтение стихотворение И.А.Бродского "Сретенье", посвященное А.Ахматовой, написанное 16.02.1972 г.

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он - твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем".- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

А также участникам данной группы  предлагается передать свои впечатления от стихотворения, определить его тему и основную мысль, поразмышлять над  вопросами о времени написания произведения и его посвящении. Если ответ на какие-то вопросы не будет дан, можно предложить желающим  провести исследование дома.

После выступления участников групп уместна беседа обобщающего характера о современном значении праздника Сретенья.

Таким образом, процесс поиска информации для решения учебной задачи способствует тому, что каждый учащийся, получив определенное конкретное задание, посильное для него и поддерживающее интерес к изучаемому слову, выполняет исследовательскую работу самостоятельно,  делает небольшие, но важные открытия.