Тема: «Многообразие насекомых»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Cоздать педагогические условия для развития умений применять биологических знания на уроках других учебных дисциплин.
  • Формирования целостного представления об изучаемых объектах, повышения интереса к науке и образованию.
  • Расширение знаний о мире насекомых,
  • Изучение последовательности стилизации природных форм и элементов,
  • Развитие наблюдательности, умения выделить характерные особенности насекомых,
  • Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта

Оборудование:

  • компьютер
  • карточки с заданием

Демонстрационный материал:

Презентация “Многообразие насекомых”,

Ход урока

1 Организационный момент

2 Актуализация знаний

Самостоятельная работа

Учащиеся получают карточки с заданием.

Вариант 1

Задание 1

Выберите правильное утверждение:

  1. Тело насекомых делится на головогрудь и брюшко.
  2. У насекомых 3 пара конечностей
  3. Воздух попадает в организм насекомых через дыхальца
  4. Насекомые растут постоянно
  5. Кровеносная система замкнутого типа
  6. Для насекомых характерно наличие наружного скелета
  7. Нервная система насекомых диффузного типа
  8. Клопы относятся к отряду Равнокрылые
  9. Бабочки – представители отряда Чешуекрылые
  10. Развитие кузнечика идёт без превращения

Задание 2

Дополните фразу: “Жук навозник относится к отряду __________, для него характерно развитие --- ---- ---------; он имеет ______ ______ крыльев, одна из которых называется ________; у него __________ ротовой аппарат”

Из предложенных терминов выберите необходимые вам.

Прямокрылые, чешуекрылые, жесткокрылые, двукрылые, бабочки, стрекозы, перепончатокрылые, одна пара, две пары, три пары, нет крыльев, с превращение, без превращения, прямое, грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий, грызуще-сосущий

Вариант 2

Задание 1

Выберите правильное утверждение:

  1. Насекомые могут долго обходиться без воды и пищи
  2. Насекомые освоили все среды обитания
  3. У насекомых трёх камерное сердце
  4. Крылья располагаются на первом и втором брюшном сегменте
  5. Для насекомых характерны только фасеточные глаза
  6. У комаров ротовой аппарат колюще-сосущий
  7. Насекомые гермафродиты
  8. У прямокрылых развитие с превращением
  9. К отряду жесткокрылые относится Майский жук
  10. Для насекомых характерен процесс линьки

Задание 2

Дополните фразу: “Капустница относится к отряду _______ или ___________; она имеет _________ _______ крыльев; у нее _________ ротовой аппарат; её гусеница имеет ________ ротовой аппарат, развитие идет __ _________”

Из предложенных терминов выберите необходимые вам.

Прямокрылые, чешуекрылые, жесткокрылые, двукрылые, бабочки, стрекозы, перепончатокрылые, одна пара, две пары, три пары, нет крыльев, с превращение, без превращения, прямое, грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий, грызуще-сосущий

Вариант 3

Задание 1

Выберите правильное утверждение:

  1. Для класса Насекомые характерно наличие крыльев
  2. У Колорадского жука ротовой аппарат грызущего типа
  3. Органами дыхания у насекомых является легочные мешки
  4. Стрекозы относятся к отряду прямокрылые
  5. У пчел грызуще – сосущий ротовой аппарат
  6. У комнатной мухи непрямое развитие
  7. В состав наружного скелета насекомых входит целлюлоза
  8. Медведка живет в воде и является хищником
  9. Бабочки не являются общественными насекомыми
  10. Стрекозы являются хищниками

Задание 2

Дополните фразу: “Медоносная пчела относится к отряду _____________; у неё __________крылья, которых _______ _______; у неё ___________ ротовой аппарат; развитие идет _ __________”

Из предложенных терминов выберите необходимые вам.

Прямокрылые, чешуекрылые, жесткокрылые, двукрылые, бабочки, стрекозы, перепончатокрылые, одна пара, две пары, три пары, нет крыльев, с превращение, без превращения, прямое, грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий, грызуще-сосущий

После выполнения задания, эксперты из числа учеников проверяют правильность выполнения задания и оценивают работы.

Вариант 1:

2, 3, 6, 9, 10

Жесткокрылые, с неполным превращением, две пары, надкрылья, грызущий

Критерий оценки:

Каждый правильный ответ оценивается в один балл

  • 11-10 баллов – “5”
  • 9- 8 баллов – “4”
  • 7-6 баллов – “3”
  • 5 и менее баллов – “2”

Вариант 2

1, 2, 6, 9,10

Бабочек, чешуекрылые, две пары, сосущий, грызущий, с превращением

Критерий оценки:

Каждый правильный ответ оценивается в один балл

  • 11-10 баллов –“5”
  • 9-8 баллов – “4”
  • 7-6 баллов – “3”
  • 5 и менее баллов – “2”

Вариант 3

1,2,5,6,9,10

Перепончатокрылые, перепончатые, две пары, грызуще-сосущий, с превращением

Критерий оценки:

Каждый правильный ответ оценивается в один балл

  • 11-10 баллов –“5”
  • 9-8 баллов – “4”
  • 7-6 баллов – “3”
  • 5 и менее баллов – “2”

2 этап

Презентация 1

Часть 1

Дать характеристику отряда насекомых, о представителях которых идёт речь в загадках. Исправить ошибки и не точности, если они есть.

Слайд 2

Хоть летает, но не птица,
Тонкой талией гордится.
Собирает сладкий мед,
Но вот в улье не живёт. (Оса)

Слайд 3-4

Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)

Слайд 5-6

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Слайд 7

Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком, он поделится медком. (Пчела)

Слайд 8

Ходит над нами вверх ногами,
С нами обедает – всего отведает,
Станешь гнать – начнёт жужжать. (Муха)

Слайд 9-10

Прозрачнокрылай вертолёт
Свой совершает перелёт
С розовощёкой кашки
На блюдечко ромашки (Стрекоза)

Слайд 11-12

Кто они? От куда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки,
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Слайд 13

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету,
Он – гордость лесного оркестра,
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

Слайд 14

Она как кузнечик, но только крупней,
Есть две пары крыльев длинных у ней.
А если вредитель тот в поле попал,
То урожай у крестьян весь пропал. (Саранча)

Слайд 15

У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого подняться просим в небо,
И принести от туда хлеба? (Божья коровка)

Слайд 16

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок,
Музыканта звать ..... (Сверчок)

Часть 2

Угадай кто?

Угадайте, кто или что изображено на слайде

Слайд 18 Кузнечик. Отряд прямокрылые

Слайд 19 Муравей. Отряд перепончатокрылые

Слайд 20 Пчела. Отряд перепончатокрылые

Слайд 21 Домашняя муха. Отряд двукрылые

Слайд 22 Овод. Отряд двукрылые

Слайд 23 Саранча. Отряд прямокрылые

Слайд 24 Жало пчелы

Слайд 25 Шмель. Отряд перепончатокрылые

Слайд 26 Стая саранчи

Слайд 27 Жук-носорог. Отряд жесткокрылые

Слайд28 Комар. Отряд двукрылые

Слайд 29 Превращение гусеницы в куколку

Слайд 30 Клоп. Отряд полужесткокрылые

Часть 3

Удивительные и необыкновенные

Сообщения учащихся о насекомых

Слайд 32

Жук-носорог способен передвигать груз в 850 раз превышающий вес самого жука. Чтобы представить себе наглядно мощь насекомых, нужно вспомнить, что такое крупное животное, как слон может поднять тяжесть, равную 30-50% собственного веса, а человек тяжесть равную 50-80% своего веса. Таким образом, если бы человек, весящий примерно 70 кг, обладал силой жука носорога, он свободно бы двигал несколько железнодорожных вагонов весом 70 тонн!

Жук-носорог прекрасно летает и преодолевает без остановки расстояние более 50 км.

Слайд 33

Одна стая южноамериканской саранчи растянулась в длину на сто, а ширину на двадцать километров. Путь её лежал над многими странами континента: сохранив свой строй, пролетела она около трёх тысяч километров. Там же, в Южной Америке, другая голодная армия насекомых, атаковала табачную плантацию, съела 20 000 растений за двадцать секунд.

В 1962 году на юге Марокко саранча за 5 дней уничтожила 7 000 тонн апельсинов (по 60 тонн в час).

Слайд 34

Почетное четвертое место среди бабочек отдано Attacus atlas. Эта бабочка является не только одной из самых крупных, но и самых красивых в мире. Крылья окрашены в коричневые, красные, желтые, кремовые и розовые цвета. У этого вида самки крупнее самцов. Максимальный размах крыльев составляет 26 см. Встречается в тропических лесах Южного Китая, некоторых странах Юго-Восточной Азии (от Таиланда до Индонезии). Шёлковую нить, выделяемую гусеницей Атласа, используют для создания шёлковых тканей, а в Тайване на рынке можно увидеть оригинальные кошельки, сделанные из больших 10-сантимеровых коконов.

Слайд 35

Бражники способны развивать скорость до 50 км в час и летать на далёкие расстояния. Рекордная скорость среди бабочек – 54 км в час. Длинный хоботок позволяет им на лету полакомиться нектаром, не опускаясь на цветок. Активны бражники в сумерках, ночью, некоторые виды – днём.

Слайд 36-37

Муравьи делают “химические тропы” в муравейнике и вокруг него. Чем сильнее запах, тем больше идет по ним муравьёв, а это значит, что там их ожидает обильный корм. Муравьи весной и летом не дружат с пауками, так как часто попадают в их сети, становясь лёгкой добычей. А осенью пауки на жёлтых листьях, словно на парашютах, спускаются с деревьев на землю и прячутся в своих зимних убежищах – муравейниках, которые предоставляют им лесные рыжие муравьи. Характерно, что эти смертельные враги глубокой осенью и зимой хорошо уживаются в одном общежитии, не трогая друг друга.

Слайд 38-39

Богомол довольно прожорлив. Взрослая особь может за один присест съесть 7-8 тараканов размером в один сантиметр. Причём на поедание каждого таракана он тратит примерно полчаса.

Слайд 40

Сколопендра для человека небезопасна, людей совсем не боится, частенько заползает в дом или палатки туристов. Эта сороконожка обычно не кусается, но если она пробежит по телу, то на коже остается неприятная обжигающая слизь. Хотя встречаются и агрессивные представители, в основном – это тропические сколопендры

Этап 3

Задание 1

Прослушав запись звуков природы, определите, какие насекомые издают эти звуки?

1 Божья коровка 2-Муха

Задание 2

Литературный конкурс.

1. Какие ошибки, на ваш взгляд, допустил И.А. Крылов в своей басне “Стрекоза и муравей”?

Ответ.

“Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела....”

Знаете ли вы, что в этой басне в действительности имеется в виду муравей и кузнечик, или как его еще называют, кобылка. Дело в том, что в разговорном языке 18 века – начала 19 века слово стрекоза служило обобщенным названием для разных насекомых: так звали и кузнечика и стрекозу. Употребление слов стрекоза в значении “кузнечик” и “кобылка” проникло в художественную литературу этой эпохи.

Понятными становятся тогда слова и выражения этой басни: “Попрыгунья стрекоза лето красное пропела”, “стрекоза уж не поет”, “ты все пела”... Они никак не связываются со стрекозой, которая петь не может. Интересно, что в старинных иллюстрациях к этой басне можно встретить изображение именно кузнечика, а не стрекозы.

К середине 19 века обобщенное название стрекоза для разных видов насекомых исчезло, уступив место современным словам стрекоза и кузнечик.

2. Проанализировав полученный текст определите:

- Какие отряды насекомых участвуют в данном событии?

- Допустимо ли в отношении к ним обращение одноклассники?

- Какие биологические ошибки допущены в данном произведении?

- О каком произведении идет речь?

3. Встреча одноклассников

Повод:

Именины у двукрылой (находка сомнительного богатства)

Приглашенные:

Тараканы, бабочка, пчела, блохи, жук, кузнечик, комар, клоп.

Незваные гости:

Паук

Действие гостей:

Трусливо разбежались после нападения незваного гостя на хозяйку вечеринки.

Эпилог

Необыкновенное спасение именинницы, противоречащее всем законам природы.

Ответ.

  1. Таракановые, чешуекрылые, перепончатокрылые, блохи, жесткокрылые, прямокрылые, двукрылые, полужесткокрылые
  2. Да, так как они являются представителями одного класса - насекомые.
  3. Комар не мог убить паука. Брак между мухой и комаром так же не возможен
  4. К.Чуковский “Муха-Цокотуха”

Консультанты оценивают степень участия учащихся в своей группе в выполнении заданий.

Самооценка учеников.

Подведение итогов.

30.03.2015